Настина Лариса Владимировна
Педагог-психолог
МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 17
Свердловская область, город Ревда
ЭССЕ “ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ”
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия – психолог…
Или призванье это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия – доверье,
Мое призвание – душа.
В нем все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия – гармония,
Мое призванье – верность ей.
/О.А.Коваль/
В современной России возрастает роль психолога как специалиста, человека, способного оказать своевременную, эффективную помощь населению в процессе поиска путей решения проблем и приобретения средств позитивного образа жизни. Душевно-духовную жизнь человека сопровождает психолог. Сформированный образ психолога повышает качество его профессиональной деятельности, профессиональный имидж, как фактор доверия при психологическом консультировании, управлении. Именно через доверие одному человеку открывается доверие миру и самому себе.
В настоящее время наиболее приемлемыми являются два основных подхода к изучению структуры профессионального имиджа: изоморфный, исходящий из положения об имидже как отражении реальности сложившейся ситуации отношений психолога и клиента, и гештальтистский, с точки зрения которого имидж имеет относительно устойчивую сферически представляемую целостную структуру, в центре которой находятся самые значимые качества или компоненты, а на периферии — менее значимые, ситуативные характеристики отношений и компонентов этого имиджа. Профессиональный имидж рассматривается как отражение в массовом сознании образа определенной профессии [1]. Внешний облик является важным компонентом образа психолога и его профессионального имиджа [2], влияющим на оценку личностных и профессиональных качеств, т. е. существуют стереотипные априорные суждения о его профессионализме. Внешний облик психолога создает те или иные установки клиента в процессе психологического консультирования.
Компонентами доверия клиента российскому психологу выступают [3]:
• когнитивный компонент: представления и ожидания клиента, связанные с поведением психолога;
• эмоциональный компонент: эмоциональные оценки клиентом процесса взаимодействия с психологом;
- поведенческий компонент: готовность клиента к определенным действиям в отношении психолога и сложившихся условий взаимодействия в отечественной практике психологического консультирования.
Компонентами профессионального имиджа отечественного психолога являются:
• внешний облик психолога (габитус, экспрессивное поведение, голос); запахи и социальное оформление личности (одежда и аксессуары);
• предметная среда (фон восприятия);
• индивидуально-психологические особенности психолога;
• особенности профессионального общения психолога;
• особенности профессиональной деятельности психолога.
Сложившийся образ-представление российского женщины-психолога – это среднее телосложение, волосы средней длины, деловой стиль одежды, жесты открытые, приглашающие, спокойное лицо. В обществе есть и еще такое мнение, что у профессиональых психологов не может быть проблем, а если они и появляются, то они их решают с присущим им профессионализмом. Именно такой психолог вызывает доверие клиента.
Хочется закончить словами Ш.А. Амонашвили: «Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу».
Список литературы.
- Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.
- Петрова Е. А. Имиджелогия: избранные труды (монография). М., 2009.
- Скрипкина Т. П. Психология доверия: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2000.