Яранова Ксения Геннадьевна
Педагог-психолог
МАОУ «СОШ №65» г.Чебоксары
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Чувашская Республика
Г. Чебоксары
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Педагог-психолог Яранова Ксения Геннадьевна
Семинар-практикум для родителей
«Сундучок семейных ценностей»
Краткая аннотация.
«Узы, которые связывают вашу настоящую семью, связаны не кровью, а уважением и радостью в жизни друг друга»
Ричард Бах, писатель.
Семья занимает ключевую позицию в жизни любого человека. В семье человек усваивает определенные нормы морали и поведения, ценностные установки, наполняется энергией и эмоциями. В семье растет личность, которая в последующем будет вносить огромный вклад в развитие целой страны. Современные тенденции в системе трансформации семьи и семейных отношений значительно влияют на способы психологического обоснования ценности семьи, обусловленные тем, что достижение гармоничных взаимоотношений личности ребенка и общества невозможно без формирования устойчивых ценностных ориентаций, которые закладываются в семье. Изменения, которым подвергаются сложившиеся социальные структуры в современном мире, включая их девиантные и разрушительные аспекты, обращают наше внимание к новым способам возвращения семье ее истинного предназначения быть фактором нравственного развития детей.
В связи с этим проведение тренинговых занятий для родителей является решением проблемы соотношения традиционного и нетрадиционного, воспринимаемого непосредственно самой семьей. Следовательно, семья, являясь саморазвивающейся подсистемой общественной системы в целом, вынуждена адаптировать способы жизнедеятельности, базирующиеся на национальном самосознании, сущности традиционных укладов жизни и этнической специфике семейных отношений, к тенденциям развития инновационного социума с учетом процессов глобализации.
Цель: создание условий для актуализации проблем духовно-нравственного воспитания детей на основе современных представлений о семейных ценностях.
Задачи:
- систематизация и расширение психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) по формированию ценностных ориентаций обучающихся;
- показать важную роль в семье традиций и ценностей
- гармонизация детско-родительских отношений.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, клей, фломастеры.
Реквизиты: шаблон изображения дерева и примерный перечень возможных ценностей.
- Вступление.
Ведущий: «Добрый день, уважаемые родители!
Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли на нашу сегодняшнюю встречу. Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых. Я думаю, многие согласятся с тем, что человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Поэтому сегодня я предлагаю вам обсудить значимость темы сохранения семейных ценностей и традиций, как залога успешного развития личности ребенка. Мы посмотрим короткометражный фильм и поработаем в группах».
- Актуализация проблемы: просмотр фильма и его обсуждение.
Ведущий: «Начнем наше занятие под названием «Семья — волшебный символ жизни» с просмотра короткометражного фильма «Мать» иранского режиссёра, который потряс весь мир. Длится он всего-то 1,5 минуты, но какой глубокий смысл в нем заложен, нам предстоит с вами выяснить».
Обсуждение фильма:
1) Что вы чувствуете, ощущаете здесь и сейчас?
2) Какие эпизоды из фильма запомнились больше всего?
Как вы думаете, что эти действия киногероя могут означать? Как Вы лично это поняли?
3) Какой здесь есть посыл от режиссёра?
Какой главный урок вынес каждый из данного фильма?
4) Что вам дал наш анализ фильма? Что вы осознали и к каким выводам пришли?
- Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).
Задача участников – ранжировать ценности:
– в корневую систему помещают самые принципиальные и очень важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.
- в ствол – менее важные.
- в крону – желаемые, достаточно важные, но не настолько принципиальные, от которых в некоторых случаях можно отказаться.
Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня на столе, на доске, использовать заранее распечатанные картинки, ассоциирующиеся с теми или иными ценностями, записи, могут что – то добавить свое.
Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.
Обсуждение.
Насколько легко Вам было выполнять упражнение?
Что Вы чувствуете, глядя на свое дерево ценностей?
Какие семейные истории стоят за каждой ценностью?
Какие выводы вы могли бы сделать по окончании своей работы над «Древом семейных ценностей»?»
Подумайте, как бы выглядело Древо, если бы его изобразили ваши дети?
Насколько Ваши ценности совпадают с другими членами семьи?
Как получилось найти компромисс в команде?
Что необходимо предпринять каждому из Вас и Вам вместе, чтобы Вы смогли вырастить крепкое и устойчивое к непогодам разного масштаба дерево?
Как влияют данные ценности на семейные взаимоотношения?
Обозначьте как отмеченные вами ценности влияют на выбор ваших семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
- Диагностическая медитация.
Цель: сближение родителя и ребенка на эмоциональном уровне.
Материал: Лунная соната Бетховена.
Ведущий говорит спокойным, глубоким, мягким голосом.
«Устройтесь поудобнее, закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Дышите ровно и глубоко. Мысли успокаиваются, все тревоги отступают. Сейчас есть только музыка и мой голос.
Вы возвращаетесь на несколько лет назад в тот самый день, когда появился на свет ваш долгожданный малыш. Перед глазами - крохотный ребенок. Его бархатистая кожа греет душу. Любопытный взгляд умиляет сердце. Запах материнского молока наполняет светом и добром. Он очень нуждается в вас! Без вашей любви, заботы, тепла и участия он не сможет жить. Вы смотрите на него и представляете: каким он вырастет, на кого он будет похож, какой ему предстоит большой жизненный путь.
Первое кормление, детский сад, первый класс, первые оценки! Ваш ребенок быстро растёт, и вот он – уже взрослый человек. Перед ним целый мир. Его ждет самостоятельная, отдельная от вас жизнь. Пришло его время самому решать все вопросы, находить работу. Искать спутника жизни и строить семью.
Представьте себе, каким стал ваш наследник, чего он достиг. Рассмотрите его повнимательнее и возвращайтесь назад. Открывайте глаза и расскажите мне, что вы увидели в будущем».
Обсуждение:
- Через какие семейные ценности, их внешние проявления можно воспитать в ребенке те качества, навыки и умения, чтобы в будущем он смог обрести то счастье, что вы увидели?
- Что сделать, чтобы жизнь в семье снова ожила?
- Что мне нужно улучшить?
- Что мне нужно сделать?
- Обратная связь с помощью облако слов.
Ведущий: «Наше занятие подошло к завершению. Давайте поделимся впечатлениями, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии, понравилось».
- Подведение итогов.
Ведущий: «Сегодня мы с вами обрели важный ресурс в воспитании счастливого ребенка – постарались пробудить ту безусловную любовь, такую важную для становления личности ребенка».