Волкопялова Наталья Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС «Родничок»
Челябинская область, г. Озерск, пос. Новогорный
Экологическое воспитание дошкольников через технологии проекта и квест игры
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
Лучшей формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в них участвуют сотрудники детского сада, дошкольники, а также их родители. В данную технологию включены две акции — предновогодняя «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли — 22 апреля [1].
Одну из этих акций мы с детьми и решили реализовать. Земля - наш общий дом, который мы должны беречь и защищать. Однако, в последние десятилетия люди все больше и больше наносят ущерб этому удивительному миру. Загрязнение воздуха, воды и почвы, вырубка лесов, изменение климата - все это создает серьезные проблемы для нашей планеты и для будущих поколений. Именно поэтому нужно рассказывать детям о том, почему так важно беречь природу. Чтобы защитить наш дом, нам необходимо изменить свое поведение и сделать что-то полезное для нашей планеты. Мы можем начать с малого: уменьшить потребление пластика, экономить воду и сортировать мусор.
Одна из наиболее эффективных технологий работы по экологическому воспитанию дошкольников - это проектная деятельность.
В группе «Кораблик» МБДОУ ДС «Родничок» был реализован проект «Земля – наш общий дом», приуроченный к международному Дню Земли. Участие в проекте помогло нашим ребятам лишний раз задуматься, что каждое действие может как разрушить природу, так и сохранить ее красоту.
На протяжении всей недели мы обсуждали проблемы, с которыми сталкивается наша планета. Ребята при помощи лэпбука выяснили, что такое круговорот воды в природе. Вспомнили, где в природе можно встретить воду, кому и для чего она нужна, сами сделали вывод, что вода, если ее не экономить, может закончиться.
22 апреля, в Международный день Земли, люди по всему миру проводят акции по очистке территорий, посадке деревьев, участвуют в образовательных мероприятиях и встречах, посвященных экологическим проблемам. Наши дети и родители не остались равнодушными к проблемам экологии. На территории детского сада был организован субботник, ребята с большой радостью помогали родителям. Каждый участник субботника получил заслуженную благодарность и огромное удовлетворение от совместно проделанной работы. В рамках проекта дети нашей группы узнали больше об окружающем мире, поняли, как важно заботиться о природе, что мы все ответственны за состояние окружающей среды и за то, какие следы мы оставим на Земле для будущих поколений.
Так же можно использовать технологию квест – игры благодаря которой дети в игровой форме узнают ценностное отношение к природе, к живому и растительному миру.
25 апреля в России объявлен «Днем эколят». Наша группа тоже не осталась равнодушной к этому событию. В группу «Кораблик» пришли Эколята – друзья и защитники природы: Елочка, Шалун, Умница, Тихоня, они провели с детьми интересную квест-игру.
Чтобы поближе познакомиться с гостями, дети посмотрели фильм про Эколят – молодых защитников леса. Герои рассказали, как они все вместе заботятся о лесе, тушат пожары и убирают мусор.
На следующем этапе детей поджидала Елочка с горой мусора. Она рассказала детям, что мусор не только нужно убирать за собой, но и сортировать. Дети с легкостью рассортировали по контейнерам пластик, бумагу и стекло.
На третьем этапе Шалун рассказал детям о необходимости соблюдать правила пожарной безопасности в лесу, потому что даже небольшая брошенная спичка может привести к непоправимым последствиям. Дети рассмотрели вертушки в лэпбуке и поняли, что огонь может быть не только врагом, но и другом.
На четвертом этапе Умница повторила и закрепила с детьми правила поведения в лесу. По картинкам ребята быстро сориентировались и правильно ответили на все вопросы. На следующем этапе дети с Тихоней рассмотрели животных, насекомых и птиц, которые живут в наших лесах, вспомнили их названия. Ребята высказали свое мнение о том, как нужно беречь животных и птиц.
По окончании квеста Эколята подарили детям медальки за успешное прохождение всех этапов и сделали фото на память. Надеемся, что полученные знания помогут нашим детям беречь окружающую природу.
Литература:
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве - М., Просвещение, 2002. – 144 с.
- публикации для педагогов