ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Рыбакова Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБДОУ города Иркутска детский сад №166

Город Иркутск

Тема: Игра как средство развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста

В теоритическая часть состоит :

  • Предмет исследования – коммуникативные игры как средство формирования культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
  • Поставленная Цель: определить особенности формированию культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр.
  • Задачи:
  1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр.
  2. Выделить педагогические возможности коммуникативных игр в форми-рования культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного воз-раста со сверстниками.
  3. Провести исследование по изучению особенностей проявления культуры межличностного общения старших дошкольников со сверстниками.
  4. Подобрать коммуникативные игры на развитие культуры межличност-ного общения старших дошкольников со сверстниками.

 

  • Методы исследования:

изучение литературы;

педагогическая диагностика;

качественный и количественный анализ результатов.

 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы.

Так же практическая часть: Практические подходы к формированию культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр.

Целью констатирующего этапа нашего исследования является изучение уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста для выявления причин, вызывающих затруднения в общении. Для этого мы воспользовались методическим пособием «Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста.

В процессе проведения методики нам предстояло выявить следующие проблемные вопросы:

  1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
  2. Как относятся все остальные дети группы к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети;
  3. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его;
  4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.

Каждый ребенок в индивидуальной беседе с воспитателем распределяет по двум домам всех детей своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом).

В результате проведения методики были выделены дети-лидеры, дети, менее выбираемые в общении и отверженные дети.

Лидеры (наиболее благополучные в общении дети) обычно оказываются дети, которые преуспевают в какой-либо деятельности, умеют играть и ладить с другими детьми, как правило, веселые и приветливые. Другие дети подчеркивают их красоту, опрятность, послушание. С помощью этих детей необходимо пытаться поднимать статус детей неблагополучных путем поручения им совместных дел, организации общих занятий. Можно поставить рядом их кроватки, разместить рядом их шкафчики для одежды, посадить рядом за обеденный стол и т.п.

Дети, менее выбираемые в общении – это обычно те дети, которые не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же крайне не уверенны в себе. Используя результаты обследования, можно определить, почему другие дети не любят данного ребенка, почему он сам не любит других, и выяснить, прав ли он, предполагая, что к нему плохо относятся, адекватна ли его самооценка.

Отверженный ребенок – это тот ребенок, с которым дети меньше всего предпочитают общаться.

Вывод: Таким образом, результаты данного исследования показали, что категория «лидеры» в группе составляет 20 % (6 человек), «дети, наименее выбираемые в общение» – 70% (12 детей). Данный показатель говорит о том, что в группе оппонентов многие нуждаются в коррекции взаимоотношений. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия. Категория «Отверженные» дети составили 10 % (2 ребенка). Это можно объяснить тем, что из отверженных 1 ребенок не инициативный, при разговоре с взрослым испытывает страх, не охотно вступает в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечает с большим затруднение

Результат

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Ребенок постигает окружающий мир через слово, через общение с людьми. Общение оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется. Однако, ранее педагогическое вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Открыть мир общения во всем его многообразии, научить дошкольника сопереживанию значит решить проблему нравственного воспитания. А руководящим принципом современного образования и воспитания является опора на культурные традиции, признание самостоятельного значения духовных ценностей.

  Общение – это многоплановый процесс развития контактов (взаимодействия)  между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и направленный на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н . Леонтьев, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.).

     Межличностное общение – это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. Когда речь идет о культуре межличностного общения, то рассматривается  совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Проанализировав различные подходы ученых к изучаемой проблеме (К. А. Абульханова, М. П. Козырева и др.) мы уточнили понятие «культура межличностного общения дошкольника».

 Культура межличностного общения старшего дошкольника это личностное образование субъекта, включающее в себя следующие компоненты:

– личностный компонент – совокупность таких значимых качеств, как бесконфликтность, толерантность, доброжелательность, отзывчивость; мотивация к позитивному взаимодействию с участниками межличностного общения;

– мотивационно-ценностный компонент – ценностное отношение к моральным нормам, правилам поведения, принятым б обществе;

– информационный компонент – система знаний о культуре межличностного общения, основополагающих нормах и правилах поведения в обществе, бесконфликтном общении с окружающими;

– поведенческий компонент – совокупность умений и навыков культурного межличностного общения, которая необходима ему для успешного прямого и непосредственного взаимодействия с взрослыми, сверстниками и другими детьми в разнообразных жизненных ситуациях.

Культура межличностного общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Основы культуры межличностного общения – гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры межличностного общения у детей требует формирование доверия и доброжелательности к другим людям (взрослым и сверстникам). Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, общение женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры межличностного общения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Непременный атрибут культуры межличностного общения ребенка со сверстниками – доброжелательность и тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков.

Обратившись к исследованиям И. А. Беляевой, Н. А. Коротковой,  М. И. Лисиной,  Е. О. Смирновой и др.,  мы пришли к выводам, что развитие общения со сверстниками в разных его формах наиболее эффективно происходит в условиях игровой деятельности. Целенаправленное комплексное формирование культуры общения ребенка в процессе игровой деятельности  обеспечивает обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со сверстниками, удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

С целью повышения уровня культуры межличностного общения  детей старшего дошкольного возраста со сверстниками мы разработали план-программу  коммуникативных  игр. С введением в действие предложенного плана-программы организации  коммуникативных  игр возросла не только эффективность общения, но и значительно улучшился общий результат работы по нравственному воспитанию детей. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня культуры общения, полученным в процессе диагностики.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами лан-программа, направленная на формирование культуры межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в процессе  коммуникативных  игр, является целесообразной,   эффективной и практически оправданной.

                                 

  публикации статей для педагогов

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.