Попрыга Лариса Георгиевна
Педагог-психолог
МАДОУ детский сад №60 г.Тюмени
г. Тюмень
АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Адаптация – это (лат. adapto «приспособляю») — приспособление организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.
У ребенка много нового – новый дом, новая постель, чужие люди и множество детей, которые плачут. Сложно!!! Как быть?
Адаптация к детскому саду не всегда проходит гладко, родители тоже волнуются за ребенка в этот трудный для него период. Всегда есть способы помочь малышу и легче адаптироваться в непривычной для него обстановке, и маме с папой снизить стресс по поводу посещения садика.
Привыкнуть, адаптироваться ребенку к детскому саду – его первому социуму помогут знания и осведомленность родителей. Именно родители смогут адекватно сформировать представление ребёнка о детсаде. Научить правильному поведению малыша в коллективе, помочь быстрой адаптации.
Дети, попадая в непривычную обстановку, реагируют не одинаково, и период привыкания у малышей проходит по-разному — один уже к обеду первого дня со всеми перезнакомился, и чувствует себя в своей тарелке, а другой и за несколько месяцев не может привыкнуть — постоянно плачет, ничего не ест, отказывается общаться.
РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
Как понять какая у вас адаптация, есть три варианта.
Легкая адаптация – ребенок без труда прощается с родителями, общителен с детьми и взрослыми, заболевает не более, чем на 7 дней.
Средняя адаптация – у ребенка переменчивое настроение, сон и аппетит также неустойчивые, если заболевает, то до 14 дней.
Тяжелая адаптация - ребенок постоянно плачет, отказывается идти в детский сад. Капризничает, не есть или ест очень мало. Со сном также проблемы, не спит или долго засыпает. Часто болеет.
По времени считается, что при легкой стадии адаптации дети привыкают к новому месту, распорядку, воспитателям и правилам детского сада за две-три недели, при средней — в течение месяца, двух, а вот, при тяжелой стадии адаптации у ребенка этот процесс может растянуться до полугода и дольше. Есть «домашние» дети, к сожалению, они очень редко ходят в детский сад из-за частых больничных, такие дети не могут приспособиться к окружающей среде детского сада.
Что же могут сделать любящие родители для формирования у ребенка привыкания к детскому саду?
ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ САДУ
(что должны делать родители)
- Рассказывать о дошкольном заведении, как там интересно и весело (дети там играют, кушают, гуляют на детской площадке, читают сказки и так далее). Организовать прогулки возле выбранного садика, обязательно подчёркивая, что ребёнок уже повзрослел, и сможет тоже посещать это заведение.
- Играя на площадке с другими детьми, акцентировать внимание малыша на том, что детский сад красивый, с интересными качелями, горками – стараясь пробуждать интерес и желание ребёнка.
- Установить дома похожий распорядок дня, поиграть «в садик». Это поможет малышу приобрести некий опыт в самостоятельности, пополнить багаж фраз, необходимых в общении (попросить игрушку, попросить о помощи и так далее).
- Рассказывать о необходимости оставаться в детском садике на некоторое время, но всячески подчёркивать, что ребёнка обязательно заберут домой. Это избавит малыша от некоторых страхов. Можно так порепетировать отдав ребенка бабушке или родственникам, а вечером забрать.
- Обязательно перед началом посещения детского сада научите самостоятельно: одеваться, кушать, проситься на горшок– это ускорит процесс адаптации.
СУЩЕСТВУЮТ МИФЫ АДАПТАЦИИ
МИФ 1. Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у нас будет то же самое.
МИФ 2. Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними не следят?
МИФ 3. У ребенка, который начинает ходить в детский сад, портится характер, он становится просто невыносимым.
ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
- Первые дни не оставлять ребёнка надолго, постепенно увеличивая время пребывания. Интересоваться, как он провёл время, что нового и интересного узнал, с кем познакомился. Похвалить, подчёркивая его самостоятельность и взрослость. Это придаст малышу большую уверенность в себе.
- При утреннем сборе обязательно обсудить, в чём ребенок пойдёт в детский сад, пусть выбирает сам, какую игрушку возьмет с собой, чтобы показать друзьям. Это часто избавляет от утреннего плача и нежелания идти в садик. Если малыш отказывается идти в детский сад спросите: Мы идем или едем? То есть выбор есть, но суть одна в садик он точно попадет.
- Кода вы забираете малыша, обязательно надо его обнять и поцеловать, подчеркнув этим, что его любят и за ним скучают. На подсознательном уровне, ребёнок хорошо чувствует настроение родителей и, исходя из этого, формирует своё поведение.
- Если малыш после садика капризный, возможно он устал. Необходимо его отвлечь чем-то нейтральным, не требующим умственных и физических нагрузок. Можно предложить послушать сказку, или посмотреть мультик. Нежелательно его выгуливать в сквере или игровой площадке. Дополнительное общение с детьми может только усилить раздражение. Отсюда и нежелание идти в садик на следующий день.
- При ребёнке нельзя обсуждать недостатки воспитателя (пусть даже и объективные), или детского сада в целом, а также разговаривать с воспитателем на повышенных тонах.
- Правила поведения и режим дня, естественно, вызовут некий дискомфорт у малыша. Если его негативная реакция будет вызвана чем-то подобным, необходимо постараться объяснить, что сон, например, необходим деткам, чтобы расти и набираться сил.
- перейти к публикациям для педагогов
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ?
- Внушайте ребенку, что он стал большим, поэтому пошел в детский сад.
- Старайтесь не показывать свою тревогу по поводу сада, он чувствует Ваши переживания.
- Обязательно нужен ритуал на прощание (чмокнуть в щечку, помахать рукой, поцеловать много раз ладошку и сказать, что как только ему станет грустно он достанет ладошку и приложит к щеке), а также ритуал встречи.
- Разрешайте ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме (согласуйте с воспитателем, что можно, а что нет).
- Первые два месяца старайтесь не посещать с ребенком многолюдных мест, цирка, театра, особенно после посещения детского сада.
- Будьте терпимее к его капризам. Повторяйте, что вчера он вел себя лучше, чем сегодня, спрашивайте почему капризничает, что ему нравится, а что нет в детском саду.
- «Не пугайте» и тем более не наказывайте детским садом.
- Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. На ночь короткие сказки должны быть обязательно. Можно их придумывать самостоятельно.
- Чаще обнимайте, поглаживайте своего ребенка, в этот период как никогда нужна ласка и забота.
Запомните, если ребёнок с удовольствием идёт в детский сад, а дома делится своими положительными впечатлениями – он полностью адаптировался.