Коробова Елена Александровна
Воспитатель
МБДОУ ДСКВ №26 г. Ейск
МО Ейский район
Краснодарский край
Ейский район
г. Ейск
п.Широчанка
Технологии проектной деятельности .
Этапы развития проектной деятельности .
Проектная деятельность заняла свое место в системе работы детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Тема проекта чаще всего связана с годовой задачей ДОО или может возникнуть спонтанно, если дети или ребенок заинтересовались проблемой.
Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
Первый подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которой является создание условий для инновационных процессов в детском саду.
В задачи проектной группы входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Старшим воспитателем разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению проектной деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даны рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, сотрудничества с родителями, общественными организациями и учреждениями. Педагог определяет проблему, а метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач. Используются проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получится, если...?» и вопросы, побуждающие к развитию оригинальности мышления; создаются специальные условия для практики межличностного общения и сотрудничества; идет пополнение предметной среды новыми материалами и предметами.
На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОО, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный: анализируются результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
Профессионализм воспитателя сегодня определяется его способностью к прогнозированию и моделированию педагогического процесса, к выбору методов обучения для успешного овладения воспитанниками проектировочными умениями.
Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приемы:
- словесные: беседы, рассказы, использование художественного слова, загадок, сказок;
- наглядные: показ демонстрационного материала, наблюдения, опыты, эксперименты;
- практические: ориентированы на активную позицию ребенка и формирование оперативной стратегии деятельности;
- игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициативе они возникают;
- методы исследования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- изучение и осмысление литературы по проблеме исследования;
- беседы с людьми;
- обобщение данных наблюдений;
- проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях);
- анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы);
формулирование выводов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в дошкольном возрасте проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, специалисты детского сада, родители и другие члены семью. При этом очень важно не переусердствовать с опекой и деть детям возможность проявить самостоятельность.
«Алгоритм работы над проектом»
I этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
II этап - практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
- обобщение и распространение опыта работы;
- защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
- участие в городском конкурсе педагогических проектов.
IV этап — заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
Информационно - коммуникативные технологии
В детских садах применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентаций, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Основные требования при проведении занятий с использованием компьютеров:
- образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
- на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
- на образовательной деятельности не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;
- перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.
Таким образом, технологии проектной деятельности детского сада обеспечивают условия для развития, воспитания и обучения ребенка, участвуют в становлении личности и творческого потенциала дошкольника, соответствуют нормам СанПиНа и организованы в соответствии с реализуемой Основной образовательной программой ДОО.