Семионел Анастасия Сергеевна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 2
Краснодарский край, крымский район, город Крымск
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста игровой деятельности.
Задачи: закреплять название геометрических фигур, таких как: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат; закрепить знания об их свойствах (размер, цвет, форма); закреплять порядковый счетные в пределах 5; закреплять количественный счёт в пределах 5; учить детей соотносить количество предметов с цифрой; продолжать учить сравнивать предметы по величине; учить справляться с поставленной задачей самостоятельно; развивать: наблюдательность, речь, мыслительную активность; учить высказывать свое мнение и обосновывать его; развивать память и логическое мышление, внимание; расширять знания детей о частях суток; воспитывать самостоятельность и интерес к занятиям математикой.
Материалы:
Набор геометрических фигур: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник; плакат с изображением фигур, набор цифр до 5, обручи 4 шт., 5 распечатанных мячей разного размера и цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте ребята, сегодня утром нам принесли письмо, вам интересно от кого оно?
Дети: да
Воспитатель: тогда скорее откроем его и прочтем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу вам я – королева Математика. Мои помощники передали мне, что вы уже научились считать, чему я очень обрадовалась. Поэтому я приглашаю вас отправиться в путешествие по моему королевству. Отправляетесь на встречу интересным заданиям, которые ждут вас на пути. Желаю вам удачи и успехов мои юные математики!»
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы считаете, кто живёт в этом королевстве?
Дети: король, королева, геометрические фигуры, цифры, числа….
Воспитатель: совершено верно дети. В королевстве математики считают, решают различные задачи, выполняют интересные, но сложные задания. Так вот ребята Королева М. приготовила для вас задания. Но для того, чтобы отправится в это путешествие, нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Ножками потопаем, ручками похлопаем, вокруг себя обернёмся и в волшебном королевстве Математика очнёмся».
Воспитатель: а вот и первое задание от Королевы М.
Задание № 1 «Веселые мячики»
На доске 5 мячей они разного цвета и размера.
Давайте посчитаем их по порядку (первый, второй, третий и т. д.).
Сколько всего мячей? (5)
Одинаковые ли мячи? (Нет)
Скажите, чем они отличаются? (шары отличаются цветом и размером)
А что у мячей одинаковое? (У шаров одинаковая форма)
Какого цвета первый мяч? (третий, пятый шарик...)
Какой по счету синий мяч? (зеленый? оранжевый?)
Воспитатель: вы справились с первым заданием от королевы, молодцы! Продолжаем наше путешествие дальше. И приступаем ко второму заданию.
Задание №2 «Загадочные фигуры»
Воспитатель: чтобы справиться с этим заданием, нужно быть очень внимательными, ведь королева Математика приготовила для вас загадки:
1.Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются–
Угол получается
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. (треугольник)
- Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг)
- Два квадрата-близнеца–
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи. (Прямоугольник)
- Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его …(квадрат)
Воспитатель: молодцы ребята, вы были очень внимательны и без труда справились с этим заданием. Наверняка вы немного устали, и нам пора размяться и поиграть.
Задание №3 «Найди свой домик».
Воспитатель: следующее задание от королевы очень веселое и задорное. (Объяснение: обручи лежат на полу, в каждом из них расположено одной плоской фигуре: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, затем необходимо раздать детям по одной геометрической фигуре, ребята слушают считалочки и отправляются каждый в свой домик)
Воспитатель: ребята, сейчас вы превратитесь в геометрические фигуры. Закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова «В математику играю,вас в фигуры превращаю!», открывайте глаза, сейчас я буду читать вам считалочки, чью фигуру назову- та фигура бежит к себе в дом. Готовы?
Дети: да!
Воспитатель:
Раз, два, три, круг, в дом беги! (дети с фигурой круг забегают в свой обруч). Раз, два, три, квадрат, в дом беги! (дети с фигурой квадрат, бегут к себе в обруч) (тоже повторяем с треугольником и прямоугольником).
Воспитатель: ну вот ребята все фигуры, в своих домиках. Молодцы! И с этим заданием вы справились! Ну а нам надо идти дальше, на встречу новым приключениям.
Задание № 4 «Путаница»
Воспитатель: ребята, все цифры в стране математике перепутались и забыли свои места. Давайте поможем цифрам найти свое место. Нам надо расставить их по порядку от 1 до 5. (каждый ребенок выстраивает ряд цифр от 1 до5).
Воспитатель: ну что, все справились?
Дети (да)
Воспитатель: сейчас я вас проверю, какую цифру вы поставили между 2 и 4
Дети: стоит цифра 3
Воспитатель: а какую цифру вы поставили между цифрой 3 и 5?
Дети: между этих цифр стоит цифра 4.
Воспитатель: какие вы все молодцы, а сейчас я предлагаю вам посчитать числа, сначала пол порядку, а портом в обратной последовательности (дети считают цифры по порядку от 1 до5, затем в обратную сторону).
Воспитатель: отлично! Ребята вы помогли всем цифрам и теперь они стоят на своих местах. Ну что ж ребята, вас ждет последнее задание, а называется оно «Когда это бывает?»
Задание №5 «Когда это бывает»
1.Солнце встало только-только
Все ребятишки в детский сад идут
Это время как зовут?..(утро)
2.солнце в небе светит.
Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите?!
Это время назовите! (день)
3.Скоро солнышко садится,
Все закончили трудиться,
всех детей домой ведут.
Это время как зовут? (вечер)
4.В небе звездочки зажглись.
Все в кроватки улеглись.
Засыпают сын и дочь.
Это время? (ночь)
Воспитатель: Все верно, ребята, давайте расставим картинки с частями суток по порядку?!
Воспитатель: Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями от Королевы Математики, но сейчас нам пора возвращаться в группу. Закрываем глаза, и произносим волшебные слова:
«Ножками потопаем, ручками похлопаем. Вокруг себя обернёмся и в группе очнёмся»
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы были с вами сегодня? Что мы делали там? Какое задание было самым сложным? Какое задание больше всего вам понравилось?