Ларина Александра Михайловна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад №122 «Лучистый»
г.Брянск
Принято Утверждаю
решением педагогического совета Заведующий МБДОУ детский сад
МБДОУ детский сад №122 «Лучистый» №122 «Лучистый» г. Брянска
г.Брянск Приказ от_______________№______
Протокол №_______от_____________ ___________________Фетисова Л. Н.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Весёлый язычок»
Срок реализации 1 год
Для детей 5-6 лет
Руководитель: Ларина А. М.
2021 г.
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Планируемые результаты
3.Календарный учебный график
4.Содержание программы
5.Методическое обеспечение программы
6.Материально-техническое обеспечение
7.Календарно – тематический план
1.Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко - буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо - рече - двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В МДОУ детский сад № 122 осуществляется коррекция нарушений речи в коррекционных группах, однако, в связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи детей.
Программа дополнительной образовательной услуги по коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста составлена в соответствии с нормативно –правовыми документами:
- Федеральный Закон “Об образовании в Российской Федерации ” №273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила-СанПин 2.4.1. 3049-13.
- Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (с измен.идопол.,вступил в силу с 01.07.2014г.)
”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой
Цель программы: устранение речевых недостатков у детей среднего и старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения;
- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам;
- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью;
- развивать психические функции;
- развивать общую и мелкую моторику.
Под теоретическую и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др.
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Комплексность воздействия на ребенка.
- Воздействие на все стороны речи.
- Опора на сохранные звенья.
- Учет закономерностей онтогенеза.
- Учет ведущей деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Воздействие на микросоциальное окружение.
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме обучения, продолжительность занятия – 20 минут.
2.Планируемые результаты
В результате реализации данной программы у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
- научиться правильно произносить звуки;
- использовать эти звуки в речи;
- различать оппозиционные фонемы;
- овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
- Календарный учебный график.
Дата начала занятий |
Дата оконча- ния занятий |
Количество учебных недель |
Режим занятий |
Продолжительность занятия |
01.10. 2021 |
30.05. 2022 |
31 |
2 в неделю |
20 минут |
- Содержание программы дополнительного образования
Вся индивидуальная коррекционная работа делится на несколько этапов:
Первый этап: диагностический
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития школьников.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- Исследование неречевых психических функций ребёнка;
- Сбор анамнестических данных;
- Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
- отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия;
- консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Третий этап: постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука(изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
- объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
- создание артикуляционной базы данного звука;
- добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
- отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
- по подражанию,когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
- с механической помощью.Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
- смешанный,когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;
- обучение навыкампользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекция дефектов произношения;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения для постановки звука:
- статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».
- динамические:
- для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».
- для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
- для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»
- для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
- Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».
- Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
- Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука
Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С`,З`
- шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
- соноры Л, Л'
- сонорыР, Р`
- Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
- Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости -мягкости; по звонкости -глухости; по месту образования; по способу образования.
- Развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:
- беседа;
- ролевая игра;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
5.Методическое обеспечение программы
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова и др.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: 2008.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Изд-во «Просвещение» 2010
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.:, 1991.
- Г.А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
6.Материально-техническое обеспечение
- Володина В.С. Альбом по развитию речи.
- Предметные картинки.
- Серия картинок по обследованию речи детей.
- Альбомы для обследования речевого и психического развития детей.
- Игра «Четвёртый лишний».
- Разрезные картинки.
- Геометрические фигуры, счетные палочки.
- Картотека предметных картинок для автоматизации звуков.
- Универсальные картинки для проведения Артикуляционной гимнастики на все группы звуков;«Сказка о весёлом язычке».
- Логопедическое лото для автоматизации звуков
- Д/и «Тени»
- Д/и «Зашумленные картинки»
- Набор картинок для заучивания чистоговорок и скороговорок;
14Д/и « Скажи наоборот»
15.Д/и «Кто, где живёт
16.Д/и « Скажи по-другому»
17.Д/и « Кто, что делает?».
18.Предметные картинки по лексически темам:«Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Дикие птицы», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Транспорт», «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Профессии. Инструменты», «Спорт», «Космос», «Семья», «Цветы», «Насекомые. Лето», «Школа», «День Победы», «День защитника Отечества», «Цвет. Форма», «Времена года»
19.Грамматика в картинках. Словообразование;
20.Грамматика в картинках. Один – много;
21.Грамматика в картинках. Ударение;
22.Грамматика в картинках. Антонимы (прилагательные);
23.Грамматика в картинках. Антонимы (глаголы);
24.Грамматика в картинках. Множественное число;
25.Д/и «Составь предложение»
- Д/и «Чей хвост?»
27.Серии сюжетных картинок.
28.Трафареты.
29.Шнуровки.
30.Раскраски
31.Цветные карандаши
32.Компьютер
33.Принтер