ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Шипицына Анна Петровна

воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №67 (г. Сочи)

 

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающей действительности [1].

Согласно ФОП ДО к задачам в области речевого развития в части связной речи являются:

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей. 

 -Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях;

-Пересказывать небольшие сказки и рассказы; составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины.

-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом. средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению);

Наибольший эффект работы по развитию речи достигается, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр в моей практике саду является программно-дидактический комплекс Речь: плюс

Данный комплект позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста; охватывает все направления речевого развития; предусматривает сопутствующий материал для речевого развития; позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.

 «Речевые кубики», входящими в этот комплект, помогают в том, детям заговорить – легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В «Речевых кубиках» заложены все эти возможности.

Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:

Связная речь. Цвета кубиков структурно организую высказывание: красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

Грамматика. Цвет кубиков используется для составления предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».

Карточки «Слова обобщения», основная задача-знакомство со словами-обобщениями и закрепление их употребления; расширение словарного запаса. Всего в наборе 130 шестиугольных карточек с картинками и обобщающими понятиями.  В наборе три больших блока карточек: "Мир животных", "Мир растений", "Мир предметов". В каждом из них по 6 "видов". Шестиугольные карточки с картинками складываются в "соты-обобщения" или "ромашки". Можно собрать все шесть карточек с игрушками вокруг центральной карточки "игрушки" -  получится красивая "ромашка-обобщение". Большая радость для маленьких игроков - выложить одновременно все 18 "ромашек", насколько хватит места на столе или на полу. Примеры дидактических игр представлены в таблице 1.

 Таблица1

Дидактические игры для развития речи дошкольников средствами программно-дидактический комплекса «Речь: плюс»

 

Название игры Материал          Цель     Инструкция

«Кто ты?»           Красные кубики             Улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.     Кидаем кубик ребенку (любому из гостей), он рассказывает о персонаже, который ему выпал. Передает кубик следующему.

  

 

«Что наденем?»             Синие кубики «Время суток. Погода».               Активизировать словарь по теме «Одежда», закреплять знание частей суток и состояния погоды.               Кидаем кубик ребенку (любому из гостей), он рассказывает, что наденет, исходя из того, что выпало на кубик.

 

«Назови»           Карточки «Слова-обобщения»              Расширение, закрепление словаря               Ребенок отбирает картинки в соответствии с Видом или Родом. Взрослый предлагает назвать, что изображено на картинках.

«Много слов»  Карточки «Слова-обобщения»              Расширение, закрепление словаря               Дети подбирают ряд прилагательных, глаголов к изображению. Карточка отдается тому ,кто подобрал больше слов.

«Составь предложение»            Карточки «Слова-обобщения»              Составление и распространение предложений            Ребенок собирает цепочки обобщений. Взрослый предлагает составить предложения с использованием получившегося иллюстративного ряда.

«Составь сказку по картинкам»             Пазлы «Сказки»             Закреплять навык составлять сказочный рассказ по серии картинок.      Дети подбирают последовательно картинки к сказке. Побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием.

Игру можно дополнить кратким рассказом по картинкам.

«Какой? Какая?»            Карточки «Слова-обобщения», карточки «Антонимы»             Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.     Картинки с изображением овощей и фруктов. Воспитатель спрашивает:

— Морковь (какая?)…(оранжевая); огурец (какой?)… (зеленый)... и т.д.

«Весёлый счет»              Карточки из набора «Слова «Один-два-много»            Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.            Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

 публикации статей для педагогов

Таким образом, программно-дидактический комплекс «Речь: плюс» является эффективным средством развития способности к речевому самовыражению, коммуникации, повышения интереса к речи и устному общению, что позволяет ребенку:

             Проявлять радость от говорения, взаимопонимания, выражать интерес к общению, диалогу;

             Расширить свой словарный запас за счет слов из всех сфер жизнедеятельности;

             Научиться с помощью речи объяснять способы решения задач и проблем в разных образовательных областях и в повседневной жизни;

             Научиться выражать речевыми средствами взаимосвязи явлений и причинно-следственные отношения;

             Развить способность к диалогу, приобрести навыки культуры речевого общения.

Литература:

  1. Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования. ФОП ДО – М.: Сфера, 2023.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.