Насонова Оксана Николаевна
Педагог - психолог
МДОУ №15 «Аленький цветочек»
РС(Якутия), г. Нерюнгри
метод «Три домика»
для вовлечения детей в оценку ситуации.
«Домик тревог» («Домик уязвимости»)
Включает в себя:
- Прошлые и текущие проблемы, которые делают ребенка более уязвимым для рисков и вреда, например, пережитое насилие или травля, проблемы в поведении
- Все, что вызывает у ребенка стойкие негативные эмоции – страх, гнев, стыд
- Внутренние проблемы или внешние угрозы, включая жестокость и пренебрежение в детско-родительских отношениях
«Домик хороших вещей» («Домик сильных сторон»)
Включает в себя:
- Внутренние и внешние факторы, которые способствуют благополучию и развитию позитивной идентичности
- Ресурсы, которые помогают в совладании с трудностями, в снижении риска, а также в воплощении надежды
- Такими ресурсами могут быть социальные связи, личностные особенности, навыки и способности, ценности и смыслы, доступ к помощи
«Домик надежды и мечты»
Включает в себя:
- То, что люди хотели бы видеть в своей жизни, с акцентом на альтернативу тому, что их тревожит
- Мечты и ожидания
- Представления о благополучии и безопасности
- Более конкретные цели или задачи
Как работать с «Тремя домиками»:
- Подготовьтесь к началу работы
Потренируйтесь объяснять задание разным детям (дошкольникам, подросткам)
Проясните свой взгляд на ситуацию ребенка, с которым вы будете использовать «Домики».
На основе первичной оценки ситуации в семьи вам нужно сформулировать исходную позицию (гипотезу) – она может меняться или пересматриваться с учетом того, что расскажет ребенок – но будет служить временным ориентиром, который поможет не волноваться из-за того, что ребенок «фантазирует» или «не понимает всей ситуации». «Три домика» в первую очередь служат для того, чтобы дать возможность ребенку высказаться по поводу своей ситуации, и лишь во вторую – для сбора информации. Следовательно, специалист не должен фокусировать беседу исключительно на темах, о которых он планирует собрать информацию. В ходе беседы ребенок может озвучить важную информацию, а может ее скрыть. Поэтому важно рассматривать «Три домика» как один из способов сбора информации для оценки, но не единственный и не главный способ.
Также важно удерживать задачу помочь ребенку выразить свое отношение к тому, что происходит в его жизненном мире.
- Познакомьтесь с информацией о ребенке, продумайте, как она может влиять на процесс диалога с ребенком (уровень познавательного развития; пережитые недавно травматические события и др.).
- Подготовьте материалы: o Листы бумаги (А4 или больше) – по 1 отдельному листу для каждого домика, карандаши и фломастеры. o Дополнительно можно использовать: шаблоны (контуры) домиков, чтобы ребенок мог выбрать лист с шаблоном, если затрудняется начать рисовать сам; журналы, ножницы и клей для коллажей; если есть возможность получить и распечатать, можно добавить фотографии членов семьи.
- Проинформируйте родителей и получите у них разрешение на работу с ребенком (если это уместно) Обычно разрешение родителя не запрашивается, если есть серьезные подозрения (заявленные обвинения) в жестоком обращении. Во всех других случаях информировать родителя полезно, а при принятии значимых решений в поддержку семьи (например, разработки плана сопровождения в кризисной ситуации или при воссоединении ребенка с семьей) – необходимо.
- Способы знакомства родителей с методикой «Три домика»:
- Предложить родителям самим заполнить «Домики» (обсуждая их в рамках «Признаков безопасности»). Это поможет решить сразу две задачи (знакомство родителя с методикой и собственно проведение оценки), а также наглядно сравнить мнения взрослых членов семьи и детей.
- Наглядно продемонстрировать методику (показать бланки, озвучить примеры уточняющих вопросов, акцентировать внимание на том, что ребенка будут спрашивать не только про проблемы). Если использование методики не обсуждалось с родителем заранее, всегда надо рассматривать возможность задним числом объяснить ему (а) причины для беседы с ребенком без ведома родителя, выбор методики (б) результаты беседы с ребенком – в том объеме, в котором на это готов ребенок (см. ниже).
- Выберите место для беседы с ребенком
- Если в жизни ребенка присутствует жестокое обращение, важно уделить внимание тому, что для него является «безопасным местом», - ребенок может воспринимать это по-разному, вплоть до физического расстояния до места, где происходит насилие.
- Во многом на «безопасность» места влияет доступность поддерживающих людей или отсутствие пугающих (родители могут быть и теми, и другими).
- Примите решение о том, будет ли работа вестись в присутствии родителей
- Учитывая первичную оценку риска и ваши наблюдения, подумайте о том, сможет ли ребенок открыто говорить при родителях о том, что его беспокоит.
- Если ответ положительный, надо спросить у ребенка, подходит ли ему такой вариант. Он может предлагать разные альтернативы для комфортной дистанции (например, подросток согласится прийти в сопровождении родителей, но не беседовать в их присутствии) или, наоборот, приглашать значимых взрослых дополнительно к родителям (или вместо них).
- Всех взрослых, которые в итоге будут присутствовать, надо попросить воздерживаться от участия в процессе вашей беседы с ребенком (их функция – «поддерживающее присутствие»).
- Примите решение о том, будет ли работа с братьями и сестрами вестись вместе или по отдельности
- Для каждого ребенка заполняются свои «Три домика».
- Присутствие старших сиблингов часто помогает дошкольникам, но важно следить, чтобы старший брат или сестра именно помогали высказаться или нарисовать что-то, а не влияли на содержание ответов.
- Объясните (или напомните) ребенку вашу задачу как социального работника и объясните задание к методике
- Даже если ребенок присутствовал при ваших разговорах с родителями, где вы обсуждали с ними цели и условия работы, ваши функции и функции вашей организации, необходимо объяснить это еще раз ребенку лично.
- Независимо от того, какой уровень сложности доступен ребенку или подростку, постарайтесь делать ваши пояснения достаточно короткими, чтобы не усиливать тревогу. Меня зовут …, я – социальный работник, и я работаю в … Социальный работник делает много интересного и много говорит с детьми. Я обсуждаю с детьми и с их родителями, что их беспокоит, чтобы потом вместе уладить эти проблемы. [Тот, кто сообщил о риске для ребенка] сказал мне, что тебя, похоже, что-то тревожит. И теперь мне хочется поговорить с тобой, чтобы понять, что ты сам об этом думаешь. Хорошо? Предлагаю тебе сделать такую штуку, которая называется «Три домика», - я предлагаю ее многим детям. Мы вместе нарисуем три домика, и в одном из них напишем то, что тебя тревожит, в другой – все, что у тебя в жизни идет хорошо, а в третий – то, чего ты хотел бы в будущем.
- Важно перейти к рисованию контура домиков (или, как вариант, выбору из заготовленных шаблонов) уже после этого краткого вступления, чтобы остальные объяснения происходили уже в совместной деятельности с ребенком.
- Если «Три домика» используются в работе по принятию значимых решений в поддержку семьи (например, разработки плана сопровождения в кризисной ситуации или при воссоединении ребенка с семьей), то надо объяснить ребенку (а) что его голос важен и будет учтен и (б) как именно «Три домика» используются в ходе планирования. • Если работа с «Тремя домиками» занимает больше одной встречи, то надо объяснить ребенку, как и когда работа будет продолжена.
- Определитесь, с какого домика начинать Порядок работы – свободный, при этом важно: • Спросить ребенка о том, с какого домика он сам хочет начать
- Поддерживать контакт и идти за потребностями ребенка:
- Начать с «Домика хороших вещей», если ребенку трудно начать говорить / если контакт еще не установлен
- Начать с «Домика тревог», если именно они сейчас в фокусе внимания ребенка Три домика взаимосвязаны, и работая с каждым из них, можно дополнять и два остальных: • Обсуждая «Домик мечты и надежды», спрашивать, какие ресурсы и умения нужны, чтобы их реализовать – и записывать/рисовать их в «Домике хороших вещей». Это также помогает связывать надежды с тем хорошим, что уже есть (иногда случается) в жизни ребенка.
- Обсуждая «Домик проблем», можно периодически обращаться к хорошим вещам и ресурсам, чтобы поддержать ребенка.
- Также важно переходить от проблем к надеждам («Чего хочется вместо этого?») и наоборот, чтобы подробнее описать именно те мечты и надежды, которые связаны с проблемами, послужившими причиной для открытия случая.
- Работайте с «Домиками» Рисовать или писать?
- Выбор зависит от способностей и предпочтений ребенка. Можно использовать и другие техники, например, коллаж.
- Если ребенок рисует, важно по ходу рисования задавать ему описательные уточняющие вопросы, например: o Расскажи, пожалуйста, что происходит в этой части рисунка? o Объясни… o Опиши…
- Если ребенок не возражает, рекомендуется записывать его слова рядом с рисунком (основные мысли с сохранением его собственных формулировок)
- Если специалист что-то записывает, то он должен зачитать ребенку получившийся текст. Этот момент можно использовать, чтобы спросить, не забыли ли мы добавить что-то еще. «Домик хороших вещей» Это твой «Домик хороших вещей». Здесь ты можешь рисовать или писать про все, что у тебя в жизни идет хорошо, и про все, что тебе нравится и делает тебя счастливым.
- Что хорошего происходит в твоей жизни?
- Что тебе очень нравится?
- Что у тебя хорошо прямо сейчас? Уточняющие вопросы:
- Что у тебя хорошо получается? Что хорошего в тебе замечают другие люди?
- С кем ты любишь проводить время вместе? Почему?
- С кем ты дружить? Что тебе нравится в твоих друзьях?
- Чем ты любишь заниматься (вместе с мамой / с другими членами семьи / дома / в школе…)?
- Чем тебе нравится жить с…? Что хорошего происходит, когда ты навещаешь…?
- Что хорошего в том, что мы с тобой встречаемся и беседуем? ✓ В конце работы важно обратить внимание на этот домик, еще раз отметить и признать то хорошее, что есть в жизни ребенка. ✓ Если создается впечатление, что «Домик хороших вещей» недостаточно наполнен, то нужно поставить задачей привнесение в семейную ситуацию и в жизнь ребенка дополнительных ресурсов. «Домик тревог» Структура вопросов аналогичная. Поскольку «тревога» здесь употребляется в широком смысле, есть смысл обозначить другие эмоции, которые указывают, что дела идут «не так». Также полезно нормализовать эту тему, упомянув, что похожие эмоции время от времени переживают все дети. У многих детей, с которыми я работаю, есть какие-то тревоги. Некоторых что то постоянно печалит, некоторых – пугает или сердит. А что сейчас волнует тебя?
✓ Работая над этим, домиком важно следить за состоянием ребенка. Если ему некомфортно, то надо выстраивать смысловые переходы к другим, ресурсным домикам или делать перерывы на движение / чай.
«Домик надежды и мечты»
- Какие важные вещи ты хотел бы, чтобы произошли в твоей жизни?
- Как ты думаешь, какой будет твоя жизнь (в целом / дома / в школе /…), когда проблемы решатся?
- Что должно появиться в твоей жизни, чтобы помочь тебе справляться с проблемами? • Что из нарисованного в «Домике хороших вещей» обязательно должно продолжаться в будущем? Что может стать еще лучше?
✓ Если создается впечатление, что «Домик надежды и мечты» недостаточно наполнен, нужно посвятить отдельную встречу выстраиванию временной перспективы и исследованию желаемого будущего ребенка. У детей и подростков, переживших травму, часто нарушаются представления о долгосрочной перспективе и способности влиять на свое будущее. Без более глубокой проработки этой темы они могут «застревать» в травмирующем прошлом или настоящем.
- Объяснить, что будет происходить дальше, и обсудить с ребенком, кому и как он хочет показать свои «Три домика»
- Объясните, что вы будете обсуждать со взрослыми членами семьи те же самые три вопроса (что их волнует, что у них идет хорошо и чего они хотели бы в будущем) и что важно, по возможности, обсуждать эти вопросы всем вместе.
- Возможные форматы: o Ребенок сам показывает и объясняет родителям (и/или другим значимым людям) свои домики o Ребенок делегирует эту задачу социальному работнику, а сам просто присутствует o Ребенок показывает домики выборочно (например, только «Домик мечты и надежды» или разные домики – разным значимым людям) или в определенном порядке с определенными промежутками времени (от «хорошего» к «тревогам»)
- Если в работе с Домиками обнаруживаются указания на физическое или сексуальное насилие, и специалист должен передать эту информацию или предпринять другие меры, важно объяснить происходящее ребенку.
- Дети обычно хотят сохранить свою копию или фотографию домика (дома или в кабинете у специалиста, если дома это небезопасно)
В завершении работы надо еще раз убедиться, что ребенок:
- Понял, что важно совместно работать над решением проблем, что его голос услышан и учтен вместе с голосами взрослых.
- Получил свою копию (или оригинал) домиков
- Понимает и согласен с тем, как дальше будут использоваться домики, кому и как их покажут
- Также ребенок должен знать, что копия его домиков хранится в его личном деле.
- Представить «Три домика» родителям и/или другим значимым взрослым. Разговор с родителями лучше начинать с «Домика хороших вещей», чтобы продемонстрировать свою непредвзятость (готовность видеть их сильные стороны) и укрепить альянс. В «Домиках» может быть довольно много информации, поэтому надо помочь родителям сфокусироваться на том, на что они могут реально повлиять: Какое одно простое действие вы можете сделать сегодня, чтобы помочь вашему ребенку почувствовать себя хорошо и безопасно? Кто может вам в этом помочь? Что еще вам для этого нужно?
- Иногда есть смысл сделать «Три домика» со взрослыми и показать их ребенку.
✓ Понимание точки зрения других – это важное условие того, чтобы ребенок мог полноценно участвовать в планировании.
✓ Взрослые, выполняя это задание, должны точно понимать, что их домики будут показывать ребенку.
✓ Домики могут быть результатом совместной работы родителей, родственников и специалиста, чтобы дать ребенку полную картину.
- Включите ребенка в процесс оценки ситуации и планирования работы с семьей.
- Использование «Трех домиков» или любых других методик не должно быть «разовой акцией» – ребенок должен быть всегда в курсе работы с его семьей.
- При этом «Три домика» можно дополнять: o Добавляя хорошие вещи, тревоги и надежды, которые не были озвучены в начале работы o Используя как инструмент для оценки: добавляя хорошие вещи / сильные стороны, которые появились благодаря работе; вычеркивая тревоги, которые стали неактуальны; отмечая прогресс на пути к мечтам.
- По возможности надо перейти от работы с ребенком и с родителями отдельно к совместному обсуждению того, какие надежды им хочется сделать целью работы, от чего ребенка хочется защитить, на какие хорошие вещи они уже сейчас могут опираться. Методика обсуждения с детьми кризисного размещения вне семьи и др
- перейти к публикациям для педагогов