ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Насонова Оксана Николаевна

Педагог - психолог

МДОУ №15 «Аленький цветочек»

РС(Якутия), г. Нерюнгри

метод «Три домика»

для вовлечения детей в оценку ситуации.

«Домик тревог» («Домик уязвимости»)

 Включает в себя:

  • Прошлые и текущие проблемы, которые делают ребенка более уязвимым для рисков и вреда, например, пережитое насилие или травля, проблемы в поведении
  • Все, что вызывает у ребенка стойкие негативные эмоции – страх, гнев, стыд
  • Внутренние проблемы или внешние угрозы, включая жестокость и пренебрежение в детско-родительских отношениях

«Домик хороших вещей» («Домик сильных сторон»)

 Включает в себя:

  • Внутренние и внешние факторы, которые способствуют благополучию и развитию позитивной идентичности
  • Ресурсы, которые помогают в совладании с трудностями, в снижении риска, а также в воплощении надежды
  • Такими ресурсами могут быть социальные связи, личностные особенности, навыки и способности, ценности и смыслы, доступ к помощи

«Домик надежды и мечты»

Включает в себя:

  • То, что люди хотели бы видеть в своей жизни, с акцентом на альтернативу тому, что их тревожит
  • Мечты и ожидания
  • Представления о благополучии и безопасности
  • Более конкретные цели или задачи

Как работать с «Тремя домиками»:

  1. Подготовьтесь к началу работы

Потренируйтесь объяснять задание разным детям (дошкольникам, подросткам)

Проясните свой взгляд на ситуацию ребенка, с которым вы будете использовать «Домики».

На основе первичной оценки ситуации в семьи вам нужно сформулировать исходную позицию (гипотезу) – она может меняться или пересматриваться с учетом того, что расскажет ребенок – но будет служить временным ориентиром, который поможет не волноваться из-за того, что ребенок «фантазирует» или «не понимает всей ситуации». «Три домика» в первую очередь служат для того, чтобы дать возможность ребенку высказаться по поводу своей ситуации, и лишь во вторую – для сбора информации. Следовательно, специалист не должен фокусировать беседу исключительно на темах, о которых он планирует собрать информацию. В ходе беседы ребенок может озвучить важную информацию, а может ее скрыть. Поэтому важно рассматривать «Три домика» как один из способов сбора информации для оценки, но не единственный и не главный способ.

Также важно удерживать задачу помочь ребенку выразить свое отношение к тому, что происходит в его жизненном мире.

  • Познакомьтесь с информацией о ребенке, продумайте, как она может влиять на процесс диалога с ребенком (уровень познавательного развития; пережитые недавно травматические события и др.).
  • Подготовьте материалы: o Листы бумаги (А4 или больше) – по 1 отдельному листу для каждого домика, карандаши и фломастеры. o Дополнительно можно использовать: шаблоны (контуры) домиков, чтобы ребенок мог выбрать лист с шаблоном, если затрудняется начать рисовать сам; журналы, ножницы и клей для коллажей; если есть возможность получить и распечатать, можно добавить фотографии членов семьи.
  1. Проинформируйте родителей и получите у них разрешение на работу с ребенком (если это уместно) Обычно разрешение родителя не запрашивается, если есть серьезные подозрения (заявленные обвинения) в жестоком обращении. Во всех других случаях информировать родителя полезно, а при принятии значимых решений в поддержку семьи (например, разработки плана сопровождения в кризисной ситуации или при воссоединении ребенка с семьей) – необходимо.
  2. Способы знакомства родителей с методикой «Три домика»:
  • Предложить родителям самим заполнить «Домики» (обсуждая их в рамках «Признаков безопасности»). Это поможет решить сразу две задачи (знакомство родителя с методикой и собственно проведение оценки), а также наглядно сравнить мнения взрослых членов семьи и детей.
  • Наглядно продемонстрировать методику (показать бланки, озвучить примеры уточняющих вопросов, акцентировать внимание на том, что ребенка будут спрашивать не только про проблемы). Если использование методики не обсуждалось с родителем заранее, всегда надо рассматривать возможность задним числом объяснить ему (а) причины для беседы с ребенком без ведома родителя, выбор методики (б) результаты беседы с ребенком – в том объеме, в котором на это готов ребенок (см. ниже).
  1. Выберите место для беседы с ребенком
  • Если в жизни ребенка присутствует жестокое обращение, важно уделить внимание тому, что для него является «безопасным местом», - ребенок может воспринимать это по-разному, вплоть до физического расстояния до места, где происходит насилие.
  • Во многом на «безопасность» места влияет доступность поддерживающих людей или отсутствие пугающих (родители могут быть и теми, и другими).
  1. Примите решение о том, будет ли работа вестись в присутствии родителей
  • Учитывая первичную оценку риска и ваши наблюдения, подумайте о том, сможет ли ребенок открыто говорить при родителях о том, что его беспокоит.
  • Если ответ положительный, надо спросить у ребенка, подходит ли ему такой вариант. Он может предлагать разные альтернативы для комфортной дистанции (например, подросток согласится прийти в сопровождении родителей, но не беседовать в их присутствии) или, наоборот, приглашать значимых взрослых дополнительно к родителям (или вместо них).
  • Всех взрослых, которые в итоге будут присутствовать, надо попросить воздерживаться от участия в процессе вашей беседы с ребенком (их функция – «поддерживающее присутствие»).
  1. Примите решение о том, будет ли работа с братьями и сестрами вестись вместе или по отдельности
  • Для каждого ребенка заполняются свои «Три домика».
  • Присутствие старших сиблингов часто помогает дошкольникам, но важно следить, чтобы старший брат или сестра именно помогали высказаться или нарисовать что-то, а не влияли на содержание ответов.
  1. Объясните (или напомните) ребенку вашу задачу как социального работника и объясните задание к методике
  • Даже если ребенок присутствовал при ваших разговорах с родителями, где вы обсуждали с ними цели и условия работы, ваши функции и функции вашей организации, необходимо объяснить это еще раз ребенку лично.
  • Независимо от того, какой уровень сложности доступен ребенку или подростку, постарайтесь делать ваши пояснения достаточно короткими, чтобы не усиливать тревогу. Меня зовут …, я – социальный работник, и я работаю в … Социальный работник делает много интересного и много говорит с детьми. Я обсуждаю с детьми и с их родителями, что их беспокоит, чтобы потом вместе уладить эти проблемы. [Тот, кто сообщил о риске для ребенка] сказал мне, что тебя, похоже, что-то тревожит. И теперь мне хочется поговорить с тобой, чтобы понять, что ты сам об этом думаешь. Хорошо? Предлагаю тебе сделать такую штуку, которая называется «Три домика», - я предлагаю ее многим детям. Мы вместе нарисуем три домика, и в одном из них напишем то, что тебя тревожит, в другой – все, что у тебя в жизни идет хорошо, а в третий – то, чего ты хотел бы в будущем.
  • Важно перейти к рисованию контура домиков (или, как вариант, выбору из заготовленных шаблонов) уже после этого краткого вступления, чтобы остальные объяснения происходили уже в совместной деятельности с ребенком.
  • Если «Три домика» используются в работе по принятию значимых решений в поддержку семьи (например, разработки плана сопровождения в кризисной ситуации или при воссоединении ребенка с семьей), то надо объяснить ребенку (а) что его голос важен и будет учтен и (б) как именно «Три домика» используются в ходе планирования. • Если работа с «Тремя домиками» занимает больше одной встречи, то надо объяснить ребенку, как и когда работа будет продолжена.
  1. Определитесь, с какого домика начинать Порядок работы – свободный, при этом важно: • Спросить ребенка о том, с какого домика он сам хочет начать
  • Поддерживать контакт и идти за потребностями ребенка:
  • Начать с «Домика хороших вещей», если ребенку трудно начать говорить / если контакт еще не установлен
  • Начать с «Домика тревог», если именно они сейчас в фокусе внимания ребенка Три домика взаимосвязаны, и работая с каждым из них, можно дополнять и два остальных: • Обсуждая «Домик мечты и надежды», спрашивать, какие ресурсы и умения нужны, чтобы их реализовать – и записывать/рисовать их в «Домике хороших вещей». Это также помогает связывать надежды с тем хорошим, что уже есть (иногда случается) в жизни ребенка.
  • Обсуждая «Домик проблем», можно периодически обращаться к хорошим вещам и ресурсам, чтобы поддержать ребенка.
  • Также важно переходить от проблем к надеждам («Чего хочется вместо этого?») и наоборот, чтобы подробнее описать именно те мечты и надежды, которые связаны с проблемами, послужившими причиной для открытия случая.
  1. Работайте с «Домиками» Рисовать или писать?
  • Выбор зависит от способностей и предпочтений ребенка. Можно использовать и другие техники, например, коллаж.
  • Если ребенок рисует, важно по ходу рисования задавать ему описательные уточняющие вопросы, например: o Расскажи, пожалуйста, что происходит в этой части рисунка? o Объясни… o Опиши…
  • Если ребенок не возражает, рекомендуется записывать его слова рядом с рисунком (основные мысли с сохранением его собственных формулировок)
  • Если специалист что-то записывает, то он должен зачитать ребенку получившийся текст. Этот момент можно использовать, чтобы спросить, не забыли ли мы добавить что-то еще. «Домик хороших вещей» Это твой «Домик хороших вещей». Здесь ты можешь рисовать или писать про все, что у тебя в жизни идет хорошо, и про все, что тебе нравится и делает тебя счастливым.
  • Что хорошего происходит в твоей жизни?
  • Что тебе очень нравится?
  • Что у тебя хорошо прямо сейчас? Уточняющие вопросы:
  • Что у тебя хорошо получается? Что хорошего в тебе замечают другие люди?
  • С кем ты любишь проводить время вместе? Почему?
  • С кем ты дружить? Что тебе нравится в твоих друзьях?
  • Чем ты любишь заниматься (вместе с мамой / с другими членами семьи / дома / в школе…)?
  • Чем тебе нравится жить с…? Что хорошего происходит, когда ты навещаешь…?
  • Что хорошего в том, что мы с тобой встречаемся и беседуем? ✓ В конце работы важно обратить внимание на этот домик, еще раз отметить и признать то хорошее, что есть в жизни ребенка. ✓ Если создается впечатление, что «Домик хороших вещей» недостаточно наполнен, то нужно поставить задачей привнесение в семейную ситуацию и в жизнь ребенка дополнительных ресурсов. «Домик тревог» Структура вопросов аналогичная. Поскольку «тревога» здесь употребляется в широком смысле, есть смысл обозначить другие эмоции, которые указывают, что дела идут «не так». Также полезно нормализовать эту тему, упомянув, что похожие эмоции время от времени переживают все дети. У многих детей, с которыми я работаю, есть какие-то тревоги. Некоторых что то постоянно печалит, некоторых – пугает или сердит. А что сейчас волнует тебя?

 ✓ Работая над этим, домиком важно следить за состоянием ребенка. Если ему некомфортно, то надо выстраивать смысловые переходы к другим, ресурсным домикам или делать перерывы на движение / чай.

«Домик надежды и мечты»

  • Какие важные вещи ты хотел бы, чтобы произошли в твоей жизни?
  • Как ты думаешь, какой будет твоя жизнь (в целом / дома / в школе /…), когда проблемы решатся?
  • Что должно появиться в твоей жизни, чтобы помочь тебе справляться с проблемами? • Что из нарисованного в «Домике хороших вещей» обязательно должно продолжаться в будущем? Что может стать еще лучше?

✓ Если создается впечатление, что «Домик надежды и мечты» недостаточно наполнен, нужно посвятить отдельную встречу выстраиванию временной перспективы и исследованию желаемого будущего ребенка. У детей и подростков, переживших травму, часто нарушаются представления о долгосрочной перспективе и способности влиять на свое будущее. Без более глубокой проработки этой темы они могут «застревать» в травмирующем прошлом или настоящем.

  1. Объяснить, что будет происходить дальше, и обсудить с ребенком, кому и как он хочет показать свои «Три домика»
  • Объясните, что вы будете обсуждать со взрослыми членами семьи те же самые три вопроса (что их волнует, что у них идет хорошо и чего они хотели бы в будущем) и что важно, по возможности, обсуждать эти вопросы всем вместе.
  • Возможные форматы: o Ребенок сам показывает и объясняет родителям (и/или другим значимым людям) свои домики o Ребенок делегирует эту задачу социальному работнику, а сам просто присутствует o Ребенок показывает домики выборочно (например, только «Домик мечты и надежды» или разные домики – разным значимым людям) или в определенном порядке с определенными промежутками времени (от «хорошего» к «тревогам»)
  • Если в работе с Домиками обнаруживаются указания на физическое или сексуальное насилие, и специалист должен передать эту информацию или предпринять другие меры, важно объяснить происходящее ребенку.
  • Дети обычно хотят сохранить свою копию или фотографию домика (дома или в кабинете у специалиста, если дома это небезопасно)

 В завершении работы надо еще раз убедиться, что ребенок:

  • Понял, что важно совместно работать над решением проблем, что его голос услышан и учтен вместе с голосами взрослых.
  • Получил свою копию (или оригинал) домиков
  • Понимает и согласен с тем, как дальше будут использоваться домики, кому и как их покажут
  1. Также ребенок должен знать, что копия его домиков хранится в его личном деле.
  2. Представить «Три домика» родителям и/или другим значимым взрослым. Разговор с родителями лучше начинать с «Домика хороших вещей», чтобы продемонстрировать свою непредвзятость (готовность видеть их сильные стороны) и укрепить альянс. В «Домиках» может быть довольно много информации, поэтому надо помочь родителям сфокусироваться на том, на что они могут реально повлиять: Какое одно простое действие вы можете сделать сегодня, чтобы помочь вашему ребенку почувствовать себя хорошо и безопасно? Кто может вам в этом помочь? Что еще вам для этого нужно?
  3. Иногда есть смысл сделать «Три домика» со взрослыми и показать их ребенку.

 ✓ Понимание точки зрения других – это важное условие того, чтобы ребенок мог полноценно участвовать в планировании.

✓ Взрослые, выполняя это задание, должны точно понимать, что их домики будут показывать ребенку.

✓ Домики могут быть результатом совместной работы родителей, родственников и специалиста, чтобы дать ребенку полную картину.

  1. Включите ребенка в процесс оценки ситуации и планирования работы с семьей.
  • Использование «Трех домиков» или любых других методик не должно быть «разовой акцией» – ребенок должен быть всегда в курсе работы с его семьей.
  • При этом «Три домика» можно дополнять: o Добавляя хорошие вещи, тревоги и надежды, которые не были озвучены в начале работы o Используя как инструмент для оценки: добавляя хорошие вещи / сильные стороны, которые появились благодаря работе; вычеркивая тревоги, которые стали неактуальны; отмечая прогресс на пути к мечтам.
  • По возможности надо перейти от работы с ребенком и с родителями отдельно к совместному обсуждению того, какие надежды им хочется сделать целью работы, от чего ребенка хочется защитить, на какие хорошие вещи они уже сейчас могут опираться. Методика обсуждения с детьми кризисного размещения вне семьи и др
  • перейти к публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.