ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Милейкина Валерия Александровна

Педагог-психолог

КГБОУ «Норильская школа-интернат»

Красноярский край, г.Норильск

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Норильская школа-интернат»

 

 

               «Принято»:                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

               Педагогический совет                                                                                                                Директор школы

               КГБОУ «Норильская школа-интернат»                                                                                ______________С.М.Андрух

               Протокол от 31.08.2023 г. № 1                                                                                               «____»_________2023 г.

 

 

 

 ПРОГРАММА

 

коррекционно-развивающих

 занятий по снижению уровня агрессивности

у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог:

Милейкина В.А.

 

 

2023- 2024 учебный год

 

Нормативно-правовые документы

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с ОВЗ составлена на основе следующих нормативно-правовых документах:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180);
  4. Приказа Министерства Просвещения РФ от 02.2022 № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 №115»;
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  7. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  8. Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Норильская школа-интернат»;
  9. Учебного плана на 2023-2024 учебный год КГБОУ «Норильская школа-интернат»;
  10. Годового календарного графика на 2023-2024 учебный год;
  11. Расписания уроков КГБОУ «Норильская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
  12. Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия: рекомендации и авторские разработки  З.И. Бересневой, Г.Н. Казаковцевой; адаптированный вариант методик Луковенко, Т. Г. «Профилактика агрессивного поведения детей – сирот в условиях детского дома» / Т. Г. Луковенко // Образование и саморазвитие.  2007.  № 4. С. 134 – 139. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999, 384 с.; МИР ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Редактор Н.П. Пащенко Вёрстка М.А. Кривошеина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

             Овладение навыками общения, постижение коммуникативной культуры в начальной школе – залог оптимизации процесса адаптации в среднем звене. Существенным аспектом, определяющим качество обучения младших школьников, является формирование коммуникативных компетенций. Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто источником трудностей во взаимоотношениях между детьми, взрослыми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям.

             В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. Обучающимся с особенностями психофизического развития свойственна эмоциональная незрелость, связанная преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, склонность к полярным, лишенных тонких оттенков эмоций, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Поэтому тема эффективности психологических методов воздействия на проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей на сегодняшний день актуальна.

Работа по коррекции снижения агрессивных форм поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, а также формирование чувства эмпатии.

 

 

 

Цель программы: снижение тенденции к агрессивному поведению и обучение социально-приемлемым формам общения и поведения.

 

Задачи программы:

  • сформировать социально приемлемые стиль общения и способы поведения;
  • оказать помощь в развитии навыков самоконтроля и ответственности за свое поведение;
  • оказать помощь в формировании умения выражать гнев в приемлемой форме.

 

Программа коррекционного курса составлена с учетом особенностей развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), рассчитана на 13 недель: 2 недели отводится на первичную диагностику, 10 – непосредственно на коррекционно – развивающую работу, 1 – на итоговую диагностику. Оптимальное количество учеников в группе - 5-6 человек, в возрасте 7-10 лет. Занятия могут проходить как в групповой форме, так и индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика коррекционного курса.

 

Этапы работы

 

  1. Организационный.

              На первом этапе происходит диагностика с целью выявления агрессии у

обучающихся. Используется методика - опросник «Агрессия. Ребенок глазами взрослого»

(Приложение 1), Графическая методика “Кактус” (Приложение 2).

  1. Психокоррекционный этап.

              На втором этапе происходит коррекционно-развивающая деятельность. Занятие

состоит из нескольких частей, включающих в себя игры на знакомство, повышение

позитивного настроя, эмоциональное и мышечное расслабление, осознание собственных

потребностей, снижение уровня личной тревоги, развитие позитивной самооценки, обучение

ребенка адекватному выражению своего гнева, обучение ребенка техникам и способам

управления собственным гневом.

             Это игры с использованием образов, игры, основанные на литературных

произведениях, на импровизированном диалоге, на инсценировке с использованием

сенсорных, массажных мячей. Также коррекционная деятельность включает в себя другие

методы: музыкотерапия (с использованием специальной релаксационной музыки),

арттерапия.

На данном этапе необходимо взаимодействовать с родителями обучающихся и

педагогами.

Занятия проводится 1 раза в неделю. Игровая форма работы предпочтительнее в

данной ситуации, т.к. именно игра является наиболее успешной деятельностью для всех

детей, а особенно детей с ментальными нарушениями.

  1. Подведение итога. Анализ эффективности работы: итоговая диагностика,

исследование динамики состояния каждого ребенка.

             Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов с интеллектуальной

недостаточностью, включает в себя 15 занятий, которые распределены по

неделям и объединены одной темой. Продолжительность занятий 20-25 минут.

 

III. Описание места коррекционного курса.

 

Коррекционный курс «Коррекция агрессивного поведения младших

школьников с интеллектуальной недостаточностью» входит в формируемую часть годового

учебного плана. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных

видов деятельности обучающихся.

Коррекционная работа проводится в индивидуальной форме или подгрупповой

форме. Оптимальное количество учеников в группе - 5-6 человек в возрасте 7-10 лет.

Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.

Программа коррекционного курса рассчитана на 17 занятий – 1 раз в неделю.

 

  1. Результаты освоения коррекционного курса.

 

Возможные результаты освоения курса «Коррекция агрессивного

поведения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»:

Минимальный:

- обучающийся понимает какие эмоции существуют;

- обучающийся понимает какое у него настроение и его причину;

- обучающийся планирует и контролирует свои действия с незначительной помощью

педагога;

Достаточный:

- обучающийся способен самостоятельно контролировать своё поведение;

- обучающийся понимает своё эмоциональное состояние;

- обучающийся понимает и принимает правила поведения;

- обучающийся адекватно взаимодействует и окружающими людьми.

 

 

 

  1. Содержание коррекционного курса.

 

Структура занятий предусматривает сочетание различных видов деятельности и

включает в себя:

Часть 1. Вводная. Цель – настроить ребенка на совместную работу, установить

эмоциональный контакт. Основные процедуры – приветствие, игры с именами.

Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего

занятия. В структуру занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и

коррекцию эмоционально-личностной, поведенческой сфер ребенка.

 

Основные процедуры:

 

  • сказкотерапия с импровизацией;
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на формирование навыка контроля и управления собственным

гневом, обучение детей некоторым приемам саморегуляции, освоение

релаксационных техник;

  • рисование;
  • игры на снижение тревожности и повышение самооценки.

Часть 3. Завершающая. Цель –закрепление положительных эмоций от работы на

занятии.

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие

саморегуляции детей, а именно:

  • упражнения на мышечную релаксацию (снижения уровня возбуждения,

снимают напряжение);

  • мимическую гимнастику (снятие общего напряжения);
  • двигательные упражнения.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким

образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный

характер, как правило, они индивидуальны в каждой подгруппе.

 

  1. Тематический план.

 

Вид деятельности

Кол-во

часов

 

1

Первичная диагностика

2

2

Занятие №1.

1

3

Занятие №2.

1

4

Занятие №3.

1

5

Занятие №4.

1

6

Занятие №5.

1

7

Занятие №6.

1

8

Занятие №7.

1

9

Занятие №8.

1

10

Занятие №9.

1

11

Занятие №10.

1

12

Занятие №11.

1

13

Занятие №12.

1

14

Занятие №13.

1

15

Занятие №14.

1

16

Занятие №15.

1

17

Итоговая диагностика

1

 

 

 

 

 

 

 

Часы

Наименование форм работы,

упражнений.

 

Оборудование

 

Первичная

диагностика

 

2

Опросник «Агрессивность. Ребенок

глазами взрослого», Графическая методика “Кактус”.

 

Карта наблюдения

 

Занятие №1.

1

«Знакомство».

Знакомство «Имя + жест».

Упражнение «Слон, береза, тостер».

Упражнение «Какой я…».

Мяч, пластилин, картон.

Занятие №2.

1

Приветствие «Поздороваться как животные».

Упражнение «Запрещенное движение».

Упражнение «Волшебный дождик».

Картинки с животными

Занятие №3.

1

Приветствие «Имя + любимый мультфильм».

Упражнение «Пантомима «Мультики».

Упражнение «Передай монетку».

Карточки с персонажами мультфильмов, монета.

 

Занятие №4.

1

 Приветствие «Имя + любимый фильм».

Упражнение «Топните те, кто…».

Упражнение «Первооткрыватель».

 

Воздушные шары, фломастеры.

Занятие №5.

1

Приветствие «Имя + любимая сказка».

Упражнение «Комплименты».

Викторина «Волшебный мир сказки».

Картинки со сказочными персонажами.

Занятие №6.

1

Приветствие «Мы с тобой похожи…».

Упражнение "Волшебное слово "пожалуйста".

Упражнение «Волшебная страна эмоций».

Картинки с эмоциями, карандаши, фломастеры.

Занятие №7.

1

Приветствие «На что похоже мое настроение…».

Загадки «эмоции».

Групповой коллаж «Волшебная страна шаров».

Иллюстрация эмоций,

Бумага, ножницы, фломастеры, карандаши.

Занятие №8.

1

«Приветствие без слов».

Упражнение «Зеркало эмоций».

Упражнение «Цветы».

Иллюстрация эмоций,

ноутбук, музыка.

Занятие №9.

1

Приветствие «Мое любимое животное».

Упражнение «Копилка хороших поступков».

Дидактический материал: «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Занятие №10.

1

Приветствие «Мой любимый цвет».

Упражнение «Телефон настроения».

Упражнение «Передай маску».

Музыка,

иллюстрация эмоций, веревка.

Занятие №11.

1

Приветствие «Моя любимая геометрическая фигура».

Упражнение «Движения животных».

Упражнение «Ты мне нравишься».

 

Карточки с фигурами,

музыка.

 

Занятие №12.

1

Приветствие «Мой любимый танец».

Упражнение «Туристы».

Упражнение «Морские звездочки».

Музыка, пластиковые

стаканчики, кегли, кубики, шарик.

Занятие №13.

1

Приветствие «моя любимая игрушка».

Упражнение «Кто громче?».

Упражнение «Колдун».

Бумага, карандаши, скакалка.

Занятие №14.

1

Приветствие «мой любимый урок».

Упражнение «Магазин настроения».

Упражнение «Копилка хороших поступков».

Изображение различных

ситуаций, эмоций.

 

Занятие №15.

1

Упражнение «Стрельба по мишеням».

Упражнение «Размотало – замотало».

 Упражнение «Правда и ложь», «Добро и зло».

Карточки с эмоциями,

музыка (громкая, тихая).

 

Итоговая диагностика

1

Опросник «Агрессивность. Ребенок

глазами взрослого», Графическая методика “Кактус”

 

Карта наблюдения

 

 

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

 

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки,

веревки, скакалки.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, конструкторы,

настольные игры, разрезные картинки или открытки на определенную тематику, краски,

пластилин, мозаика.

Сенсорные игрушки: мешочки, сенсорная тропа, крупа.

Пособия: для создания игрового комплекса были использованы рекомендации и авторские разработки  З.И. Бересневой, Г.Н. Казаковцевой; адаптированный вариант методик Луковенко, Т. Г. «Профилактика агрессивного поведения детей – сирот в условиях детского дома» / Т. Г. Луковенко // Образование и саморазвитие.  2007.  № 4. С. 134 – 139. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999, 384 с.; МИР ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Редактор Н.П. Пащенко Вёрстка М.А. Кривошеина.

 

 Каждый комплекс, включает в себя игры, решающие следующие задачи:    

  • формировать у детей чувства идентификации с коллективом.
  • создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения.
  • создать условия для снижения эмоционального напряжения.
  • нейтрализовать негативные переживания детей, развить толерантность и позитивный социальный опыт личности.
  • преодолевать у детей состояние внутренней изоляции.
  • развивать у детей способность видеть и понимать другого ребенка.
  • формировать произвольные формы поведения.

Оборудование для проведения диагностики: бланк с вопросами, бумага, карандаши.

 

VIII. Оценка достижения планируемых результатов.

 

Оценка отмечается (в ходе наблюдения) при проведении комплексного обследования

обучающихся. Первый раз в начале сентября, итоговая - в мае (в зависимости от

времени, в которое был зачислен ребенок). Диагностический материал представлен в

Приложении 1, Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (опросник)

Ф.И.О. ребенка________________

Дата заполнения________________________

0 - нет проявлений агрессивности, 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда,

4 - непрерывно.

 

 

Признаки проявления

агрессивности у

ребенка

 

Как проявляется агрессивность

 

Как часто

наблюдается

Вегетативные признаки

• краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева• облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

 

 

01234

01234

 

Внешние проявления

агрессивности

 

• кусает губы в состоянии раздражения

• сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

• сжимает губы, кулаки, когда обижают

• тревожное напряжение разрешается гневом

01234

01234

01234

01234

 

Длительность агрессии

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

01234

01234

 

Чувствительность к

помощи взрослого

 

• помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной

агрессией

• помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной

агрессии замечания в словесной форме не тормозят проявления физической

агрессии.

 

 

 

01234

01234

01234

01234

01234

 

Особенности отношения

к собственной агрессии

 

• ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает

вести себя агрессивно

• ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как

таковые

01234

01234

 

Недостаточность в проявлении гуманных чувств

 

• стремится делать назло другим

• проявляет безразличие к страданиям других

• стремится причинить другому страдание

• у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

 

01234

01234

01234

01234

 

Реакция на новизну

• новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления

агрессивности• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

 

 

01234

01234

Реакция на ограничение

при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

• 01234

 

Реактивность

(чувствительность к

агрессии других)

 

• проявляет агрессивные реакции первым

• первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка

• проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других

• толкается, когда обижают

• бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

 

01234

01234

01234

01234

01234

 

Чувствительность к

присутствию других

 

• ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное

поведение у ребенка

• присутствие других (детей, взрослых)

• провоцирует агрессивность у ребенка

• щиплется на глазах у всех

• толкает сверстника на глазах у всех

 

01234

01234

01234

0 1234

01234

 

Физическая агрессия, направленная на предмет

 

• ломает постройку на глазах у всех

• ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку,

книжку

• ребенок бросает предмет об стенку

• ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем

это требуется по правилам игры

• отрывает кукле руки, ноги

 

01234

01234

01234

01234

01234

 

Агрессия, направленная

на сверстников

 

• толкает других детей в состоянии раздражения

• походя, мимоходом ударяет встречных

• бьет других детей в состоянии раздражения

• ударяет детей и внезапно успокаивается

• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

• кусает других детей в состоянии раздражения

01234

01234

01234

01234

01234

01234

 

Агрессия, направленная

на себя

 

• просит себя стукнуть еще раз

• берет на себя вину за других

• рвет на себе волосы

• щиплет себя в состоянии раздражения

• кусает себя в состоянии раздражения

 

01234

01234

01234

01234

01234

Вербальная (словесная)

агрессия

 

• говорит обидные, грубые слова детям

• говорит обидные слова взрослым

• говорит нецензурные слова детям

• говорит нецензурные слова взрослым

 

01234

01234

01234

01234

 

Агрессивность в виде

угрозы

 

• замахивается, но не ударяет другого

• пугает другого

 

01234

01234

 

Агрессия направленная

на животных

 

• щиплет кошку

• выкручивает кошке хвост

• специально наступает на лапы собаке

• отрывает крылышки насекомым

 

 

01234

01234

01234

01234

 

Агрессия разных видов и

направленности

 

• агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз),

направленная на все окружающее (предметы, близких людей,

животных и пр.)

 

01234

 

Неупорядоченные

проявления агрессии

 

• плюется в состоянии раздражения

 

 

01234

 

 

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полученные баллы

 

Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления

ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно

овладевает собственной агрессивностью.

 

Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как

патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

 

Уровень III - от 134 до 201 балл. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и

медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

 

Уровень IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает

влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Приложение 2.

Графическая методика “Кактус”

 

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

     .   пространственное положение;

  • размер рисунка;
  • характеристики линий;
  • сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. Этот кактус домашний или дикий?
    2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
    3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
    4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
    5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание коррекционно-развивающего курса

 

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО

Цель: знакомство участников группы между собой, и активизация работы участников, создание благоприятной психологической атмосферы внутри группы.

1.Приветствие (2 мин.) Участники представляются, называя свое имя.

2.Знакомство «Имя + жест» (3 мин.) Участники называют свое имя и показывают какой-то индивидуальный жест.

  1. Упражнение «Слон, береза, тостер» (10 мин.)

Дети становятся в круг, а ведущий в центре, он показывает основные движения: слон, береза и тостер. Начинается игра. Ведущий крутиться и резко показывает на одного участника и говорит, что ему изображать. Кто не успеет, тот становиться ведущим.

  1. Упражнение «Какой я…» (10 мин.)

Ученикам предлагается назвать по одному прилагательному, которое его характеризует. Игра проводится с мячиком. Участник ловит мяч, называет свое качество и передает дальше.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.

  1. Приветствие «Поздороваться как животные» (5 мин.)

Участникам предлагается поздороваться так, как это делают животные: олени трутся ушками, волчата – боками, ежики – спинками, зайчики лапками, кошечки носиками.

  1. Упражнение «Запрещенное движение» (10 мин.)

Участники располагаются в кругу. Ведущий обозначает, какое движение запрещено и его не надо повторять, остальные движения надо повторять за ведущим. Начинается игра. Главное это быстрый темп, кто ошибся, тот выходит из игры.

  1. Упражнение «Волшебный дождик» (5 мин.)

Вначале нужно придумать красивую легенду про дождь. Затем ведущий говорит о правилах. Сначала участники бьют по ладошке одним пальчиком, затем двумя и так постепенно переходят ко всей ладошке, затем в обратном порядке. Задача выполнять это упражнение молча, потому что только тогда можно будет услышать волшебный дождик.  

ЗАНЯТИЕ 3.

Цель: помочь детям найти контакт друг с другом, наладить внутригрупповое взаимодействие участников, командообразование.

  1. Приветствие «Имя + любимый мультфильм» (5 мин.) Участникам предлагается назвать свое имя и любимый мультфильм.
  2. Упражнение «Пантомима «Мультики»» (10 мин.)

Кто показывает слово, встает перед группой, ведущий заранее готовит карточки с персонажами мультфильмов, а потом показывает их водящему. Кто отгадал тот и становится водящим.

  1. Упражнение «Передай монетку» (10 мин.)

Группа стоит в кругу. Нужно передавать монету удерживая ее только на определенной части тела. Помогать руками запрещено. Каждый раз, если кто-то не справляется игра начинается заново. Способы передачи монетки:

  • На тыльной стороне кисти
  • На запястье
  • На локтевом сгибе
  • На лбу

ЗАНЯТИЕ 4.

Цель: сплочение группы, активизация внимания участников, развитие умения взаимодействовать в тесном контакте друг с другом.

  1. Приветствие «Имя + любимый фильм» (5 мин.) Участники называют свое имя и любимый фильм.

2.Упражнение «Топните те, кто…» («Поменяйтесь местами те, кто…») (5 мин.)

 Ведущий называет какой-либо признак (кто любит мармелад, у кого голубые глаза, кто умеет плавать и т.д.) и те участники, которые обладают этим признаком топают (или меняются местами).

  1. Упражнение «Первооткрыватель» (10 мин.)

Сначала участникам предлагается «открыть» новую планету – надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем «Заселить» эту планету жителями – быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами. У кого «жителей» на планете окажется больше – победитель.

ЗАНЯТИЕ 5.

Цель: повышение концентрации внимания участников, развитие умения взаимодействовать невербально друг с другом, сплочение команды.

  1. Приветствие «Имя + любимая сказка» (5 мин.) Участники называют свое имя и любимую сказку.
  2. Викторина «Волшебный мир сказки» (15 мин.) Участникам задаются вопросы по сказкам, а им необходимо найти карточку с правильным вариантом ответа.

1)Кто есть кто?

  • Матроскин (кот)
  • Мойдодыр (умывальник)
  • Гена (крокодил)
  • Дядя Федор (мальчик)
  • Леопольд (кот)

2)Сосчитай героев в сказке

  • “Репка” (6)
  • “Машенька и медведь” (4)
  • “Колобок” (7)
  • “Курочка Ряба” (4)

3)Кто виноват?

  • кто разрушил теремок? (медведь)
  • кто разбил золотое яичко? (мышка)
  • кто украл Иванушку и Аленушки? (гуси)
  • кто съел бабушку Красной Шапочки? (волк)

4)Кому принадлежат слова:

  • Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (колобок)
  • Не садись на пенек, не ешь пирожок… (Машенька)
  • Мы с тобой одной крови: ты и я! (Маугли)
  1. Упражнение «Комплименты» (5 мин.)

Участники по очереди говорят друг другу комплименты, главное, чтобы всем сказали приятное. 

ЗАНЯТИЕ 6.

Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения, обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний, совершенствование мелкой моторики руки и координации движений и развитие уверенности в себе.

  1. Приветствие «Мы с тобой похожи…» (5 мин.) Глядя на соседа справа (слева), нужно назвать что-то общее. Можно не только внешний признак, но и черту характера, хобби и т.д.
  2. Упражнение "Волшебное слово "пожалуйста" (5 мин.)

А сейчас все вместе мы поиграем в игру на внимание. Я попрошу выполнять вас некоторые действия. Но выполнять вы их будете только тогда, когда я произнесу слово "пожалуйста". Итак,:

Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу.

Похлопайте, пожалуйста, в ладоши.

Топните левой ногой.

Топните, пожалуйста, правой ногой.

Подмигните левым глазом.

Покажите язык.

Щелкните, пожалуйста, пальцами правой руки.

Щелкните, пожалуйста, пальцами левой руки.

Поднимитесь, пожалуйста, со своих мест.

А теперь сядьте.

  1. Упражнение «Волшебная страна чувств» (методика «Волшебная страна чувств).

Задание:

1). Раскрась домики в цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный. 2)ю Рассели в цветные домики жителей этой страны. 3) Раскрась карту. (10 мин).

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель: формирование способности понимать невербальное поведение, выражение эмоций, актуализация личностных ресурсов, групповое сплочение.

  1. Приветствие «На что похоже мое настроение (3 мин.) Предлагается озвучить свое настроение путем ассоциаций.
  2. Загадки «Эмоции» (2 мин.)

Участникам предлагается ответь на загадку, подняв соответствующую картинку с эмоцией.

  1. Групповой коллаж «Волшебная страна шаров» (20 мин).

Детям предлагаются готовые силуэты воздушных шаров, вырезанные из бумаги, их задача нарисовать или написать пожелание группе или себе. Затем каждый приклеивает свой шарик на общий ватман.

ЗАНЯТИЕ 8.

Цель: формировать умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника - его черты характера, умения, способности.

  1. Приветствие без слов (5мин).

«Ребята, как вы обычно здороваетесь? Давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т.д. Основное правило игры: "Ты попробуй поздороваться так, чтобы другому человеку от этого было приятно».

  1. Упражнение «Зеркало эмоций» (10 мин.)

Детям предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определенного настроения. Детям предлагается: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны отгадать и повторить то настроение, которое показывает ведущий.

  1. Упражнение «Цветы» (5 мин).

Дети располагаются в группе произвольно. Ведущий читает стихотворение, сопровождая его игровыми действиями.

Психолог: брошу в землю семена.

Психолог легко касается головы каждого ребенка, дети приседают. Поливать мне их пора.

Психолог поглаживает каждого ребенка по голове, дети соединяют ладошки над головой.

Из зеленых из росточков... (Поглаживает ладошки детей.) Появляются цветочки. Дети встают.

Наши алые цветки раскрывают лепестки.

Дети разводят ладошки. Ветерок чуть дышит.

Дети дуют. Лепестки колышет.

Дети покачивают руками над головой.

ЗАНЯТИЕ 9.

Цель: формировать умения анализировать свои поступки и поступки других детей.

  1. Приветствие «Имя + домашнее животное» (5 мин.) Участники называют имя и свое любимое животное.
  2. Копилка хороших поступков (10 мин.)

Дети садятся в круг и пытаются по очереди вспомнить, все хорошее, что было сделано за день. Как только обнаруживается поступок, который единогласно признается хорошим его «складывают» в копилку.

  1. Упражнение-завершение «Подарок» (10 мин.)

Участники встают в круг и по кругу по очереди дарят своему соседу справа подарок, только говорить нельзя, его надо показать пантомимой.

ЗАНЯТИЕ 10.

Цель: обучение эмпатии, толерантности.

  1. Упражнение «Мой любимый цвет» (5 мин.) Участники называют свой любимый цвет.
  2. Упражнение «Телефон настроения» (10 мин.)

Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломанный, то слышите неправильно. Давайте с вами попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое-то настроение. Он «будит» соседа и показывает свое настроение. Сосед будит следующего и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным».

  1. Упражнение «Передай маску» (10мин).

Все сидят в кругу. Соседу с права нужно показать какое-то выражение лица, следующий ребенок должен показать такое же. Пройдя по кругу, дети рассказывают, какие эмоции изображали.

ЗАНЯТИЕ 11.

Цель: преодолевать у детей состояние внутренней изоляции; эмоциональное развитие, расширение поведенческого репертуара.

1.Приветствие «Моя любимая геометрическая фигура» (3мин.) Участники показывают понравившуюся геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).

  1. Упражнение «Движение животных» (2мин.) Повторяем движения по тексту.

Давай поскачем как кузнечик.

Давай повиляем хвостиком, как собачка.

Давай походим, как слоник.

Давай полетаем, как птичка.

Давай поплаваем, как рыбка.

  1. Упражнение «Я мечтаю…» (10 мин.)

Детям раздаются карточки с фразами «Я мечтаю…», «Я стремлюсь…», «Я верю…» и они по кругу продолжают свою фразу.

  1. Упражнение «Ты мне нравишься» (5 мин.)

Дети сидят или стоят в кругу. Ребенок бросает мяч и говорит: «Ты мне нравишься потому, что…». Мяч должен побывать у каждого ребенка.

ЗАНЯТИЕ 12.

Цель: формировать произвольные формы поведения, релаксация.

  1. Приветствие «Мой любимый танец» (3мин.) Участники приветствуют друг друга танцем. Звучит музыка.
  2. Упражнение «Туристы» (15мин.)

Разделить детей на две команды. Из одной команды создаются препятствия, а вторая команда туристы. Туристы идут по маршруту, преодолевая все препятствия. Затем команды меняются местами.

  1. Упражнение «Морские звездочки» (2 мин.)

Звучит спокойная музыка. Дети ложатся на пол, раскинув в стороны руки и ноги, закрывают глаза, изображают морские звездочки.

ЗАНЯТИЕ 13.

Цель: создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).

  1. Приветствие «Моя любимая игрушка» (2 мин). Участники выбирают понравившуюся игрушку на период занятия.
  2. Упражнение «Кто громче?» (3 мин.)

Ведущий предлагает, как можно громче выкрикнуть, каждому ребенку, свое имя. По сигналу ведущего игра начинается и заканчивается. По ходу игры ведущий делает комментарии как можно смешнее, путая имена детей.

  1. Упражнение «Колдун» (15 мин).

Детям предлагается следующий сюжет: «Жил-был злой колдун. Он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он украл одного ребенка из нашей группы. Для того, чтобы его выручить, мы должны назвать все хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики». Важно, чтобы каждый побыл на месте «украденного».

ЗАНЯТИЕ 14.

Цель: формировать умения анализировать свои поступки и поступки других детей.

  1. Приветствие «Мой любимый урок» (5мин.) Участники называют свои любимый урок и рассказывают , чем он им интересен.
  2. Упражнение «Магазин настроения» (10 мин).

Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем или напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.

  1. Упражнение «Ладошка» (10 мин.)

Дети обводят на листиках свою ладошку, а потом на каждом пальце нарисованной ладошки нужно написать что-нибудь хорошее о себе «Я красивый», «Я – сильный» и т.д. Ведущий собирает ладошки учеников, зачитывает качества, и дети должны догадаться, чьи они.

ЗАНЯТИЕ 15.

Цель: предоставить возможность для эмоциональной разрядки; профилактика агрессивных проявлений.

  1. Упражнение «Загадай игрушку» (10 мин.)

Дети загадывают игрушку по очереди и показывают ее с помощью пантомимы, не употребляя слов. Остальные угадывают.

  1. Упражнение «Волшебник» (10 мин.)

Детям предлагается представить себя волшебникам и решить, что они хотели бы изменить в себе или в своих друзьях (семье).

  1. 3. Упражнение «Стрельба по мишеням» (5мин.)

Детям предлагается бумага, из которой они делают «снежки» и кидают в мишень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. З.И. Бересневой, Г.Н. Казаковцевой; адаптированный вариант методик Луковенко, Т. Г. «Профилактика агрессивного поведения детей – сирот в условиях детского дома»
  2. Долгова, А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика
  3. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, школьного

возраста с легкой умственной отсталостью. [Текст] / Ростов н/Д : Феникс. 2007

  1. рекомендации и авторские разработки / Т. Г. Луковенко // Образование и саморазвитие. 2007.  № 4. С. 134 – 139.   5.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999,     384 с.;
  2. МИР ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Редактор Н.П. Пащенко Вёрстка М.А. Кривошеина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.