Мартыненко Ирина Дмитриевна
Учитель начальных классов
ГКОУ «Красноярская школа-интернат»
Волгоградская область, Жирновский район, р.п.Красный Яр
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ
В последнее время учителя начальных классов и учителя-логопеды отмечают увеличение количества детей с нарушениями в развитии или с ограниченными возможностями здоровья.
Весь коррекционно-педагогический процесс развития детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование общих интеллектуальных умений, таких как постановка цели, выбор способа её достижения, умения планировать последовательность действий, умения оценить полученный результат. Сформированные в разных видах детской деятельности общие интеллектуальные умения не могут быть прямо перенесены в школьное обучение, но при этом составляют основу для усвоения школьных знаний и умений. Наиболее сложным является формирование готовности к овладению навыками письма и развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом, интеллектуальными нарушениями, речевыми нарушениями.
Для детей с нарушениями в развитии характерны снижение внимания, памяти, быстрая эмоциональная и физическая утомляемость с последующим снижением интереса к обучению в школе. Дети плохо координируют движения руке и глаза, ориентируются в пространстве и времени. У них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук, отмечается низкий темп графической деятельности, слабая переключаемость с одного движения на другое. Часто можно наблюдать низкий уровень развития осязательной чувствительности. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряжёнными. Также давно установлена связь между уровнем речевого развития ребенка и развитием движения пальцев рук. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Развитие моторики ребёнка не является изолированным от условий его жизни и воспитания. Элементарные двигательные навыки являются побочным продуктом его практической и игровой деятельности. Принято считать, что для подготовки ребёнка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать или лепить. Сложные же формы двигательных умений, необходимые для учебной деятельности, в том числе навыки письма, требуют сознательного обучения.
Письмо – комплексное умение, важным элементом которого является формирование и развитие графического навыка, которое идёт параллельно с формированием орфографических навыков. Среди многих видов учебной деятельности младшего школьника овладение им навыками письма является наиболее сложным. Большое значение имеют показатели интеллектуального, речевого, моторного развития, а также зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных умений. Развитые и сформированные графические навыки очень важны, так как обслуживают процесс письменной речи.
Подготовка детей к обучению грамоте включает в себя два основных направления: подготовка детей к письму и формирование навыков звукового анализа.
Целью данной работы является формирование и развитие навыка письма, увеличения скорости письма, становление почерка.
При обучении детей с ограниченными возможнонстями здоровья очень важно учитывать следующие задачи:
- соблюдение гигиенических требований – навыка правильного сидения за столом;
- развитие ручной и мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими, правильное удержание ручки);
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие слухового внимания и слухомоторной координации;
- формирование и развитие базовых графических навыков.
Обучение детей в начальной школе проводится поэтапно с учётом возможностей и индивидуальных особенностей ребенка. Коррекционно-педагогическая работа проводится на занятиях с учителем-логопедом. Полученные навыки закрепляются и отрабатываются дома с родителями.
Для проведения занятий требуются листы бумаги, тетради в линейку, цетные карандаши, фломастеры, ручки, мелкие предметы, су-джок, счетные палочки, нитки крупной пряжи, палочка чуть большей длины, чем ручка.
Коррекционная работа ведётся по нескольким направлениям. Можно работать в каком-то одном направлении и добавлять новые виды работ по мере освоения пройденного материала. Позже дети делают упражнения из всех направлений на каждом занятии.
На первом направлении коррекционно-развивающей работы необходимо развивать ручную и мелкую моторику рук. Формируется умение удерживать позу пальцев и кистей рук, выделять отдельно каждый палец на руке, формировать и развивать дифференцированные движения кистей и пальцев рук: сгибание и разгибание, отведение пальцев в стороны. Важно проводить работы по развитию силы и точности движений рук, гибкости суставов, нормализации тонуса рук.
Начинать занятия можно с самомассажа кистей рук и ладоней. Для этого понадобится палочка или карандаш. Необходимо с усилием прокатывать палочку между ладонями, затем одним концом палочки делать круговые движения по всей ладони (растирать центр ладони). Следующим упражнением может быть медленный подъём рук над головой и опускание их вниз. При этом необходимо удерживать в руках палочку одноименными пальцами.
Рука с палочкой в рабочей позе для письма устанавливается на столе с обязательным касанием ребром ладони поверхности стола. Производится одновременное сгибание и разгибание большого, указательного и среднего пальцев, стараясь, чтобы палочка при этом не двигалась и не падала. Затем перебирать палочку от верхнего конца к нижнему и обратно.
Хорошо проводить массаж шариком су-джок путём прокатывания его между ладонями, надевания колечка на каждый палец рук.
Пользуясь цветными нитками, ребенок может выкладывать определенные узоры на бумаге, завязывать узелки.
Очень хорошим приёмом на данном направлении коррекционной работы является использование упражнений пальчиковой гимнастики, которые можно сопроводить речевыми высказываниями (считалочками, стишками).
Следующим направлением коррекционной работы является развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.
Дети учатся выкладывать предметы на столе из счетных палочек, цветных геометрических фигур. Проводятся слуховые диктанты, позволяющие закреплять у детей пространственные представления. Ребенок учится ориентироваться на тетрадном листе бумаги, действовать по образцу и речевой инструкции.
Одним из направлений работы по развитию графомоторных навыков является совершенствование слухового восприятия, слухового внимания и слухомоторной координации. Для развития этих навыков подходит выполнение графических диктантов. Можно использовать графическое изображение свойств слова. Например, можно короткие слова изображать точкой, а длинные-тире. Ребенку диктуется набор слов, а он графически их «зашифровывает».
Полезно проводить непрерывную линию в ограниченном пространстве (на доске или на листе бумаги) под произносимые звуки (ж-ж-ж-ж, к-к-к-к и др.). Дети учатся отстукивать ритмы по слуховому образцу, соотносить звук с графическим действием (проведение различных линий на листе бумаги). Ребята обучаются воспринимать и дифференцировать звуковые характеристики (громко-тихо, длинно-коротко), соотнося их с изображением разных линий.
Теперь можно приступать к самому главному направлению нашей коррекционной работы – к формированию, развитию и совершенствованию базовых графических навыков и умений. На данном направлении детей обучают:
проводить простые линии-дорожки в заданном направлении;
проводить линии по заданному контуру;
копировать точки, изображения рисунков из геометрических фигур;
штриховать изображения предметов.
При штриховании нужно использовать большое число цветных карандашей. Каждым цветом линию проводим один раз, затем опять повторяем цвета. Таким образом тренируются и мышцы руки, и отрабатывается правильный захват принадлежностей для письма (карандаша, ручки, фломастера).
В тетрадях в частую косую линейку отрабатываются графические упражнения. Во всю высоту пространства между строчками выписывается орнамент из трех элементов. Он выполняется без отрыва руки, необходимо следить, чтобы ребенок доводил линии до верхней и нижней линейки, но при этом не выходит за их границы. При выполнении упражнения ребенок равномерно считает вслух «раз-два-три», завершая каждый элемент соответствующей цифрой. По мере овладения орнаментами из трёх элементов, их количество удваивается, синхронный счёт продолжается.
После этого выполняются упражнения с опорой на ритмическое программирование. При этом слитно выписывается орнамент из шести элементов с акцентом голосом на определенном элементе – первом, втором или третьем (например, раз-два-ТРИ-раз-два-ТРИ и т. д.).
Для помощи ученику на доске или в тетради можно написать образец орнамента или его схематическое изображение цифрами, соответствующими ритму (1-2-3, 1-2-3, 1-2-3). Для мотивации ребенка при прописывании столь скучных орнаментов, можно засекать время, необходимое на написание нескольких строчек. Видя уменьшение количества времени на выполнение упражнения и увеличение скорости своего письма, ученики с большей охотой берутся за представленные упражнения.
Самым сложным является упражнение, в котором обучающемуся предлагается прописывать орнаменты из шести элементов с чередованием всех ритмов. Каждый орнамент прописывается по одной строке.
Сроки развития графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья варьируются от нескольких месяцев до нескольких лет и зависят от индивидуальных возможностей и способностей каждого конкретного ребенка.
По данной методике я провожу занятия с учеником с детским церебральным параличом. Наблюдается положительная динамика. Ребёнок научился держать карандаш, обводить узоры по линиям, проводить штриховки. Также на занятиях по этой методике занимаются ученик с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития. У них также наблюдается положительная динамика в становлении почерка. Элементы направлений данной разработки применяются на занятиях по коррекции дисграфии у учащихся начальной школы.
Формирование различных навыков и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья требует от учителей и родителей знаний об особенностях их развития, методах обучения и воспитания такого ребёнка. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствует формированию, развитию и совершенствованию у учеников начальной школы ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной и пространственной ориентировки, слухомоторной координации. Всё это даёт возможность школьнику овладеть такой сложной деятельностью, как письмо. Красивый и поставленный почерк позволяет повысить скорость письма, успевать за учителем в классе, убрать «грязь» из тетрадок. Дети делают меньше ошибок, связанных с низкой скоростью письма и неправильным написанием букв. Школьники начинают лучше усваивать программный материал, интересоваться занятиями с творческой направленностью (технология, изобразительное искусство).
Но стоит помнить, что любая работа строится не только на усилиях педагога и ребёнка, но и целенаправленной помощи и поддержке родителей.
Нитяные узоры
Составление фигурок из счетных палочек
Список литературы
- Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2016. – 32 с.: ил. – (Учение без мучения).
- Кинаш Е. А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии: метод. пособие для педагога / [Кинаш Е. А.]. – М.: ПАРАДИГМА, 2010. – 80 с.: ил. – (Специальная коррекционная педагогика).
- Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека Логопеда).
- Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 36 с.
- Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 32 с.
- Храковская М.Г. Афазия. Агнозия. Апраксия. Методики восстановления
СПб.: Нестор-История, 2017. - 312 с.