Шипицына Анна Петровна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №67 (г. Сочи)
В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающей действительности [1].
Согласно ФОП ДО к задачам в области речевого развития в части связной речи являются:
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
-Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях;
-Пересказывать небольшие сказки и рассказы; составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины.
-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом. средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению);
Наибольший эффект работы по развитию речи достигается, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр в моей практике саду является программно-дидактический комплекс Речь: плюс
Данный комплект позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста; охватывает все направления речевого развития; предусматривает сопутствующий материал для речевого развития; позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.
«Речевые кубики», входящими в этот комплект, помогают в том, детям заговорить – легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В «Речевых кубиках» заложены все эти возможности.
Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:
Связная речь. Цвета кубиков структурно организую высказывание: красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.
Грамматика. Цвет кубиков используется для составления предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».
Карточки «Слова обобщения», основная задача-знакомство со словами-обобщениями и закрепление их употребления; расширение словарного запаса. Всего в наборе 130 шестиугольных карточек с картинками и обобщающими понятиями. В наборе три больших блока карточек: "Мир животных", "Мир растений", "Мир предметов". В каждом из них по 6 "видов". Шестиугольные карточки с картинками складываются в "соты-обобщения" или "ромашки". Можно собрать все шесть карточек с игрушками вокруг центральной карточки "игрушки" - получится красивая "ромашка-обобщение". Большая радость для маленьких игроков - выложить одновременно все 18 "ромашек", насколько хватит места на столе или на полу. Примеры дидактических игр представлены в таблице 1.
Таблица1
Дидактические игры для развития речи дошкольников средствами программно-дидактический комплекса «Речь: плюс»
Название игры Материал Цель Инструкция
«Кто ты?» Красные кубики Улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря. Кидаем кубик ребенку (любому из гостей), он рассказывает о персонаже, который ему выпал. Передает кубик следующему.
«Что наденем?» Синие кубики «Время суток. Погода». Активизировать словарь по теме «Одежда», закреплять знание частей суток и состояния погоды. Кидаем кубик ребенку (любому из гостей), он рассказывает, что наденет, исходя из того, что выпало на кубик.
«Назови» Карточки «Слова-обобщения» Расширение, закрепление словаря Ребенок отбирает картинки в соответствии с Видом или Родом. Взрослый предлагает назвать, что изображено на картинках.
«Много слов» Карточки «Слова-обобщения» Расширение, закрепление словаря Дети подбирают ряд прилагательных, глаголов к изображению. Карточка отдается тому ,кто подобрал больше слов.
«Составь предложение» Карточки «Слова-обобщения» Составление и распространение предложений Ребенок собирает цепочки обобщений. Взрослый предлагает составить предложения с использованием получившегося иллюстративного ряда.
«Составь сказку по картинкам» Пазлы «Сказки» Закреплять навык составлять сказочный рассказ по серии картинок. Дети подбирают последовательно картинки к сказке. Побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием.
Игру можно дополнить кратким рассказом по картинкам.
«Какой? Какая?» Карточки «Слова-обобщения», карточки «Антонимы» Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. Картинки с изображением овощей и фруктов. Воспитатель спрашивает:
— Морковь (какая?)…(оранжевая); огурец (какой?)… (зеленый)... и т.д.
«Весёлый счет» Карточки из набора «Слова «Один-два-много» Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
публикации статей для педагогов
Таким образом, программно-дидактический комплекс «Речь: плюс» является эффективным средством развития способности к речевому самовыражению, коммуникации, повышения интереса к речи и устному общению, что позволяет ребенку:
Проявлять радость от говорения, взаимопонимания, выражать интерес к общению, диалогу;
Расширить свой словарный запас за счет слов из всех сфер жизнедеятельности;
Научиться с помощью речи объяснять способы решения задач и проблем в разных образовательных областях и в повседневной жизни;
Научиться выражать речевыми средствами взаимосвязи явлений и причинно-следственные отношения;
Развить способность к диалогу, приобрести навыки культуры речевого общения.
Литература:
- Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования. ФОП ДО – М.: Сфера, 2023.