Бондарева Ирина Дикрановна
воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «ЧЕБУРАШКА»
Г. ТУАПСЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
сборник методических рекомендаций для воспитателей дошкольных групп «Азбука дорожной безопасности»
Автор:
Бондарева Ирина Дикрановна
воспитатель
г. Туапсе
2023-2024
Автор:
Бондарева Ирина Дикрановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район.
Рецензент:
А.М. Халилов, методист, преподаватель спец. дисциплин, к.п.н. ГБПОУ КК «Туапсинский социально - педагогический колледж».
ОГЛАВЛЕННИЕ
Аннотация………………………………………………………..……………………3
Педагогическая целесообразность и новизна ………………...……………………..8
Организация образовательной деятельности………………………………………..9
Содержание образовательной деятельности…………………………...……..……10
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы……………………………………………………………………….…….…13
Оценочные материалы ………….…………..…………………………………..…..15
Примерный перечень методического обеспечения …………….........................…17
Приложение……………………………………………………...…………….…….18
Аннотация
Сборник методических рекомендаций «Азбука дорожной безопасности» направлена на освоение детьми Правил дорожного движения, правильного поведения на дорогах.
Актуальность методической разработки заключается в следующем. С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.
Дорога и улица манят ребёнка своей неизвестностью, многообразием впечатлений. А у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. У дошкольников наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Важно не просто обучать детей навыком безопасного поведения на дороге, но и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Целью сборника «Азбука дорожной безопасности» является создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах района
Задачи:
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Данный сборник направлен на решение задач формирования навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста. Обучение детей правилам дорожного движения осуществляется в контексте обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Обучающие задачи:
- Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
- Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
- Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
- Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
- Учить основным терминам и понятиям дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
Развивающие задачи:
- Развитее у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
- Развитие у детей возможностей к предвидению возможной опасности в конкретно менявшейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения.
- Развивать ориентировку в пространстве.
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.
- Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
- Формирование таких качеств личности как, внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
- Сформировать сознательное отношение к своим и чужим поступкам.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Формировать культуру поведения в общественном транспорте и на улице.
Сборник методических рекомендаций «Азбука дорожной безопасности» имеет социально-педагогическую направленность, его содержание позволяет:
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Сформировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Сформировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Область реализации: дошкольные образовательные учреждения.
Возрастные группы отношений: воспитанники подготовительного к школе возраста.
Планируемые результаты освоения сборника
В результате освоения сборника у ребенка к концу дошкольного возраста будут достигнуты следующие целевые ориентиры:
- У ребенка появятся знания об устройствах улицы, дорожного движения.
- Ребенок самостоятельно сможет ориентироваться в окружающем дорожном пространстве;
- У ребенка формируются такие качества как: личность, ответственность, собранность, внимание и безопасность за свое поведение;
- Осознанно соблюдать правила дорожного движения;
- У ребенка появится сознательное отношение к себе и к чужим поступкам.
- Ребенок познакомится с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- Научиться правильному поведению в общественном транспорте, на остановке, как нужно себя вести при переезде в нем при посадке и при выходе.
В результате реализации программы за год обучения будут достигнуты следующие целевые ориентиры:
- Ребенок научиться находить дорогу домой из детского сада, самостоятельно прокладывать маршрут;
- Расширит знания о сотрудниках ГИБДД;
- Систематизируются знания о устройствах улицы и дорожных знаков;
- Появится осознанное поведение к соблюдению Правил Дорожного Движения;
- Появится осознанное отношение к своему здоровью.
Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.
Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего: дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир. Пешеходный переход Правила перехода дороги. Опасные места на улицах и дорогах. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный. Виды и назначение транспорта.
Педагогическая целесообразность и новизна
Педагогическая целесообразность сборника «Азбука дорожной безопасности» заключается в том, что он дает возможность овладеть широким набором знаниями, что побудит каждого ребенка к стремлению соблюдать правила дорожного движения, что снизит количество ДТП с участием детей. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Новизна сборника заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, с использованием кейс-технологий с использованием интерактивного оборудования по предупреждению травматизма. Программа рассчитана на работу с детьми подготовительной группы, с учётом специфики возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов.
Организация образовательной деятельности
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Принцип наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Данный сборник предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей: специально организованные занятия ОО «Социально- коммуникативное развитие», беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за транспортом, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций , энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические игры, игры- соревнования, праздники, конкурсы, игры- драматизации и т.д..
Содержание образовательной деятельности
Сборник предусматривает 2 вида занятий: теоретические и практические (совместная организованная деятельность с родителями (законными представителями) воспитанников.
Сентябрь |
Художественное творчество – Рисование. Тема: «Улица» - |
Закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки |
Беседа |
«Два светофора» - уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе «Железнодорожный транспорт и его опасность» - закрепить представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги |
|
Дидактические игры и упражнения |
«Разложи по группам» - закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса |
|
Сюжетно-ролевые игры |
«Дорога» - грузовые и легковые автомобили едут по дороге, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов |
|
Практическая работа по разделу: Экскурсия по территориии ДОУ. С помощью родителей изготовить светофоры(картон, пластик и т. д.) для сюжетно – ролевых игр |
||
Октябрь |
Встреча с сотрудником ГИБДД |
Познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе |
Беседа |
«Кто регулирует движение транспорта» - закрепить знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы |
|
Сюжетно-ролевые игры |
«Дорога» - сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей |
|
Игровые ситуации |
«Кому что говорят сигналы» - закрепить знание сигналов регулировщика |
|
Практическая работа по разделу: Экскурсия выходного дня совместно с родителями «По улицам гуляем и ПДД изучаем». Совместно с родителями изготовить макет дороги (картон, цветная бумага, самоклейка и др.) |
||
Ноябрь |
Составление рассказа по опорным словам (дорога, пешеход, знак, автомобиль) |
Учить составлять творческий рассказ из личного опыта |
Беседа |
«Опасные предметы на дороге» - дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов |
|
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД. |
|
Игровые ситуации |
«Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть |
|
Практическая работа по разделу: Сшить детский костюм «сотрудника ГИБДД» (совместно с родителями) |
||
Декабрь |
Составление рассказов по серии картинок «Машина», «Автобус» |
Учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный последовательный рассказ |
Беседа |
«Будьте вежливы» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте |
|
Игровые ситуации |
«Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки |
|
Я.Пишумов. Посмотрите, постовой. С.Михалков. Скверная история А.Северный. Светофор |
Обогатить и активизировать речь ребенка |
|
Практическая работа по разделу: Смастерить с детьми дорожные знаки (бумага, картон, коробки из под сока и др.) |
||
Январь |
Придумывание конца рассказа«Как мы переходим через дорогу» |
Закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка на санках за пределы участка – уточнить место безопасного катания |
|
Беседа |
«Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям |
|
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей |
|
Практическая работа по разделу: Экскурсия выходного дня совместно с родителями «Дорожная Азбука» |
||
Февраль |
Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городе светофорных наук» |
Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о ПДД |
Художественная деятельность – Рисование. Тема: «Дорожное движение» |
Закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки |
|
Дидактические игры и упражнения |
«Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей |
|
Чтение |
И.Лешкевич. Азбука дорожной безопасности Я Аким. Улица |
|
Практическая работа по разделу: Изготовление настольно – печатных игр по ПДД (совместно с детьми и родителями) |
||
Март |
Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Светофор» - |
Учить делать игрушку из бросового материала, дополнять работу прорисовыванием деталей |
Наблюдения |
«Посмотри на пешехода» |
|
Дидактические игры и упражнения |
«Три письма» - выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве |
|
Игровые ситуации |
«Вежливые дети» - ходьба по тротуару |
|
Практическая работа по разделу: Целевая прогулка к школе совместно с родителями– закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети» |
||
Апрель |
Составление рассказов «Мой путь от дома до сада» - учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада, используя схему маршрута |
Учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада, используя схему маршрута |
Беседа |
«Примерный пассажир» - закрепить правила поведения в транспорте |
|
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - способствовать объединению различных игр в единый сюжет |
|
Игры на улице. Катание на велосипеде. Самокате. |
Познакомить детей с опасностями, которые могут возникнуть во время катания на велосипеде, самокате. |
|
КВН по правилам безопасности движения |
Выявить знания у детей о правилах дорожного движения. |
|
Практическая работа по разделу: Подготовить карточки по ПДД для игры в КВН |
||
Май |
Составление рассказов по набору игрушек: автомобиль, кукла с перевязанной рукой, мяч |
Учить составлять связный, последовательный рассказ по плану |
Беседа |
«Кого мы называем примерным пешеходом» - закрепить правила передвижения пешеходов по улицам |
|
Сюжетно-ролевые игры |
«Дорога» - закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде |
|
Перспективный план работы с родителями
подготовительной группы
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Формы работы с родителями:
- индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
- просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
- участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
- общие и групповые собрания с участием сотрудников ГИБДД;
- анкетирование;
- тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
- оформление стендов, папок-передвижек для родителей.
Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребёнка безопасному поведению на улице. Совместная работа родителей и всего педагогического коллектива, несомненно, даёт свои положительные результаты.
Месяц |
Содержание работы |
Сентябрь |
Провести тренинг-игру «Как знакомить детей с правилами поведения на дороге. |
Предложить участие в фотовыставке «По дороге в детский сад» (ПДД). |
|
Октябрь |
Консультация «Детское кресло в каждый автомобиль». |
Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД». |
|
Ноябрь |
Беседа с родителями«Безупречное поведение взрослых на дороги – лучший пример для ребенка». |
Привлечение родителей к совместному творчеству: изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы - пешеходы». |
|
Декабрь |
Папка-передвижка «Обогащайте речь детей» (словарная работа по ПДД) |
Конкурс стихов по ПДД |
|
Январь |
Памятка по ПДД «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». |
Буклеты «Воспитываем грамотного пешехода». |
|
Февраль |
Консультация: «Взрослые — пример для детей в поведении на дороге» |
КВН «Знатоки дорожных правил». |
|
Март |
Родительское собрание «Этих случаев можно избежать» |
Выставка для родителей «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения». |
|
Апрель |
.Конкурс родительских газет по пдд «Я иду через дорогу» |
Выставка поделок сделанных детьми вместе с родителями «Светофорик» |
|
Май |
Информационный лист «Осторожно, велосипед» |
КВН « Безопасное колесо» |
Оценка эффективности организации занятий по освоению знаний ,умений ,навыков по ПДД через использование специальных подобранных технологий оценивается с помощью следующих критериев:
Каждый ответ оценивается по трех бальной системе
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир. Пешеходный переход
Правила перехода дороги .Опасные места на улицах и дорогах.
Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный. Виды и назначение транспорта.
Подготовительная к школе группа
Вопросы к детям
1.Какой вид транспорта ты знаешь?
2.Для чего нужен пассажирский транспорт?
3.Где его ожидают люди?
4.Как называют людей, едущих в транспорте?
5.Правила поведения в автобусе.
- Правила поведения в автомобиле.
- Что такое перекресток?
8.Что такое «»зебра»?
9.Кто контролирует движение?
- Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
11.На какие части делится дорога?
12.Правила перехода улицы.
- Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
13.Где разрешается ездить на велосипеде?
14.Какие бывают знаки?
15.Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
По результатам тестирования педагог прослеживает динамику освоения программы каждым ребенком. В сводной таблице отслеживаются уровни освоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении.
Примерный перечень методического обеспечения сборника
Для педагогов
- Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с.
- Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.
- Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
- Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
- Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова Н.К Ханты – Мансийск 2002.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
- Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
- Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
- Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
- Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
- Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения.м., 2002.
- Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002.
- Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подвижные игры по ПДД для дошкольников
Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГИБДД. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.
Игра «Автобусы»
«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
Игра «Знающий пешеход»
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья –
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Дорога, можно нам перейти дорогу?» На что дорога отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задает один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.
Отряд, правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будут вручен вымпел «Пешеходам – отличникам».
Игра «Иду по дорожке»
Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.
Игра «Кого назвали – тот и ловит».
Играющиерасполагаются по кругу. В центре – регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.
Игра «Лови – не лови»
Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, при этом произносит слова, например, «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует). Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.
Игра «Назови шестое»
Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» - и перечисляет, например, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т.п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен поймать мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет – водящий остается прежний.
Игра «Найди жезл»
Воспитатель до начала игры прячет жезл для регулирования дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне по одному. По сигналу воспитателя играющие двигаются в колонне по одному вокруг зала, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Воспитатель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющихнашли предмет. Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.
Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.
Игра «Необычный дорожный знак»
В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак. Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?». Дети отвечают: «Может!».
Игра «Огни светофора»
На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ребенок, который ошибся – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.
Игра «Паутинка»
Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше. «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны». Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.
Игра «Перекресток»
Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя.Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок. Для победителей организуется автопробег на трехколесных велосипедах и самокатах.
Игра «Поиски жезла»
Два стула ставят на расстоянии 8-10 м один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руководителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.
Игра «Регулировщик»
Во время ходьбы в колонне по одному, учитель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Игра «Собери светофор»
Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый, зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.
Игра «Светофор»
Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков), наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные – «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.
Игра «Сигналы светофора»
Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружочка, она сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «пешеход», сначала оглядываться налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С.Михалкова, недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться…(опасно).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь…» (открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для…(движенья).
Затем воспитатель объясняет правила игры: - Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда желтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
Игра «Собери картинку»
От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы получилась картинка с тем же изображением, что и название команды.
Игра «Такси»
Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит внутри обруча («Такси»). Каждый ребенок держит свою половинку круга (обычно на уровне талии или плеч). Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое детей должны двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении. Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух обручей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек).
Игра «Тише едешь…»
Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.
Игровой макет по ПДД «Улица города»
Мы старались приблизить макет к максимально правильной работе с детьми по ПДД. Для этого на макете для моделирования различных ситуаций есть люди, потому что дети у нас - пешеходы и без пешеходов на макете правильная работа с детьми не возможна. И на макете есть два вида светофоров: пешеходный и транспортный.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.
Задачи:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;
- активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД,
игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Перечень материалов, использованных при создании макета: раскладной стол для уличной торговли, краски эмалевые ПФ-115, игровые наборы «Городок» 56 деталей и «Дорожные знаки».
Описание хода изготовления при создании макета: для изготовления макета был использован стол для уличной торговли, который удобно складывается в чемодан с ручкой и удобен для переноски. В разложенном виде стол представляет собой устойчивый большой макет, к которому удобно подходить со всех сторон, что позволяет играть на нём сразу нескольким детям. На столе красками разных цветов были нанесены дорога, газон, пруд, цветник и часть железнодорожного полотна. Для изготовления пешеходных переходов использованы небольшие кусочки сотового поликарбоната, на которые красками нанесены жёлтые и белые полосы пешеходного перехода. Эти пешеходные переходы очень удобно переставлять на любое место планшета.
Далее при работе с макетом используются игровые наборы «Городок» и «Дорожные знаки», с помощью которых детям можно поиграть любыми маленькими игрушечными автомобилями, соблюдая Правила дорожного движения, расставить знаки. Можно самостоятельно смоделировать ситуации на проезжей части и обыграть их. Занимаясь на макете, с воспитанниками закрепляют самые необходимые для пешеходов и пассажиров правила дорожного движения и элементарные нормы поведения на улице, на проезжей части и в транспорте.
Описание игр, которые проводятся с его помощью:
- «Поставь дорожный знак»
Цель игры:
- Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).
- Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Ход игры
Детям предлагается:
- Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
- Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».
- «Законы улиц»
Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД.
Материалы: макет города, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Ход игры:
Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: учителю — в школу, почтальону - на почту, домохозяйке — за покупками в магазин, маме с ребёнком в поликлинику, школьникам — до школы. (при этом необходимо чётко проговаривать весь маршрут: выходим из дома …, идём по улице…, переходим проезжую часть…, видим знаки… и т.д.)
- «Вопросы и ответы»
Цель:
- закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, социально-значимых объектах, поведения на улице;
- развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Материал: макет, фишки.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.
Посмотрите внимательно на макет:
- Из каких частей состоит улица? (проезжая часть, тротуар)
- Где можно гулять детям? (во дворе, на спортивных площадках)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- Где можно переходить проезжуючасть? (светофор, пешеходный переход)
- Назови сигналы пешеходного светофора? (красный, зеленый)
- Назовите социально-значимые объекты нашего города. ( детский сад, школа, поликлиника, сбербанк, магазины, дом культуры и т.д.)
- С кем можно переходить проезжую часть? (со взрослыми)
- Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
- Где ездят автомобили, где ходят пешеходы? (по проезжей части, по тротуару)
- Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки).
Развлечение по правилам дорожной безопасности
«Правила дорожного движения достойны уважения»
Цели и задачи:
-Способствовать привитию заинтересованности детей в знаниях ПДД;
-привитие осторожности и внимательности на дорогах ;
-развивать и прививать умение действовать в команде;
-воспитывать чувство коллективизма;
дать возможность почувствовать радость от участия в мероприятии.
Атрибуты: конусы, мешочки с песком, автомобильные рули , гимнастические дуги, знаки дорожного движения, велосипеды , обручи, атрибуты одежды инспектора ДПС ГИДББ» .
Предварительная работа: Разучивание стихов, загадок по ПДД; изучение дорожных знаков; подготовка атрибутов к развлечению.
Ход
Светофор: Добрый день мои друзья .Вот и пришел в гости я.
Сегодня у меня праздник .И я решил вместе с вами повеселиться и посмотреть какие вы сильные , смелые и умные и знаете правила дорожного движения.. Вы согласны?
Ведущий: Где же вы задержались Светофор ?
Светофор : Иду я на праздник в детский сад и вижу: около магазина мальчишки играют с мячом прямо у проезжей части дороги.
(обращается к детям) Правильно они поступают?
(ответы детей)
Светофор :
Пришлось остановиться и рассказать этим мальчишкам правила дорожного движения, вот и задержался. Ребята, а вы знаете правила поведения на улице?
Ведущий: Наши дети точно знают, что играть нужно в специально отведенных для этого местах. А в каких местах? (ответы детей)
Ведущий: А сейчас ребята хотят напомнить всем правила ,которые необходимо знать.
РебенокЗнает каждый из детей,
Нету правила мудрей:
«Правила дорожные
Соблюдать положено!»
Ребенок У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
Он по очереди ими, сразу смотрит на меня.(светофор)
РебенокКаждый юный пешеход
Пешеходный переход
Или «зебру» должен знать
И по ней только шагать.
РебенокЗнает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но автомобилям не мешает!
(Подземный пешеходный переход)
РебенокПосреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
(Осторожно дети)
РебенокВ этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
(Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси)
Ребенок Знак «Дорожные работы».
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.
РебенокЕсли нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!» Знак «Больница»:
Ребенок Знак «Телефон»:
Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!
Ребенок Знак «Движение на велосипедах запрещено»:
Строго знак на всех глядит,
Он нам строго запретит
Ехать на велосипедах
И их родичах – мопедах.
Ребенок В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"
(Движение пешеходов запрещено)
Ребенок Знак "Скользкая дорога":
Говорит знак этот строго:
"Очень скользкая дорога.
Ты с дорогой не шути,
Руль напрасно не крути!"
На улицах много разных дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, с какой скоростью по ней нужно ехать, где можно ходить пешеходам. Ребята, существует три основных вида знаков.
Это такие таблички треугольной, круглой и прямоугольной формы.
Это предупреждающие знаки. Это треугольный знак, с красной каймой.эти знаки предупреждают человека о чем либо
Они указывают пешеходам и водителям куда можно идти, ехать. Он предупреждает водителя о приближении к опасному участку дороги и о том, что нужно быть предельно внимательным, потому что могут внезапно появиться дети. Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.
Воспитатель: А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, детских садах.
Это знаки прямоугольной формы информационные знаки, синего цвета, указывают где можно ожидать автобус, безопасно перейти проезжую часть на земле или под землей.
(слайд 2 Знаки "Пункт первой медицинской помощи", "Пункт питания", "Место отдыха")
Дети: Эти знаки помогают найти место, где можно получить медицинскую помощь, покушать или отдохнуть.
Воспитатель: Следующая группа - это предупреждающие знаки. Один из них выглядит вот так. Самые строгие знаки – запрещающие, они тоже обведены красной рамкой. (Показывает знаки «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»).
1 Эстафета «ИНСПЕКТОР ДПС ГИБДД»
По команде по одному представителю бегут к стулу, на котором разложены атрибуты одежды инспектора ДПС ГИДББ». Кепка, жилет, жезл, свисток и светоотражающий элемент –браслет.
Пешеходам в темноте помогают светоотражательные элементы или фликеры-это маленькие значки или наклейки. Существуют правило для того, чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток. А вы знаете это правило? (ответы детей)
-На одежде каждого пешехода в тёмное время суток должны быть светоотражающие элементы-фликеры.
Свет фар от них отражается и возвращается назад к водителю и водители могут увидеть пешеходов издалека. Но пешеходы все равно должны быть внимательными.
Нужно быстро одеться, свистнуть громко в свисток, одеть браслет. Раздеться и добежать до команды передав эстафету другому участнику.
2 Эстафета «Довези – не урони»
(играющие кладут мешочки с песком на голову, берут руль и проходят под музыку дистанцию, следуя сигналам светофора, передавая эстафету следующему игроку)-
Светофор: Да, вижу, что ваши команды знают и дружат с правилами дорожного движения. А сейчас предлагаю отдохнуть и загадки мои отгадать.
У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
Он по очереди ими, сразу смотрит на меня.(светофор)
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
Тут автомобиль не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (Тротуар).
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое? (Место остановки)
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки
Это только …? (Тротуар)
Ведущий: Вот видишь, уважаемый Светофор, какие молодцы наши ребята!
Светофор: Действительно, молодцы! Хорошо справились и с этим заданием!
3 Эстафета «Пешеходный переход».
Выкладываем пешеходный переход из полосок. У каждого ребёнка полоска в руке, пролезают под дугой, последний ребёнок все полоски собирает.
А сейчас поиграем в игру «Веселые знаки».Под веселую музыку «веселые знаки» выполняют танцевальные движения. Когда музыка затихнет, «веселые знаки»должны вернуться в свои домики:
-запрещающие знаки –в красный обруч;
- предупреждающий – в желтый обруч;
- знаки особых предписаний – в зеленый обруч.
Молодцы знаки дорожного движения знаете отлично.
4 эстафета «Внимательный велосипеде-с »
Ведущая: следующая эстафета «Внимательныйвелосипеде-с». Ребята, вы должны аккуратно, быстро и правильно доехать до знака «Место разворота» и вернуться до старта, передать транспортное средство следующему участнику и встать в конце колонны. На старт! Внимание! Марш!
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
Это правда или нет, что можно переходить дорогу на красный сигнал светофора? - нет!
Это правда или нет, что пешеход может ходить по проезжей части дороги? - нет!
Это правда или нет, что нужно знать правила дорожного движения? - да!
Это правда или нет, что в автобусе можно играть, сорить, толкаться? - нет!
Это правда или нет, что с мячом на проезжей части дороги играть можно? - нет!
Это правда или нет, что дорожные знаки помогают пешеходам и водителям? - да!
Это правда или нет, что пешеходный переход называется “Зебра”? - да!
Ведущий: - Молодцы, ребята, вы все правильно отвечаете.
- Ребята, а как вы думаете, давным-давно, когда еще не было автомобилей, надо ли было соблюдать ПДД, ведь, если автомобилей еще не придумали, может и не на чем и ездить было? (дети отвечают что раньше ездили на лошадях и тоже были ПДД).
5 Эстафета . «Скачки на лошадях».
(дети скачут на футбол-мячах, вокруг стойки по одному).
6 Эстафета «Пристегни самое дорогое»
Ребята, а вы любите кататься в автомобиле ? Значит, вы - пассажиры!
А где вы сидите, когда едете в автомобиле? Ребята, открою вам секрет детям в автомобиле обязательно надо сидеть в специальном детском кресле и пристегнутыми ремнями безопасности.
А зачем пристёгиваться?
Ведущий: Пристёгиваться нужно обязательно, для того что бы уберечься от травм.
Вы бежите к креслу, пристегиваетесь, затем отстегиваетесь. И бежите обратно и должны встать в конце колонны
И последний вопрос всем: О чём мы не должны забывать?
ВМЕСТЕ:
О правилах дорожного движения!
Зеленого света вам ребята!
Светофор :
Я желаю вам, ребята,
Чтоб на дороге, вы никогда не знали бед,
И чтоб навстречу вам в пути,
Горел всегда зеленый свет.
До свидания! До новых встреч!
Конспект КВН. Тема: «Знатоки правил дорожного движения»
Цель: Закрепить знания детей правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Учить решать проблемные ситуации, в которых оказались пешеходы, водители.
- Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.
- Повысить интерес к дорожной азбуке, закрепить у детей знания о правилах дорожного движения, о различных дорожных знаках.
Развивающие:
- Формировать навыки самостоятельного мышления, умения применять полученные знания на практике.
- Развивать познавательный интерес детей к изучению ПДД.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки ориентировки в пространстве.
- Воспитывать чувство взаимовыручки, сопереживания.
- Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.
- Формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Материал и оборудование: введение персонажа: Незнайка; демонстрационный материал: дорожные знаки, сигналы светофора, картинки с ситуациями; светофор, знак пешеходный переход, зебра.
Ход:
Ведущий: Мы живём в большом, красивом городе. По улицам города движутся много легковых и грузовых машин, едут автобусы, маршрутное такси и не мешают друг другу. Мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды. Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать?
Дети: Правила дорожного движения.
Ведущий: Правильно, это — правила дорожного движения.
Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны их строго соблюдать.
Один сказочный герой
Плохо вел себя порой.
Он уроки забывал,
Правила не признавал.
И дурное поведенье
Принесло лишь огорченье.
(Под музыку вбегает Незнайка)
Незнайка:
Я всем известный Незнайка.
С ребятами всегда дружу,
Но среди дорожных знаков,
Я друзей не нахожу!
Я так люблю по хулиганить!
На красный свет перебежать.
И по проезжей части даже
Могу спокойно погулять.
На знаки я и не гляжу,
Где захочется, хожу.
Пошалить хочу немного,
Побегу я на дорогу.
Ведущий:
Незнайка, ты не знаешь правила дорожного движения?
Незнайка:
А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обхожусь!
Ведущий:
А вы ребята согласны с Незнайкой?
Ведущий:
Незнайка, наши ребята знают и соблюдают правила дорожного движения. Хочешь, они тебе расскажут о них
Ребенок:
Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хочешь здоровым остаться!
Незнайка:
Вы говорите, что их нужно знать, чтобы здоровым остаться? Тогда я согласен их выучить.
Ведущий:
Всем! Всем! Всем! Мы начинаем КВН!
(звучит музыка)
КВН наш не простой и не очень сложный.
Он о том, что на дороге быть надо осторожным.
Правила все знать, всегда их соблюдать!
В наших соревнованиях будут участвовать две команды.
Команда «Пешеходы» и команда «Водители».
За каждый правильный ответ, команда будет получать зеленую фишку. А если ответит неправильно, то красную фишку.
Незнайка, мы тебя попросим оценивать команды.
Ведущая:
Итак, мы начинаем нашу игру.
1.Первое конкурсное задание — приветствие команд.
Слово предоставляется команде «Пешеходы»
(дети встают около стульчиков и произносят девиз)
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Слово предоставляется команде «Водители»
Делаем ребятам предостережение:
Соблюдайте правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
2.Конкурс – «Вопрос — ответ»
- Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
- Где можно гулять детям? (во дворе)
- Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
- Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
- На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
- С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
- Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
10.Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
11.Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
- Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, специальный и т. д.)
3.Конкурс «Дорожные знаки»
Ведущая: Все мы знаем, что правильно двигаться по улицам города пешеходам и водителям транспортных средств помогают дорожные знаки. Я уверена, что наши участники тоже знают, какими бывают дорожные знаки. (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные).
Дети отгадывают и находят знаки (прикрепляют на мольберт
1.Чудо-конь — велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка
- Кто-то землю тут копает.
Что за странный человек?
Ни прохода, ни проезда
Здесь уже, конечно, нет. (Дорожные работы)
- Этот знак такого рода
— Он на страже пешехода. (Пешеходный переход)
- У посадочной площадки
Много взрослых и ребятки
Пассажиры транспорт ждут
И не балуются тут. (Автобусная остановка).
- В дождь и ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы
Говорит им знак одно
– Вам ходить запрещено! (Движение пешеходов запрещено)
6.Ты смелей иди вперед,
Трусишь ты напрасно.
Знай, что этот переход
Самый безопасный. (Подземный переход)
Физминутка.
Ведущий: Все немного засиделись, поиграем в игру «Светофор»
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера
На красный цвет – не двигаться,
На желтый – хлопать в ладоши,
На зеленый – побежать на месте.
(ведущий показывает цвета светофора — кружочки)
- Конкурс «Как перейти дорогу»
Приглашаются капитаны команд.
Капитан команды «Пешеходы» …
Капитан команды «Водители»…
Ведущий:
1.Покажите, как правильно перейти дорогу, где нет светофора, но есть «зебра» и знак «Пешеходный переход». Объясните свои действия.
2.Покажите, как правильно перейти проезжую часть, где есть светофор. Объясните свои действия.
5.Конкурс «В гостях у сказки».
Ведущая: А теперь я приготовила для вас веселый конкурс. Называется он «В гостях у сказки». Все сказочные персонажи время от времени тоже пользуются транспортными средствами. Ваша задача отгадать транспортное средство каждого сказочного героя.
1) На чём Емеля ехал во дворец к царю? (печь)
2) Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
3) Чем смазывал моторчик Карлсон? (вареньем)
4) Какой подарок сделали родители Дяди Фёдора почтальону? (велосипед)
5) Во что превратила тыкву фея для Золушки? (карета)
6) На чём катался Кай из сказки «Снежная королева» (на санках)
Музыкальная пауза (девочки исполняют частушки)
Ставьте ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки,
Будет замечательно.
Если свет зажжется красный,
Значит, двигаться опасно
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Ой, ты, Ваня! Ой, ты, Ваня!
Посмотри на светофор,
Все ты, Ваня, перепутал,
И на красный свет пошёл
Нужно слушаться, бесспорно
Указанье светофора
Нужно правила движенья,
Выполнять без возраженья.
6.Конкурс «Дорожные ситуации»
На мольберте картинки с дорожными ситуациями, на первой картинке дети играют мячом на проезжей части.
На второй картинке – ребята перебегают дорогу перед близко идущим транспортом.
Ведущий просит объяснить эти ситуации
Игра «Это я»
Ведущая: Ребята, сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны будете отвечать «Это я, это я, это все мои друзья» и шагать на месте. Или же стоять на месте и молчать.
-Кто из вас идет вперед только там, где переход?
-Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
-Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
-Знает кто, что красный свет, это значит – хода нет?
-Кто различает очень ясно,
Свет зеленый, желтый, красный … .
-Эй, подруженьки, подружки,
Есть у вас глаза и ушки
По дороге вы идете, говорите и поете …
-Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой
На проезжей части дети
Кто играет в игры эти …
- Конкурс «Соедини по точкам».
Ведущий: Ребята, вы любите рисовать?
Рисовать вы будите по точкам, в итоге у каждой команды получится изображение транспорта. Выходят по одному игроку из каждой команды рассказывают (Например: это паровоз, железнодорожный вид транспорта управляет — машинист)
Ведущий:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
По городу, по улице,
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход
Незнайка:
Спасибо, вы многое знаете и меня научили! Мне с вами было очень интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения! Я приготовил для вас угощение.
Подведение итогов КВН. Подсчет фишек. Поощрение.