ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Берестнева Елена Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 87

Свердловская обл. г Нижний Тагил

Рабочая программа коррекционно - развивающего занятия

 «Коррекция речевого развития и профилактика нарушений чтения и письма»                                         

составлена на основе примерной  АООП (вариант 2)   в соответствии с ФГОС ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития

                                           (второй  и третий год обучения)

 

Пояснительная записка

        У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
       Цель обучения – формирование речевых навыков и профилактика нарушений чтения и письма с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.                                             Коррекционные занятия проводятся по индивиду­альным планам. Программа учитывает особенности познавательной деятельнос­ти умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее раз­витие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогаю­щий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.                                                                                                                                                  Содержание обучения имеет прак­тическую направленность.                                                  В программе принцип коррекционной направленности обуче­ния является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обраще­но на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфичес­ких нарушений, на коррекцию всей личности в целом.                                 

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характе­ра и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Содержание занятий «Коррекция речевого развития и профилактика нарушений чтения и письма» представлено следующими разделами: «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». При составлении специальной индивидуальной программы занятий  выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбираются средства для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативные средства, например, жест, пиктограмма или др.

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

                     Формы и методы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Основными видами работ, учащихся являются: артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба и щёк, упражнения на формирование общеречевых навыков, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, по развитию слухового и зрительного восприятия, дидактические игры, игровые упражнения, работа в тетрадях по обучению грамоте, с кассой букв и т.д.

Методы работы:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с букварём

- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

- практические – упражнения, карточки, касса букв и слогов Типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- комбинированный урок;

- нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.).

       ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционно- развивающие занятия «Коррекция речевого развития и профилактика нарушений чтения и письма» относятся к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). В соответствии с Учебным планом занятия второго года обучения рассчитаны на 34 ч. (34 учебные недели).

                  ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты должны отражать:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма

.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Коррекционно- развивающие занятия «Коррекция речевого развития и профилактика нарушений чтения и письма как систематический курс представлен разделами: «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации», «Чтение и письмо»

Обучение строится от реального предмета / объекта к абстрактному символу или жесту. Применение метода постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.

                Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.

 Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.


Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, пе дагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного  устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.
              Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения) Узнавание (различение) образов графем (букв А,О,У,М). Графические действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание букв ( А,О,У,М)

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(второй год обучения)

 

№ урока

Тема урока

Кол-во час.

Основные виды деятельности

1

Понимание слов, обозначающих названия членов семьи

(мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов

1

В процессе обучения пониманию имен членов семьи используются фотографии. Ребенка знакомят с человеком, произносят его имя - «Это Таня», затем спрашивают: «Где Таня?»,  ребенок должен посмотреть или показать на названного человека.  Затем учат выбирать одного названного человека из нескольких.

2

Использование графического изображения как средства коммуникации

1

В процессе общения ребенок учится использовать карточки с напечатанными словами. Слова на карточках пишутся печатными буквами черного цвета на белой бумаге. В начале обучения размер букв на карточках около 5 см, затем размер букв постепенно уменьшается до размера обычного печатного шрифта. Обучение начинают со слов, которые обозначают известные ребенку предметы, действия, явления. Обучение происходит аналогичным образом, как и при обучении использованию графических символов. Ребенок может сообщать о своих потребностях и отвечать на вопросы одним словом, или составлять из знакомых ему слов словосочетания, предложения. 

3

Повторение. Различение звуков окружающей действительности

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

4

Написание буквы (слога, слова)

1

Ребенок учится писать печатную букву без предварительной тренировки в написании отдельных ее элементов. Учитель дает образец написания буквы. Сначала ребенок вместе с учителем обводит контур буквы (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая)  в соответствии с правилом написания буквы. Затем делает это самостоятельно. После этого ребенок учится писать букву по точкам. Начало написания буквы обозначено точкой, даются стрелочки-направления движения. Сначала точки располагаются близко друг от друга, постепенно количество точек уменьшается, и расстояние между ними увеличивается. Ребенок учится писать букву по образцу, по памяти. Затем ребенок учится списывать слоги, простые слова. Внимание ребенка обращается на то, что при написании нескольких слов между ними делается пропуск. 

5

Выполнение элементов печатных букв в пределах строки тетради

1

1.  Слушание учителя

2.  Работа с раздаточным материалом

3.  Работа в тетради

6

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

На начальном этапе для обучения выбирают предмет, который часто встречается ребенку в быту. Педагог кладет на стол предмет и просит ребенка: «Дай кружку» (слово «кружка» выделяется голосом и интонацией). Если ребенок выполняет просьбу - его поощряют, если затрудняется выполнить - ему оказывают помощь Ребенка учат отличать этот предмет от других. (от 2 до 5 предметов) Для формирования обобщенного образа слова используются различные по внешнему виду кружки (разного цвета, размера и т.д.). Затем дает картинку ребенку и просит: «положи туда, где кружка» (ребенок кладет картинку рядом с реальным предметом). После этого добавляется второй предмет и ребенок должен положить картинку «кружка» к соответствующему предмету, выбрав из двух (до 5-ти). Когда ребенок научился соотносить предмет с его изображением, он учится выбирать изображение названного предмета из изображений других предметов.

7

Понимание слов, обозначающих действия предмета

(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

Обучение пониманию глаголов рекомендуется начинать с конкретных действий в быту или записанных на видео, затем переходить к изображениям действий на фотографиях, картинках. Ребенку демонстрируется само действие, выполняемое человеком в данный момент или на видео, педагог называет действие «пьет», затем просит ребенка показать на того, кто выполняет это действие. На каждый глагол  подбирается несколько фотографий/картинок для того, чтобы избежать ассоциации слова с конкретным изображением.

8

Показ графических изображений, обозначающих признак предмета

(цвет, величина, форма и др.)

1

Ребенок учится показывать карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), обозначающим признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Пользуясь электронным устройством (планшетный компьютер,  и тд) ребенок находит нужное графическое изображение и нажимает на него, устройство озвучивает слово

9

Слово. Условно-графическое обозначение слова

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

10

Кодирование 3-4 слов к сюжетной картинке, их чтение

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

11

Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

Ребенок учится показывать карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), обозначающим признак действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Например, учитель предъявляет ребенку аудиозапись с тихим и громким звучанием одного и того же музыкального инструмента. Ребенок с помощью учителя определяет громкость звучания инструмента и обозначает соответствующими  пиктограммами.  

12

Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак

(я, он, мой, твой и др.)

1

Перед ребенком лежат напечатанные слова «мой», «твой». Учитель задает вопрос: «Чей портфель?». Отвечая на вопрос, ребенок показывает нужное слово. Есть символы, обозначающие местоимения – схематически изображенные человечки. Например, человечек, указывающий на себя – «я», на другого – «ты» и т.п. С помощью этих символов ребенок также может отвечать на вопрос.

13

Выполнение элементов письменных букв в пределах
строки

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

14

Подбор слов к сюжетной картинке, их чтение

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

15

Выполнение элементов печатных и письменных букв в
пределах строки

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

16

Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.)

1

Отвечая на вопрос «Сколько?», ребенок пересчитывает предметы и показывает нужную карточку с цифрой 

17

Повторение изученных букв.

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

18

Повторение. Упражнения в  написании изученных букв

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

19

Составление простых предложений с использованием графических изображений

1

Ребенок учится составлять предложения из 2-х (3-х) слов. Каждое слово в предложении обозначается картинкой (пиктограммой). После этого ребенок учится сам составлять предложение в заданной последовательности (субъект, действие, объект). При этом ребенок может использовать картинки, пиктограммы, которые раскладывает последовательно или коммуникатор, поочередно нажимая изображения, которые озвучиваются.

20

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий

1

При обучении узнаванию своего имени ребенок прикладывает карточку с напечатанным именем к своей фотографии. Если ребенок затрудняется найти карточку со своим именем, то ему показывают образец (дубликат карточки с его именем) и просят найти такую же. Аналогичная работа проводится по обучению узнаванию имен друзей, родственников. Затем ребенок учится узнавать слова, обозначающие знакомые ему предметы. После этого следует переходить к обучению различению объектов окружающего мира, явлений природы. Потом ребенок учится соотносить слова с изображением предметов. Проводят упражнение — составление цепочки, например, яблоко — фотография яблока – слово «яблоко».  Если ребенок узнает предмет на изображении, то его сразу учат соотносить слово с изображением, а не с предметом. При соотнесении слова с действием используются карточки, на которых   действие обозначено одним или двумя словами, например, раздеться, мыть руки и т.д. отвечает на вопросы, выражает свои желания и др.), при составлении расписания дня. Возможен ответ ребенка одним словом, но мы рекомендуем учить отвечать на вопросы, составляя предложение из 2-х и более слов. Например, я хочу рисовать.

21

Упражнения в условно – графической фиксации 2-3слов
по памяти с их последующим «чтением»

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Работа с карточками-символами

22

Написание элементов пройденных букв

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

23

Упражнения в употреблении слов «хорошо», «плохо»
жестом, символом, словом в коммуникативной ситуации

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Работа с карточками-символами

24

Условно – графическая фиксация заданных предложе
ний с их последующим «чтением»

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Работа с карточками-символами

25

Чтение слогов, слов с пройденными буквами

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

26

Списывание слов

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

27

Упражнения в употреблении пройденных слов симво
лом, словом в коммуникативной ситуации

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Работа с карточками-символами

28-30

Написание слогов, слов с пройденными буквами

2

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

3.Работа в тетради

31-32

Чтение слогов, слов с пройденными буквами

2

 

33-34

Итоговое занятие, педагогическое обследование

2

тестирование

 

ИТОГО

34

 

 публикации для педагогов

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). – М.:
Просвещение, 2016
Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе
требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2 АООП) / под ред. А.М. Царева. – ФРЦ., Псков, 2017 (С. 548-586)
Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn-h1adfofdl.xn--p1ai/


  1. Учебные пособия
    Индивидуальные учебные материалы, разрабатываемые учителем самостоятельно с
    учетом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся
    3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
    Дидактические наглядные пособия в соответствии с тематикой и содержанием занятий (при необходимости) разработки мультимедийных презентаций по темам, электронные устройства для альтернативной коммуникации аудио и видеоматериалы.
    4. Технические средства:
    - компьютер, персональный компьютер (ноутбук).
    5. Учебно-практическое оборудование:
    Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. Поэтому, в процессе обучения используется специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся: печатные пособия (таблицы) по разделам программы, таблицы букв, предметные и сюжетные картинки по темам; карточки с изображениями объектов, людей, действий с напечатанными словами (фотографии, пиктограммы, символы),  пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(третий год обучения)

 

№ урока

Тема урока

Кол-во час.

Основные виды деятельности

 

ЧТЕНИЕ – 17 час

 

 

1

Повторение. Различение звуков окружающей действительности

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

2

Составление и чтение слогов, слов с пройденными буквами

1

1.  Подбор картинок на заданный звук

Индивидуальное, хоровое проговаривание

3

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

4

Чтение  слов с пройденными буквами

1

Чтение хоровое и индивидуальное

5

Понимание слов, обозначающих действия предмета

(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

6

Чтение  слов с пройденными буквами

1

Чтение хоровое и индивидуальное

7

Кодирование 3-4 слов к сюжетной картинке, их чтение

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

8

Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

9

Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак

(я, он, мой, твой и др.)

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

10

Подбор слов к сюжетной картинке, их чтение

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

11

Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.)

1

Отвечая на вопрос «Сколько?», ребенок пересчитывает предметы и показывает нужную карточку с цифрой 

12


Чтение  слов и небольших текстов

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Выполнение артикуляционных упражнений
4. Чтение хоровое, индивидуальное

13

Упражнения в условно – графической фиксации 2-3слов
по памяти с их последующим «чтением»

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Работа с карточками-символами

14

Упражнения в употреблении слов «хорошо», «плохо»
жестом, символом, словом в коммуникативной ситуации

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Работа с карточками-символами

15

Чтение слов и текстов

1

1.Слушание учителя

2.Работа с раздаточным материалом

16

Упражнения в употреблении пройденных слов симво
лом, словом в коммуникативной ситуации

1

1. Слушание учителя
2. Работа с раздаточным материалом
3. Работа с карточками-символами

17

Итоговое занятие, педагогическое обследование

1

Тестирование, техника чтения

 

ПИСЬМО

17

 

1

Написание элементов букв в пределах строки тетради

1

1.  Работа с раздаточным материалом

2.  Работа в тетради

2

Звуки и буквы А,а, У, у О,о И. и Буквы а, у о и строчные. Упражнения в написании букв

1

1.  Слушание учителя, проговаривание

2.  Определение наличия звука в слове

  3.Работа с наглядным материалом

3

Звук и буква М, м Буквы М, м. Упражнения в написании букв

1

1.  Определение наличия звука в слове

2.  Работа с наглядным материалом

3.   Работа в тетради

4

Звук и буква Х, х. Написание букв

1

1.   Определение наличия звука в слове

2.   Работа с наглядным материалом

3.    Работа в тетради

5

Написание пройденных букв и слогов

1

Работа в тетради

6

Звук и буква С, с. Написание букв

1

1.   Определение наличия звука в слове

2.   Работа с наглядным материалом

3.    Работа в тетради

7

Звук и буква Н,н. Написание букв

1

8

Звук и буква ы. Чтение слогов с буквой ы Упражнения в написании буквы ы Написание слогов и слов с буквой ы

1

1.  Работа с раздаточным материалом

 2. Работа в тетради

9

Контрольное списывание. Написание букв, слогов, слов

1

1.  Слушание учителя, проговаривание

2.  Работа с раздаточным материалом

10

Работа над ошибками. Написание букв, слогов, слов

1

1.  Слушание учителя, проговаривание

2.  Работа в тетради

11

Звук и буква Л, л Упражнения в написании букв Л, л Написание слогов и слов с буквой л

1

1.  Выделение звука в слоге, проговаривание

2.  Подбор картинок на заданный звук

12

Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением»

1

1.  Работа с раздаточным материалом

2.  Работа в тетради

3.  Индивидуальное, хоровое чтение

13

Звук и буква В, в. Упражнения в написании букв В.в Написание слогов и слов  с буквой в

1

3.  Выделение звука в слоге, проговаривание

Подбор картинок на заданный звук

14

Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением»

1

1.  Работа с раздаточным материалом

2.  Работа в тетради

3.  Индивидуальное, хоровое чтение

15

Звук и буква Ш, ш. Выделение звука в словах Упражнения в написании букв Ш, ш Написание слогов с буквой ш

1

4.  Выделение звука в слоге, проговаривание

5.  Подбор картинок на заданный звук

16

Составление и чтение слогов и слов  с пройденными буквами

1

1.  Работа с наглядным материалом

2.  Чтение слоговых таблиц

17

Звук и буква П.п  Выделение звука в словах Упражнения в написании букв П.п  Написание слогов и слов  с буквой п

1

6.  Выделение звука в слоге, проговаривание

7.  Подбор картинок на заданный звук

 

 

                                       ИТОГО

34

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.