Власов Денис Викторович, заведующий,
Виноградова Альбина Юрьевна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №105» г. Чебоксары
Аннотация: В статье раскрывается вопрос приобщение семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением через активизацию Совета отцов. Отмечаются формы работы с Советом отцов, о значимости этой работы для успешной социализации, реабилитации, психолого-педагогической поддержки воспитанников.
Ключевые слова: семейные традиции, семейные ценности, воспитание, дошкольники, Совет отцов
В современном обществе воспитание юных граждан России является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Поэтому государством выделяется особая важность воспитания детей в семье. И полнота воспитания ребенка зависит от того, как дают его родители особенно огромно влияние семьи в ранний период жизни. В семье формируются ребёнок социализируется, формируются «правильные» взаимоотношения и правила поведения, культура, ценности.
В современном мире экономические условия ставят семью в жёсткие рамки, мужчины и женщины встали на одну позицию по обеспечению своей семьи, акцент делается на удовлетворенности супругов совместной жизнью, возможность реализовать себя как личность в браке, а не их обязанностях. Такие взаимоотношения в семье могут привести к отчуждению всех членов семьи друг от друга, негативное влияние на развитие ребенка как социальной личности.
Не сформированные семейные ценности и традиции ведут к распаду семьи, к нарушению взаимоотношений супругов, родителей и детей, братьев и сестер. Семьи сохраняются благодаря брачным договорам.
На сегодня роль родительства – взаимопонимания, эмоциональной поддержки, духовного общения возрастает, не зря 2024 год объявлен Годом Семьи. Медленно меняются традиционное разделение ролей между мужем и женой и стереотипы поведения мужчины и женщины.
Мужчины и женщины, поглощенные работой, бизнесом, собственными делами, уделяют мало времени воспитанию своих детей и переложили всю ответственность на плечи бабушек и дедушек, воспитание которых мягкое, спокойное, существенно отличается от родительского, где присутствуют соревнование, движение, оригинальность, креативность. Неучастие родителей, особенно отцов в воспитании-большая беда нашего времени.
Дети нуждаются в мужском, отцовском воспитании. Для этого детский сад решили активизировать Совет отцов, предоставить им возможность повысить свой авторитет в глазах детей. «Совет отцов»- есть в каждом дошкольном учреждении города Чебоксары, является коллегиальным, постоянно действующим совещательно - консультативным органом, но где-то он существует формально, а у нас активно включен в деятельность детского сада.
В детском саду разработан проект, определены цели и задачи, составлен план работы, продуманы формы взаимодействия с родителями.
Анкетирование отцов показало, что 57% считают воспитание детей важнейшим делом и посвящают этому свободное время, 32%- признают, что им не хватает времени на воспитание детей, 11%-отмечают, что не хватает «педагогической компетентности». Исходя из этого, наш проект на сегодня уместен и значим.
На первом собрании Совет родителей ознакомился с проектом, папы заинтересовались данной работой, высказывали свои предложения, например, можно организовать в своих группах, мужскую чистку зимних участков, самостоятельно ремонтировать детские шкафы, организовать с детьми экскурсии на места работы пап и т.д.
Организованные «Познавательные встречи отцов», помогли организовать отцовские выходные, игры с детьми в свободное время и т.д.
Реализация проекта повысит роль отца, укрепит партнерство между семьей и детским садом, создаст родительский актив, который будет способствовать полноценному осуществлению процесса воспитания детей, повысит ответственность за совместную с педагогическим коллективом деятельность, позволит по-новому, «по-мужски» оценить современные подходы к воспитанию детей.
Благодаря, Совету отцов, в деятельность детского сада вовлекаются с большим желанием воспитывать своих детей и мамы. Родители стараются уделять больше времени детям, снизилось формальное отношение родителей, откладывание важных разговоров с детьми на «потом». Активизировалась социальная позиция родителя, педагога, повысилась роль заинтересованности семьи в воспитании детей, создался эмоциональный настрой на совместную деятельность семьи и детского сада, атмосферы взаимного доверия.
Интересными для отцов были организованные с ними разнообразные досуговые мероприятия, охватывающие театрализованную, познавательную, продуктивную, спортивную и т. д. деятельности, совместные мастер-классы, культпоходы, экскурсии, дни выходного дня, субботники в которых большую часть принимают участие раньше в основном мамы.
Педагогическое сопровождение семейного воспитания, приобщение родителей способствовало созданию открытой социально-педагогической системы, основанную на взаимодействии педагогического и родительского коллективов, как равноправных партнеров, которые сделают жизнь детей яркой, полной открытий и прекрасных впечатлений.
Литература
1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.