ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Осколкова Татьяна Матвеевна

Педагог - психолог

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Детство» СП «Детский сад компенсирующего вида «Дюймовочка».

Город Заречный Свердловская область

Индивидуализированный  педагогический  подход к развитию детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях

 

Краткое название технологии: «Индивидуализированный подход детям с РАС в ДОУ

 

Данная технология скорее относится к оздоровительной (коррекционной) категории. Она направлена на коррекцию и развитие специфических навыков, адаптацию к окружающей среде и улучшение качества жизни детей с расстройством аутистического спектра.

 

Получателями данной технологии являются:

 - дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);

 - дети раннего и дошкольного возраста с РАС, нуждающиеся в коррекционной и индивидуализированной педагогической поддержке;

 - педагоги и специалисты в дошкольных образовательных учреждениях, работающих с детьми с РАС и применяющие данную технологию для обучения и поддержки детей.

 Технология ориентирована на создание оптимальной среды и методик для развития личности, коммуникативных навыков и адаптации детей с РАС в детских садах и других дошкольных учреждениях.

 

Научная основа описываемой технологии включает в себя следующие аспекты:

-  инклюзивная педагогика: основывается на принципах включения детей с особыми потребностями в образовательный процесс. Это включает адаптацию образовательной среды и подходов к потребностям каждого ребёнка, в том числе детей с РАС;

-  развивающая психология: основывается на теориях развития детей и акцентирует внимание на создание условий для стимулирования и поддержки разностороннего физического, эмоционального, когнитивного и социального развития.

  

Апробированные  методики и практики включают в себя методики, ориентированные на развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации детей с РАС. Применение этих методик базируется на результативных исследованиях и наблюдениях:

* психологические и педагогические исследования:  исследования, направленные на понимание потребностей и особенностей детей с РАС, исследование их коммуникативных возможностей, стратегий адаптации и социального взаимодействия;

*  социальная и детская психология:  теория и исследования в области социальной адаптации, развитие социальных навыков и формирование личности детей в образовательных средах;

* интердисциплинарный  подход:  исследование и практики, объединяющие знания и методы из педагогики, психологии, медицины и других соответствующих областей для создания комплексного подхода к поддержке детей с РАС.

 Все эти научные подходы совместно влияют на разработку и реализацию технологии индивидуализированной педагогической поддержки детей с РАС в ДОУ.

 

 Цель технологии:

 «Индивидуализированный подход для детей с РАС в ДОУ путём применения индивидуализированного педагогического подхода, способствующего развитию их личности, коммуникативных навыков и социальной адаптации.

 Краткая формулировка:

 Обеспечение оптимального развития детей с РАС в ДОУ через индивидуализированный педагогический подход.

 

 

Основные аспекты цели:

 - создание подходящей образовательной среды для детей с РАС;

 - поддержка индивидуальных потребностей и способностей каждого  ребёнка;

 - развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации;

 - повышение качества жизни и обеспечение инклюзивного обучения;

 Эта цель направлена на обеспечение полноценного развития детей с РАС в раннем возрасте, создание благоприятных условий для их обучения, социализации и успешной адаптации в образовательной среде.

 

Задачи технологии   «Индивидуализированный подход к  детям с РАС в ДОУ»

  1. Создание адаптированной образовательной среды:

 - разработка адаптированных учебных планов и программ;

 - подготовка специализированных материалов и методических пособий.

  1. Индивидуализированная педагогическая поддержка:

 - разработка индивидуальных образовательных программ для детей с РАС;

 - организация индивидуальных и групповых занятий по развитию коммуникативных и социальных навыков.

  1. Развитие коммуникативных навыков:

   - организация специализированных занятий для развития речи и невербальной коммуникации;

 - применение альтернативных и дополнительных средств коммуникации.

  1. Социальная адаптация:

  - организация совместной деятельности с другими детьми для стимулирования социального взаимодействия;

  - развитие навыков сотрудничества и  взаимодействия в группе.

  1. Поддержка родителей и педагогов:

  - проведение тренингов и семинаров для педагогов по работе с детьми

РАС;

  - проведение консультаций и ресурсов родителям для поддержки развития своих детей.

 

Мониторинг и оценка:

 - организация системы наблюдения и оценки прогресса развития каждого ребёнка;

 - анализ результатов и внесение корректировок в образовательные программы.

 Вовлечение окружающей среды: организация мероприятий и акций для формирования понимания и поддержки детей с РАС в образовательной среде.

Эти задачи направлены на обеспечение эффективной и индивидуализированной педагогической помощи детям с РАС в ДОУ. А также на развитие их коммуникативных и социальных навыков для успешной адаптации и интеграции.

 

 Результаты реализации технологии «Индивидуализированный подход для детей РАС в ДОУ».

 

 Успешная адаптация и интеграция

 Дети с РАС успешно интегрируются в образовательную среду ДОУ, развивают навыки социального взаимодействия и активно участвуют в образовательных мероприятиях.

 Развитие коммуникативных навыков

 Дети с РАС значительно улучшают свои коммуникативные  навыки, включая речь и невербальную коммуникацию, что способствует лучшему взаимодействию с окружающими.

 Самостоятельность и независимость

 Дети с РАС приобретают навыки самообслуживания, адаптации к рутинным задачам и проявляют большую самостоятельность в повседневной деятельности.

 Улучшение качества жизни

  Развитие социальных навыков и повышение самооценки детей с РАС способствует улучшению их качества жизни, в том числе более полной интеграции  семьи и общество.

 Поддержка родителей

Родители получают знания и инструменты для эффективной поддержки и взаимодействия с детьми РАС, улучшая свою профессиональную компетентность и способствуя более эффективному обучению.

 Содействие инклюзии

 Технология способствует инклюзивной образовательной практике, внедряя модель, которая может быть адаптирована и применена для поддержки разнообразных потребностей детей с особыми образовательными потребностями.

 Эти результаты демонстрируют значимый прогресс  и успешную интеграцию детей РАС в ДОУ, поддерживая их полноценное развитие и социальную адаптацию.

 

 Процессуально – действенная часть технологии «Индивидуализированный подход для детей РАС в ДОУ»:

 

  1. Подготовительный этап:

- анализ потребностей: проведение анализа потребностей с РАС в ДОУ и определение их индивидуальных характеристик, уровня развития и потребностей;

- ресурсное обеспечение: определение необходимых ресурсов, включая специалистов, материалы, оборудование и другие инструменты;

 - разработка программы: создание индивидуальных образовательных программ для каждого ребёнка с РАС, учитывая их потребности и цели.

 

  1. Организационно – деятельностный этап:

 - индивидуализированные занятия: проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие коммуникативных, социальных и повседневных навыков; 

- создание адаптированной среды: организация образовательной среды, учитывающей потребности детей с РАС, с использованием визуальных подсказок, структурированных расписаний и других подходов;

 - обучение педагогов: проведение тренингов и семинаров для педагогов ДОУ, обучение особенностям работы с детьми РАС и применению индивидуализированного подхода.

 

  1. Результативно – оценочный этап:

Мониторинг и оценка: регулярный мониторинг прогресса каждого ребёнка, анализ результатов и внесение корректировок в индивидуальные программы.

 

 Оценка эффективности: анализ результатов реализации технологии, определение достигнутых результатов в развитии детей РАС и их социальной адаптации.

  Совершенствование: внесение изменений и улучшений в технологию на основе полученного опыта и обратной связи от педагогов, родителей и специалистов.

 Этот процесс обеспечивает планомерное и системное внедрение индивидуализированного подхода для детей РАС в ДОУ, гарантируя их успешное обучение, развитие и адаптацию.

 

Методы и формы, применяемые при реализации технологии «Индивидуализированный подход для детей с РАС в ДОУ» с упоминанием фамилий известных психологов и психиатров:

 

Методы, основанные на гуманистической педагогике

 

Вовечление в деятельность   (Маслоу):  применение практик, поддерживающих активное участие детей с РАС в образовательном процессе, учитывая их интересы и потребности.

 Развитие сознания и самосознания  (Роджерс): особое внимание к развитию самосознания, повышению уровня осознанности собственных действий и состояний.

 Развитие эмоциональной и волевой сфер:  (Маслоу, Декарта) применение методов, способствующих развитию эмоциональной интеллектуальности и волевых качеств детей.

 

Методы сотрудничества

 

Открытый диалог:  (Роджерс) создание атмосферы доверия для взаимного общения между педагогами, детьми и родителями.

 Свободный выбор:  (Выготский), предоставление детям с РАС возможности выбора активностей в рамках их возможностей.

 Коллективный анализ и оценка:  (Выготский, Бранден), обсуждение результатов и прогресса развития с участием педагогов, родителей и детей.

 

Методы характера воздействия

 

Поощрение и наказание:  (Скиннер, Павлов),  использование системы поощрений и наказаний, адаптированных к индивидуальным особенностям детей РАС.

 

Интегративные методы

 

Формирование сознания:   (Выготский, Кольберг),  организация разнообразных образовательных мероприятий для развития понимания убеждений и ценностей.

  Организация деятельности и формирование опыта:  (Дьюи),  создание ситуаций для практического опыта и развития навыков социального взаимодействия.

 

 Стимулирование поведения и деятельности:  (Скиннер),  использование конкурсов, поощрений и других мотивационных методов.

 

Формы реализации технологии

 Индивидуальные занятия:  (Выготский, Фрейд),  один на один занятия с ребёнком, адаптированные к его потребностям.

  Групповые занятия: (Выготский, Леонтьев),  занятия в небольших группах детей с РАС, способствующих взаимодействию и социализации.

  Коллективные мероприятия: (Выготский, Пиаже), организация совместных мероприятий с другими детьми и педагогами ДОУ для разностороннего развития и социализации.

 

Эпизодические и нестандартные формы:

Тематические праздники и мероприятия:  (Джервис, Фрейд),  организация специальных мероприятий, направленных на развитие конкретных навыков и умений.

  Индивидуальные подходы:  (Выготский, Пиаже),  разработка уникальных программ и методик для конкретных детей с РАС, учитывая их потребности.

 Эти методы и формы, с учетом вклада известных психологов и психиатров, обеспечивают индивидуализированное обучение и поддержку детей с РАС.

 

Диагностика результатов в технологии «Индивидуализированный подход для детей РАС в ДОУ»

 

 

Инструментарий диагностики:

 - Наблюдение и наблюдательные листы: педагог и специалисты ведут наблюдение за поведением коммуникацией и социальной адаптацией детей с РАС. Заполняется специальные наблюдательные листы, позволяющие систематизировать данные.

 Тестирование и анкетирование:  используются адаптированные тесты и анкеты для оценки уровня развития речи, коммуникативных навыков, социальной адаптации и других аспектов.

 

Портфолио ребёнка:

  Собираются материалы, отражающие успехи и прогресс каждого ребёнка, такие как рисунки, записи, аудио и видеоматериалы.

 Самооценка и самоанализ

 Дети с РАС могут участвовать в оценке своих собственных достижений и усилий.

 Обратная связь от родителей

 Родители предоставляют информацию о домашних наблюдениях и изменениях в поведении и навыках ребёнка.

 

Периодичность диагностирования

 - Начальная диагностика: проводится при поступлении ребёнка в ДОУ для определения его потребностей, уровня развития и формирования индивидуальных образовательных программ.

 - Промежуточная диагностика: осуществляется через определённый временной интервал, (например, каждые полгода) для отслеживания прогресса, корректировки программы и определения необходимости изменений.

 - Формативная оценка:  проводится в конце регулярных занятий для непосредственной оценки прогресса, адаптации методик и коррекции задач.

 - Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года или установленного периода для оценки достигнутых результатов и подготовки отчетов для родителей.

 Периодичность диагностирования может варьироваться в зависимости от конкретных потребностей каждого ребёнка, но общий подход направлен на постоянное отслеживание прогресса и внесение корректировок в индивидуальные образовательные планы для максимальной поддержки развития детей с РАС.

 

  публикации статей для педагогов

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.