Сидоренко Наталья Ивановна
Воспитатель
МБДОУ №36 «Яблонька»
ХМАО - Югра, г. Сургут
Проект «Природа родного края – Югорский лес»
Разработала: воспитатель МБДОУ «36 «Яблонька «, г. Сургут, Сидоренко Наталья Ивановна
Проект «Природа родного края – Югорский лес».
Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно-практический.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность.
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края? Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы.
Однако многие дети не знают названия цветов, растений, насекомых, животных, которых видят при непосредственном общении с природой. Да и сама природа "вытесняется" машинами, домами. Также родители в нынешнее время уделяют мало внимания общению с природой.
Поэтому педагоги детского сада, должны привлекать родителей к совместной деятельности по ознакомлению детей с природой, должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться ее красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Чем больше дети будут узнавать природу своей малой Родины, и России в целом, тем больше они будут любить ее.
Именно поэтому нами был разработан проект для дошкольников по ознакомлению с природой родного края.
Цель проекта: ознакомление дошкольников с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны ХМАО, формирование основ экологической культуры.
Задачи проекта:
- Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о родном крае;
- Формировать систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края, о животном и растительном мире
- Развивать познавательный интерес к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитывать любовь к природе родного края, ответственность за её сохранность.
Методы и формы работы.
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Формы работы с детьми:
- Игровая деятельность;
- Занятия;
- Этические, ситуативные беседы;
- Чтение художественной литературы и заучивание стихов;
- Рассматривание альбомов экологической тематики;
- Творческая деятельность;
- Экспериментальная деятельность;
- Наблюдения
Ожидаемые результаты проекта:
- Расширятся знаний о растительном и животном мире родного края;
- Сформируется бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
- Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений;
- Привьется любовь природе родного края
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;
Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;
Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Основной этап:
Беседы:
- «Край, в котором мы живем»;
- «Животные нашего края»;
- «Деревья и кустарники тайги»;
- «Сибирский кедр»;
- «Северный олень»;
- «Что растет на лесной полянке»;
- «О правилах поведения в природе»;
Дидактические игры:
- «Неживая и живая природа»;
- «Кто где живет?»;
- «Какие бывают ягоды»;
- «Что где растет?»;
- «Грибное царство»;
- «Сложи целое»;
- «Детеныши и их животные»;
- «Найди такое же».
Подвижные игры:
- «Лиса и зайцы»;
- «У медведя во бору»;
- «Зайка беленький сидит»
Занятия:
- «Наш край – Югра»
Рассматривание иллюстраций:
- «Югорский лес»;
- «Картинки из жизни животных»
Наблюдения:
- За природой вокруг нас;
- За погодными условиями;
- За деревьями.
Творческая деятельность:
- Раскрашивание «Лесные животные»;
- Рисование «Такие разные ягоды»;
- Лепка «Грибы на лесной полянке»
Экспериментальная деятельность:
- Рассматривание кедровых шишек;
- Рассматривание лиственных и хвойных деревьев;
- Сравнение ягод брусники, клюквы, черники.
Чтение произведений:
- В. Степанов «Животные наших лесов»;
- Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»;
- В. Бианки «Рассказы о животных»;
- Чтение стихотворений о животных, о деревьях
Заключительный этап.
Итоговое занятие
- «Что я знаю о природе родного края»
Оформление макета – панорамы
- «Югорский лес»
публикации статей для педагогов
Работа с родителями:
- Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»;
- Оформление родителями книжек – малышек на тему «Природа родного края»;
- Рекомендации по ознакомлению детей с природой родного края;
- Оформление фотовыставки «Мои впечатления о Югорском лесе»