ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Перегуда Виталина Витальевна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №11города Ейска 

муниципального образования Ейский район

Краснодарский край, город Ейск

Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Но вопрос «чему учить?» очень зависит от господствующих в обществе взглядов, в частности, на взаимоотношения человека и природы. Долгое время человек считался «мерой всех вещей», а природа рассматривалась всего лишь как средство, обеспечивающее его существование. Поэтому в настоящее время существует некоторое противоречие между целями, задачами экологического образования дошкольников и определение его содержания. Оно проявляется в выборе объектов, методик. Что получается? Цели и задачи экологического образования базируются на новой, экологической системе, а отбор содержания и методик для экологического образования дошкольников производится на основе старой. Развитие этого противоречия связано с необходимостью смены ценностных ориентиров общества в целом и каждого человека в отдельности, уходом от потребительского подхода к окружающей среде. Итак, многие годы в нашем обществе преобладал потребительский, антропоцентрический подход к постановке и решению проблем, в том числе и в образовании. Главная особенность этого периода – человек – «мера всех вещей», «властелин и хозяин» природы, способный изменить её для своих потребностей.

Экологическое образование на современном этапе потребовало перехода к новой ПАРАДИГМЕ экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-) центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдаётся не социально – экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода всё равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение среды его обитания.

Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического воспитания дошкольников:

  1. Стереотип «человек – царь, хозяин природы» наиболее характерен для 90х годов. Данное выражение рассматривало человека как меру вещей, а объекты окружающей природы – прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагалось, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учёта природных закономерностей.
  2. Стереотип «вредные и полезные животные, растения». До сих пор в экологическом воспитании дошкольников классификация живых организмов на «вредных, опасных и полезных» так же отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, «вредности» ядовитых грибов, а затем – о том, что ко всем грибам в природе надо относиться бережно. Почему появилось выражение «вредные», «полезные?» Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в своих целях. Тем же, кто создаёт какие-либо неудобства человеку, мы наградили ярлыком «вредные». Все «вредные» животные и растения, так или иначе, конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы, наносят урон урожаю. Трудно даже определить, насколько такой подход антиэкологичен, какое отрицательное влияние оказывает он на формирование у детей представлений о природе. Как правило, в категорию «вредных» попадают и многие хищники (волки, которые нападают на овец, лисицы, которые крадут кур, орлы, ворующие цыплят).

Употребление такой классификации правомерно с точки зрения сельского хозяйства, но не экологического воспитания детей младшего возраста. В этом возрасте дети очень восприимчивы к словам «плохой», «хороший». Подчас слово «вредный» дошкольники отождествляют со словами «плохой», «нехороший», «непослушный», ведь и сам ребёнок иногда слышит: «Какой же ты вредный!» Иногда за «вредность» наказывают и физически. Значит «вредные» животные в чём-то тоже виноваты и должны, с точки зрения ребёнка «исправиться», «стать хорошими», в противном случае «их накажут».

В результате такого подхода дошкольники делают вполне логичные выводы: чем меньше «вредных» животных, тем лучше, они не нуждаются в бережном отношении и охране. Вот пример из современной жизни: пятилетняя девочка на прогулке ловит жуков, дождевых червей и, зажав их в ладошке, бежит к папе с вопросом: они хорошие или вредные? Как выяснилось, девочка собиралась раздавить всех «вредных» насекомых, о которых услышала в детском саду. Опыт свидетельствует: к начальной школе у детей уже сформированы представления о волке и других хищниках как о «плохих», «злых» животных, а о зайцах – как о «хороших», «добрых». Отсюда дети делают выводы: плохой волк не нужен, его можно убивать, а потому и нет смысла охранять. Конечно, в преобразованной человеком природе, например, на полях, в огородах, на дачных участках у людей появляются конкуренты – «вредители», с которыми они вынуждены бороться. Но в эту борьбу приходится включаться, прежде всего, потому, что в искусственных сообществах не действуют законы, регулирующие равновесие в природе. Называя насекомых, птиц – «вредителями сельского хозяйства» мы должны помнить о том, что в естественных условиях они играют отведённую именно им роль, их существование необходимо для поддержания природного равновесия. Возьмём комнатную моль: в естественных условиях она выполняет важную функцию (перерабатывает шерсть, мех погибших животных, т. е. участвует в круговороте веществ). Поедая наши меховые шубы, эта бабочка часто выполняет ту роль, которую ей отвела природа. Откуда ей знать, что перед ней неприродный объект?  Почему все «вредители» живут рядом с нами? Только потому, что мы сами создаём для них благоприятные условия – обеспечиваем пищей, водой, местом обитанием. В домах заводятся тараканы, мыши, а во многих городах наблюдаются вспышки численности крыс, ворон потому, что люди создают для них комфортные условия – убежища, корм (пищевые отходы, мусор на свалках, крошки).

В естественных же условиях количество всех этих животных также регулируется законами природы (ограниченное количество пищи, «враги», болезни). Таким образом, надо чётко разделить две среды: в одной из них – искусственной, созданной человеком, - законы природы действуют не в полном объёме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем «вредными», (тараканов, крыс, мышей) должна регулироваться самими людьми. Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно.               

  1. Вот пример – объяснение необходимости бережного отношения к природным объектам, их охране только с точки зрения использования человеком. Ранее мы объясняли детям так: Лес – наше богатство, потому что он даёт нам ягоды, грибы, орехи», «Природа – наше богатство, потому что она даёт нам…». С таких же позиций рассматривались и другие сообщества – реки, озёра, моря: «Главное богатство моря – это рыба». Такой подход верен с позиции рыбака, но не эколога; для целей экологического воспитания важно показать ребёнку значение всех обитателей моря, их связи между собой. Получается, что лес и море, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! В настоящее время мы призываем ребят беречь лес, при этом крайне важно говорить о важности охраны водных объектов, роль которых в поддержании экологического равновесия столь же велика. Мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но, прежде всего, следует сказать о самоценности природы, а лишь затем – о том, как мы её используем.
  2. Помимо деления объектов окружающего мира на полезные и бесполезные, наблюдается и деление на красивые и безобразные (формируется соответствующее отношение ребёнка), опасные и неопасные. При такой оценке большое значение имеет отношение самого воспитателя к тому или иному объекту.

 Например, мало рассказать детям, что медуз трогать нельзя, потому что они жгутся, необходимо обратить внимание и на то, что медузы выполняют свою функцию в сообществе моря, на их красоту, необычный облик, на то, что нельзя изымать эти существа из моря, как это делают многие отдыхающие. Эмоционально окрашенное отрицательное отношение взрослого к тем или иным объектам крайне негативно сказывается на восприятии этих объектов (пауков, змей, жаб, лягушек) детьми. Нередко взрослые позволяют себе в присутствии ребёнка (у которого ещё не сформировалось собственное отношение к объектам природы) выражения типа: «Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его сейчас же!». Обычно это относится к лягушкам, ужам, дождевым червякам. На вопрос «Почему вы не любите тех или иных животных? большинство взрослых отвечали: «Они мокрые, скользкие, голые, неприятные». Однако в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать.

У детей часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк – нужно его раздавить. А с точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у детей бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет. Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребёнка, является крайне важным воспитательным моментом. Однако в процессе экологического образования необходимо ещё и показать ребёнку, что внешний вид любого организма – это его приспособление к жизни в определённых условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни необходимо. Но в целом, как показывает опыт, нам всем крайне сложно отойти от сложившихся стереотипов, отражающих традиционный подход. Порой мы справедливо указываем: «в природе не бывает только хорошо или плохо», но тут же добавляем: «бабочка – это хорошо, потому что она красивая, радует детей, опыляет цветы, а плохо, потому что гусеницы бабочек поедают листья (возникает вопрос – плохо кому? Человеку, его саду, а в природе численность гусениц регулируется естественными процессами). Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель – показать ребёнку, что любой живой организм включён в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.

Конкурсы для учителей и преподавателей СПО

  1. Ещё ряд стереотипов, распространённых ранее - «улучшить природу», «помогать природе», «умножать её богатства». Все эти выражения имеют право на существование, но только в том случае, если параллельно даётся ребёнку информация о необходимости соблюдения человеком законов природы. На практике же стремления людей «улучшить» природу часто оборачиваются негативными последствиями. Акцент на необходимости улучшать природу, приумножать её богатства, в сущности, отражает подход с позиции «Человек – хозяин природы». Людям трудно осознать и признать тот факт, что дикая природа прекрасно живёт по своим собственным законам, обходится без помощи человека. Иногда его стремление «помочь» оборачивается непредсказуемыми, так как помощь эта не учитывает природные закономерности. В одном ряду с этим стереотипом стоят и такие широко распространённые утверждения: «сажать деревья (растения) – хорошо», «улучшать природу – хорошо». Естественно, когда мы сажаем деревья в городе, парках, вдоль дорог, у своего дома – это прекрасно, таким образом, мы улучшаем среду своего обитания.

Стремясь «улучшить» природу, человек завозил чужеземные виды растений и животных в новые места обитания. Считалось, что обогащение флоры и фауны пойдёт им только на пользу. Сейчас общеизвестны отрицательные последствия интродукции растений и акклиматизации животных: многие новые виды стали вытеснять местные, нарушая природное равновесие, захватывая значительные территории. Нужно помогать животным, растениям, живущим рядом с нами, заботиться о них: это могут быть деревья возле нашего дома, растения цветника, голодающие зимой городские птицы – одним словом те, кто зависит от нас, наших действий. Уход за живыми организмами, забота о них оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребёнка. Но при этом он должен понимать: в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продумана. Любая деятельность, в том числе и «помощь», должна строиться с учётом законов самой природы.

Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую, биоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся ранее стереотипов. Прежде всего необходимо показать детям её уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления).

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому что она – самоценна. Наша общая задача – воспитать человека, не желающего разрушать, уничтожать, но способного жить в гармонии со всем миром – экологического человека.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.