Швецова Елена Александровна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 34 «Чиполлино»
Нижегородская обл., г.о.г. Арзамас, с. Кичанзино
Конспект занятия в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах).
Задачи:
Обучающая: учить правильному произношению звука ж; умение определять слова со звуком «ж»; учить отвечать полным предложением; обогащать словарный запас.
Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; развивать мышление, внимание, память, речь.
Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, воспитывать бережное отношение к насекомым.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание иллюстраций про насекомых, проговаривание чистоговорок, игры на звуковую культуру речи.
Методы и приемы: показ, объяснение, хоровые и индивидуальные проговаривания, художественное слово, наглядные и практические действия,
Словарная работа: жук, жираф, кружок, жуть, жить, жужжать.
Использование оборудования: ПР среда, игрушка – жук.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то жужжит. Как вы думаете, кто это может быть? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: А где жук спрятался? Найдите его, пожалуйста. (Дети находят жука)
Основная часть
Воспитатель: «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж».
Индивидуальный опрос детей поется ли у них песня жука в горлышке
Воспитатель: Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Округлите губки. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы.
Индивидуальная просьба произнести звук «ж-ж-ж» (2-3 ребенка)
- Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука (маленького - тихо, большого - громко).
Воспитатель: Ребята, жуку понравилась наша песенка, и он хочет, чтобы мы выполнили задания, которые он нам приготовил. Хотите выполнять задания? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель подносит жука к уху: Ребята, жук говорит, что задания начинаются с цифры 1 и идут по порядку, и они находятся в предметах, где есть песенка жука. Вам нужно найти цифру 1 и выполнить задание (дети находят цифру 1 в спортивном уголке во флажках)
Воспитатель: Ребята, рядом с цифрой изображен знак вопроса. Как вы думаете, что нам нужно сделать в этом задании? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель подносит жука к уху: Жук говорит, чтобы мы отгадали загадки, которые он нам приготовил.
Что за зверь
С пятнистым мехом?
В зоопарке
Выше всех он?
(Жираф)
От него и кот бежит
Он летает и жужжит
Всем знакомый этот звук
То зеленый майский…
(Жук)
Из чудесного яичка
Вылупляется не птичка –
Не скворец, не голубок,
А малюсенький дубок.
(Жёлудь)
У красавицы лошадки
Маленький ребенок.
Очень шустрый и смешной
Веселый ….
(Жеребенок)
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Кто знает, какая цифра идет по порядку за цифрой 1? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нужно найти цифру «два». Но не забудьте, что цифра 2 спряталась там, где есть песня жука (дети находят цифру 2 в природном уголке на ферме домашних животных)
Воспитатель: Ребята, рядом с цифрой нарисованы ладошки. Как вы думаете, что нам нужно сделать в этом задании? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Нам нужно поймать слова, в которых есть звук «Ж» (слова: жук, роза, снежок, флажок, ваза, ножницы, пирожок, чашка).
Воспитатель: Ребята, жук говорит, что мы справились с этим заданием. Кто знает, какая цифра идет по порядку за цифрой два? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это цифра 3. Ищите цифру 3. (дети находят ее в книжном уголке)
Воспитатель: Ребята, рядом с цифрой 3 нарисована книжка. Как вы думаете, что нужно нам на этот раз сделать? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Нам нужно прочитать рассказ. Садимся все на ковер и будем слушать рассказ Василия Бирюкова «Поющий букет»
«Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:
- Ой, какой хороший! Сорву его.
Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.
И вдруг услышала жужжание:
- Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это жужжал? (Предполагаемые ответы детей) Ребята, О чем жужжал жук? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово «жуть»? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель продолжает чтение:
- Букет жужжит и поет, - удивилась Наташа.
Осмотрела весь букет, ничего не нашла.
- Чудно. Никого нет, а поет.
Ещё раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.
- Вот почему букет пел.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что сделала с жуком девочка? А как бы вы поступили? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель продолжает чтение:
Взяла жучка и выпустила на волю».
Рефлексия. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
- Познакомились с новым звуком «Ж»;
- Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;
- Что вам больше всего запомнилось?
- А что было трудно, с чем вы не справились?
Воспитатель: Жук жужжит, что у нас в книжном уголке книжка новая (дети находят новую книжку про жуков)
Воспитатель: Ребята, мы её с вами посмотрим и почитаем попозже, а сейчас жучок предлагает сходить помыть ручки и выпить сладкий и вкусный нектар.
Список литературы:
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.
- Н.С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018.