Потехина Елена Анатольевна
Преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»
Новосибирская область,
г. Новосибирск
Роль дифференцированного обучения в современной России.
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Безусловно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и сам процесс постижения знаний может быть разным у детей различных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей повышает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
В нашей стране на протяжении последних десятилетий отношение к дифференциации было неоднозначным: от ее активного внедрения, до полного неприятия. В настоящее время имеет место своеобразный дифференционный взрыв, который способствует созданию учебных заведений различных типов, внедрению разнообразных образовательных технологий.
В современной педагогической науке дифференциация рассматривается как способ устранения издержек массового школьного образования, придания ему личностно ориентированного характера. При всем разнообразии содержащихся в различных работах формулировок, определяющих сущность дифференцированного обучения (Ю. К. Бабанский, Н.В. Бордовская, И.Д. Бутузов, Р.Б. Вендровская, З.И. Калмыкова, И.М. Осмоловская, Г.К.Селевко, И.Э. Унт и т.д.), все они объединяются одним семантическим компонентом: в условиях дифференциации происходит разделение содержания образования, методов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся с целью создания оптимальных условий для их развития. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство исследователей связывает дифференциацию с учебным процессом, что сужает ее роль в современном школьном образовании. В наши дни она не ограничивается только обучением, а распространяется и на другие педагогические системы. Анализ определений дифференциации показал, что однозначно установить ее статус не представляется возможным. Она выступает и как форма организации обучения, и как средство разделения учащихся по уровням подготовки и развития способностей, и как принцип.
Стратегическая цель дифференциации заключается в том, чтобы создать наилучшие условия для приобщения учащихся к основным компонентам современной культуры и обеспечить на этой основе их гармоничное развитие. В условиях педагогической действительности стратегическая цель конкретизируется с учетом возможностей учащихся данного класса усвоить предлагаемое содержание образования. Это приводит к усилению разнообразия как целевых установок урока, так и путей их достижения, многие из которых приобретают персональный характер.
Содержание процессов дифференциации заключается в разделении, расчленении педагогических систем на части, компоненты, уровни, выделении новых структурных элементов, а также новых функций. Результаты, к которым приводит процесс, являются его составной частью, длительность существования которых определяется их соответствием потребностям общества и государства.
Дифференционные процессы, протекая в образовательной системе, видоизменяют ее. Каждый исторический период характеризуют свои общественно-политические, социокультурные условия, которые детерминируют появление соответствующих источников дифференциации. В советский период главным источником дифференциации являлось государство. Именно оно определяло цели и пути ее осуществления.
В настоящее время число источников дифференциации существенно расширилось. Наряду с государством к ним могут быть отнесены: родительская общественность, учащиеся, учебные заведения, этнические группы, религиозные конфессии, профессиональные объединения, предприятия, фирмы. Столь значительное количество субъектов, инициирующих процессы дифференциации, позволяет сделать предположение, что они окажутся устойчивыми, долговременными и, следовательно, обеспечат усиление разнообразия предоставляемых образовательных услуг.
Стоит обратить внимание на сущность и принципы дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение:
- это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);
- это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):
- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
- Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы)
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды)
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха)
- по уровню умственного развития (уровню достижений)
- по области интересов (гуманитарные, исторические, математические).
Должно отметить положительные аспекты уровневой дифференциации:
- исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;
- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
- отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- повышается уровень «Я - концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
- повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;
- в группе где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Так же мы не можем упускать отрицательных аспектов:
- деление детей по уровню развития негуманно;
- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
- высвечивается социально-экономическое неравенство;
- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
- понижается уровень «Я - концепции»: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости;
- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах;
- перекомплектование разрушает классные коллективы.
Таким образом, в любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.
Главная цель образования — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение, по своей сущности, есть создание условий для развития личности. Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.
Продолжая обучение в колледже перед студентами встает вопрос определения своего места в жизни. Содержание обучения должно быть ориентировано на те тенденции развития, которые являются доминирующими для каждого возраста, иными словами, быть полезным для каждой возрастной группы на сегодня или на ближайшее будущее. Разработка целей и содержания обучения, должно учитывать специфические потребности развивающегося человека.
Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.
Принимая это во внимание, необходимо отчетливо представлять, в чем состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастание возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи учащимся.
Предметная дифференциация — одна из форм дифференцированного обучения. «Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированного педагогики традиционно связана с организацией научных знаний в системе процесса обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом рациональных приемов их усвоения «порций подачи материала», и т.д. Это свободная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальность подхода в обучении".
Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии.
Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности учащихся создает благоприятные условия для взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений на качественно новый уровень поднимает процесс интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация.
Дифференцированный подход в обучении создает разнообразные условия обучения и воспитания с целью учета особенностей их контингента. В этом процессе реализуется комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Поскольку состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности и одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных учащихся, то работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому в процессе физического воспитания в средней школе также применяются формы и методики организации дифференцированного подхода к детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Дифференцированное обучения позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления у обучающихся. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Оставить заявку для публикации статей для педагогов с выдачей сертификата