ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ
 

АВТОР:

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП

 

 

 

«ПОЗНАЮ РОССИЮ»

 

 

 

АВТОР:

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................. 3

Реализация системы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.............................................................................................. 6

Детская инициатива в системе патриотического воспитания................................................................................................. 9

Конспекты образовательных событий............................................................................................... 10

Русские народные головные уборы............................................................................................... 10

Большая и малая Родина............................................................................................... 17

Путешествие по Золотому кольцу России............................................................................................... 23

Семь чудес России............................................................................................... 28

Русские богатыри - защитники Отечества............................................................................................... 36

Природа родного Краснодарского края............................................................................................... 41

Список литературы............................................................................................... 48

 

Введение

 

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» говорится о том, что одной из важнейших задачей в области воспитания детей является формирование и развитие высоконравственной личности, которая понимает и принимает отечественные духовные ценности, владеет надлежащими познаниями и способностями. Личность, способная воплотить в жизнь собственный потенциал в рамках сегодняшнего общества и готова к защите родины и мирному труду во благо страны.

В      Федеральном      государственном                  образовательном   стандарте дошкольного образования ставятся цели по созданию условий для становления основ               патриотического     сознания              детей,                      акцентируется         внимание              на необходимости активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом, на современном этапе развития общества социально- нравственное, патриотическое воспитание становится одним из приоритетных

направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций.

Патриотическое воспитание — это сложный и длительный процесс: необходимо постепенно расширять знания детей об истории страны, природе, достопримечательностях родного города, деревни или села, формировать представления о родном городе как о самом близком и доступном для понимания и познания дошкольника месте.

Законодательная база:

  • Федеральный закон от 12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

 

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 03.2022 № 678-р.
  • Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
  • Письмо Минпросвещения России от 05.2021 № СК-123/07.
  • СП 4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Актуальность реализации сборника заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо с раннего детства помочь ему полюбить свою Родину. В связи с этим большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческими, национальными, культурными, географическими, природными и экологическими особенностями родной страны.

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.

Задачи:

  • воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине;
  • расширять представления детей о городах России, поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране;
  • развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего.

Способы проверки:

 

  • беседы - наблюдения - игровые задания;
  • проблемные ситуации - анализ продуктов деятельности

Наглядно – агитативная информация для родительской общественности: В родительском уголке выставляются: папки-передвижки:

«С чего начинается Родина?», «Свой край люби и знай!»; памятки и рекомендации: «Приобщение детей к народным традициям», «Семейные традиции», «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка»; информационные листы: «Ребёнок и его Родина», «Широка страна моя родная».

Принципы реализации сборника:

Принцип возрастного соответствия. Предлагает содержание и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей.

Принципы научной обоснованности и практической применимости. Соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и сборник может быть успешно реализован в массовой практике дошкольного образования.

Построение программы на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Принцип преемственности между всеми дошкольными группами и социальными партнёрами.

Принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае и особенностями, присущими традициям).

Область реализации: дошкольные образовательные учреждения.

Степень реализации: сборник реализован полностью в условиях ДОУ в подготовительной к школе группе.

Возрастные группы отношений: воспитанники подготовительного к школе возраста.

 

Реализация системы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

 

ФОП ДО регламентирует базовые направления работы педагога по патриотическому воспитанию дошкольников: формирование терпимого, толерантного отношения к людям других национальностей; сформировать воспитание духовно-нравственного отношения детей к семье, стране, родному краю; формирование у воспитанников чувств собственного достоинства.

Для эффективной реализации системы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, развития их активности инициативности, познавательного интереса в данном актуальном направлении нужно организовать предметно-развивающую среду.

ФОП ДО дает ориентир на оформление патриотических уголков в ДОО, которое будет направлено на ознакомление детей знакомство воспитанников с историей родного края, с государственными символами страны, с народными промыслами, с её традициями, обычаями и достижениям.

ФО ДО регламентирует и основы создания патриотического уголка: Принцип информативности – это многообразие наглядно-

дидактического, предметно-практического и информационного материала.

Принцип стабильности и динамичности означает, что организация такого уголка должны быть на длительный срок, с систематически вносимыми изменениями, по мере роста детей и периода обучения.

Принцип открытости – это гибкость уголка, то есть педагог может добавлять нужные элементы и убирать те, с которыми дети хорошо ознакомились.

Принцип вариативности подразумевает интеграцию различных блоков по патриотическому воспитанию в одном уголке.

Принцип непосредственной интеграции – использование наглядно- дидактического материала во время занятий по другим областям.

Что касается образовательных материалов патриотического уголка, то это могу быть следующие позиции:

 

Направление социально-нравственного воспитания (семья, близкие каждому семейные традиции и праздники, ближайшее эмоциональное окружение, генеалогическое древо, общение со сверстниками, родной дом, детский сад).

Знакомство с малой Родиной: родной город или село, их главные улицы, специфическая природа, транспорт, архитектура, достопримечательности, символика и гимн, стихи и рассказы о родных городе или селе.

Приобщение к народной культуре.

Ознакомление с Родным краем (гимн Республики и России, флаг, герб), карта, характерный животный и растительный мир, заповедники (при наличии), достопримечательности, знаменитые люди края, историческая специфика, города республики, полезные ископаемые и прочее).

Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности)

С ориентацией на ФГОС ДО и ФП ДО можно выделить главные атрибуты патриотических уголков в ДОО:

  • портрет президента России, главы Республики;
  • гимн – не просто как символ нашей страны, но и как музыкально- поэтическое произведение: и текст на стене, и музыкальная версия для прослушивания;
  • герб;
  • флаг России – дошкольники должны знать, что белая полоса– это чистота и мир; синяя –постоянство и вера; красная –сила и кровь, пролитая в разные времена в борьбе за нашу Родину.

Уголок по социально-нравственному и патриотическому воспитанию воспитанников содержит:

 

  • взрослые люди – род, профессия, профессиональные действия, внешний облик: наглядность, тематические папки, наглядно-дидактические игры;
  • семья – подбор тематических папок «Наши мамы», «Наши папы»,

«Моя семья», рисунки, показывающие взаимоотношения членов семьи– совместные действия и отдых, забота друг о друге;

  • твой дом – ребенок приносит фотографии, рисунки различных архитектурных строений, разных по величине, внешнему виду, материалу, из которого они изготовлены, назначению;
  • ребенок и сверстники – подбривается наглядность о детях, об играх, сверстников в разных ситуациях: трудятся, играют, занимаются и прочее;
  • психоэмоциональные состояния: наглядность, показывающая различные эмоции и чувства, а также эмоциональное состояние взрослых и детей;
  • поведение детей – тематические папки, дидактические игры, детская художественная литература о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», этикет для малышей.
  • наглядный материал для ознакомления детей с «малой родиной» (ДОУ, близлежащими к нему улицами, в целом с родным городом): фотоматериалы, открытки, альбомы, макеты и группы, и детского сада, и улиц либо микрорайона, где находится детский сад.
  • наглядно-дидактический и оборудование по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской и народной культуры: предметы старины, национальные игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.
  • детская художественная народная литература, фольклор.

 

Детская инициатива в системе патриотического воспитания

 

Для поддержания детской инициативы воспитатели используют проблемные ситуации, вопросы, проектную деятельность, внесение энциклопедий и игрового материала. Создают условия для выбора деятельности по интересам и запросам детей.

С целью развития игровой деятельности педагоги:

  • создают условия для свободной игры детей;
  • определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
  • наблюдают за играющими детьми и понимают, какие именно события дня отражаются в игре;
  • отличают детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
  • косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Примеры мотивационных игр.

Игра «Герб города»

Предложите воспитанникам по памяти собрать герб родного города. В процессе игры объясните детям, что означает каждый элемент герба. В конце предложите детям самостоятельно проверить, правильно ли они собрали герб. Для этого готовый герб надо сравнить с карточкой-образцом.

Материал для игры: фрагменты герба города (обязательно включите лишние элементы), карточка с изображением городского герба.

Игра «Путешествие по городу»

Покажите воспитанникам фото со знаковыми местами города и предложите назвать, какие здания или памятники там изображены, с какими событиями они связаны.

 

Материал для игры: фотографии или открытки с изображением достопримечательностей города.

Игра «Подбери наряд кукле»

Предложите воспитанникам одеть куклу в национальную одежду. В ходе игры назовите каждую деталь одежды, обсудите, почему она так выглядит, в каком порядке надевают элементы одежды на куклу.

Материал для игры: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

 

 

 

КОНСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

 

 

Русские народные головные уборы

Цель

Знакомство с праздничными русскими народными головными уборами, через их практическое применение в ходе совместной познавательной деятельности педагога и

детей, развитие инициативы и самостоятельности.

Задачи

Образовательные: вызвать у детей интерес к праздничным русским народным головным уборам; активизировать

мышление, словарь; закреплять умение произносить слово по слогам с помощью хлопков. Развивающие: развивать

память, внимание, критическое мышление, обогащать речь. Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего

народа.

Оборудование

Картинки – приглашение на ярмарку, ноутбук; проектор, видео презентация «Ярмарка»; сундук, венок, ленты на волосы, платок, картуз - 4 шт., кокошник – 5 шт.,

ярморочная карусель, музыка для игры с платком, музыка

для игры с каруселью, кубик Блума.

Примерный

план проведения

Дети заняты свободной деятельностью в уголках развития. В группу входит воспитатель:

 

 

Подходи честной народ, в гости ярмарка идет, В гости ярмарка идет, зазывает и поет, Приглашает, веселит, улыбаться всем велит.

Посмотрите, что я вам принесла.

Приглашаю вас подойти к доске и посмотреть , что это у меня такое?

Дети: Картинки на которых нарисованы люди, праздник, веселье.

Воспитатель: Да, ребята, это приглашение на ярмарку.

Скажите пожалуйста, а кто-нибудь знает из вас, что такое ярмарка? (предположения детей)

Воспитатель: Совершенно верно. Вы действительно знаете, что такое ярмарка. Ярмарка – это веселые гуляния, торговые ряды, а так же развлечения шутов и скоморохов. А кто-нибудь из вас знает кто такие скоморохи? (предположения детей).

Для вас это новое слово? Дети: Да.

Воспитатель: Предлагаю нам всем вместе произнести это слово. Скоморох. Давайте прохлопаем это слово (ско- мо-рох). Дети повторяют слово вместе с воспитателем.

Воспитатель: Так кто же такие скоморохи? (обращается индивидуально)

Дети: скоморохи – это люди, которые веселят народ.

Воспитатель: Молодцы. Скоморохи веселят людей, а как вы думаете, в современном мире существуют

скоморохи? (предположения детей)

Воспитатель: В современном мире не говорят

скоморохи, а их называют аниматоры или клоуны. А наши предки ходили на ярмарку, чтобы их повеселили скоморохи.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто такие предки?

Дети: Предки – это прадедушки, прабабушки. Они жили в давних временах.

Воспитатель: Верно, предки – это те люди, которые жили до нас. Попробуем сказать это слово?

Дети: Да - предки.

Воспитатель предлагает прохлопать слово предки.

Дети вместе с воспитателем прохлапывают.

 

 

Воспитатель: А давайте посмотрим, какая бывает ярмарка. Я вам предлагаю сесть на стульчики и

приготовиться внимательно посмотреть видео про ярмарку. (Просматривают видео).

Воспитатель: Ребята, какая бывает ярмарка? Дети: Яркая, веселая.

Воспитатель: Что делает ярмарка? Дети: Веселит, радует, продает.

Воспитатель: А давайте составим предложение их четырех (пяти) слов про ярмарку.

Дети: Ярмарку любят взрослые и дети.

Воспитатель: Молодцы, а как можно сказать одним словом про ярмарку? Что это такое?

Дети: Праздник.

Воспитатель: Молодцы! И вот меня сегодня

пригласили на праздник – Ярмарку, а вы хотели бы пойти вместе со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: Здорово! Но мне кажется мы не очень готовы потому что ярмарка – это прежде всего праздник, а в чем ходят на праздник?

Дети: В костюмах, сарафанах, нарядах…

Воспитатель: А в каких нарядах и костюмах ходят на ярмарку? Дети: В русских народных костюмах.

Воспитатель: Правильно в русских народных костюмах. У нас праздник не обычный, а русский

народный. Попробуем вместе сказать – Русский народный. (дети вместе с воспитателем индивидуально проговаривают слова).

Воспитатель: Все верно, и нам нужно нарядиться по – особенному – в русские народные костюмы. Только где их взять? Вы не знаете?

Дети: купить, сшить.

Воспитатель: Ой! Я совсем забыла. Недавно я была в гостях у своей бабушки и она мне подарила вот это

(обращаю внимание на сундук). Кто из вас знает, что это такое?

Дети: Сундук.

 

 

Воспитатель: Сундук, правильно (индивидуальные ответы). А теперь попробуем сказать вместе – сундук.

Давайте прохлопаем (Сун– дук).

 

Воспитатель: А зачем нужен сундук? Дети: Чтобы хранить в нем вещи.

Воспитатель: Правильно, наши предки хранили в сундуке различные вещи. Раньше комодов и шкафов не было, а вещи хранили в сундуках. Интересно посмотреть, что же находится в этом сундуке. Попробуем его открыть?

Дети: Да (пытаются его открыть).

Воспитатель: Ой, а сундук – то не открывается… Он же волшебный, и слова нужно сказать волшебные: Чок –

чок сундучок,

Открывай – ка свой бочок!

Запомнили? Попробуем вместе сказать (хором повторяют слова).

Воспитатель: Открылся, ребята. Недаром здесь лежат эти вещи. Главным украшением любого народного костюма были головные уборы. Посмотрите пожалуйста, что здесь такое? (достаю венок)

Дети: Венок.

Воспитатель: Верно. Что это такое? (индивидуальные ответы).

Делали его молодые девушки, чтобы украсить свою голову.

Ребята, а из чего делали венки?

Дети: Из цветов, из листьев (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Все верно вы заметили. На самом деле наши предки делали венки из чего угодно: из цветов, из листьев из травы, и даже из ягод. Какого размера были цветы на венке?

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель: Да, действительно, цветы и листья могли быть разного размера.

Воспитатель: Молодые девушки так же украшали

голову вот такими штучками. Что это?

 

 

Дети: Ленты (индивидуальные ответы). Воспитатель: А куда надевали ленты? Дети: На голову.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, чем украшена эта лента? Дети: Цветами.

Воспитатель: Но были ленты и простые. Как вы

думаете, как можно было еще носить ленту? Куда ее можно вплетать?

Дети: На волосы.

Воспитатель: Да, ленты еще вплетали в косы, чтобы косы у девушек были красивые, нарядные. Посмотрите,

красиво? (завязываю ленту на косичку девочке).

Воспитатель: Но лавным головным убором был…Что это? Дети: Платок.

Воспитатель: И правда, платок. Как можно было надеть платок? Дети: На голову, на плечи.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, но платки носили не только на голове и плечах, с ними еще и играли. Вы бы хотели поиграть с платком?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам предлагаю организовать 2 хоровода – хоровод мальчиков и хоровод девочек. Я буду произносить слова, а вы в это время водить хоровод. Затем мальчики отворачиваются, а я накрываю кого-то из девочек, девочка приседает. А мальчики потом поворачиваются и угадывают, кого я накрыла платком.

Динамическая пауза «Игра с платком» По дорожкам, по тропинкам

Я хожу, хожу, хожу.

На девчонок и мальчишек Я гляжу, гляжу, гляжу.

Все мальчишки улыбнулись От девчонок отвернулись.

Я платок свой раскрываю, И кого-то накрываю. Отгадайте-ка, друзья, Кого сейчас накрыла я?

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали (Игра проигрывается 2 раза).

Воспитатель: Ребята,    может         в нашем

сундуке       ещё    что-то осталось, давайте проверим?

Дети: Да, давайте. Открывают сундук, достают картузы. Воспитатель: Что же это такое?

 

 

Дети: Кепки, шапки (предположения детей)

Воспитатель: Как вы думаете, это обычные головные уборы? (Предположения детей)

Воспитатель: Это мужской головной убор, значит кто его должен носить?

Дети: мужчины, мальчики.

Воспитатель: Верно, наши предки – мальчики, юноши, мужчины носили такие головные уборы, но они были разных цветов. А на праздник их чем украшали, посмотрите?

Дети: Цветами.

Воспитатель: Да, а кто-нибудь из вас знает, как назывался этот головной убор?

Дети: Нет.

Воспитатель: Он назывался картуз. (Индивидуальные ответы, повторение слова). Давайте прохлопаем – Кар – туз.

Воспитатель: И кто его носил? Мужчины или женщины? Дети: Мужчины.

Воспитатель: Значит это какой головной убор? Дети: Мужской (мальчики надевают картузы)

Воспитатель: Девочки, посмотрите, как выглядят мальчики в картузах?

Дети: Красиво, нарядно.

Воспитатель: Наверное и нам нужно что – то найти в нашем сундуке. Посмотрите, что же у нас тут такое есть? (Дети достают кокошники).

Воспитатель: Что это такое? (предположения детей) Дети: Кокошник.

Воспитатель: Верно! А чей это головной убор?

Мужской ил женский? Дети: Женский.

Воспитатель: Верно, женский. Обратите внимание на кокошник. На нем есть узор по краям и центральный узор. А на что похож узор на моем кокошнике? (ответы детей). А на что похож ваш центральный узор на кокошнике? (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему кокошник называется кокошником? (предположения детей). А на что

похож кокошник?

 

 

Дети: На гору, на треугольник (предположения детей)

Воспитатель: Что он напоминает? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Замечательно. Я вам открою секрет почему кокошник назвали кокошником. Потому что наши

предки считали, что кокошник похож на гребешок курочки. А как у нас курочка разговаривает?

Дети: Ко – ко – ко.

Воспитатель: Верно. Поэтому и название такое пошло из – за того, что он похож на гребешок курочки. Скажите пожалуйста, что это у меня на голове? (высказывания

детей).

Воспитатель: Замечательно, давайте прохлопаем это слово – Ко

– кош – ник. (Девочки надевают кокошники).

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, какие мы нарядные. А куда мы все собирались?

Дети: На ярмарку.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как наши предки готовились пойти на ярмарку? Что они надевали? Что мужчины надевали на голову?

Дети: Картуз.

Воспитатель: Молодцы, а женщины какой головной убор надевали на ярмарку?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Да, хорошо. А еще какие головные уборы мы видели с вами?

Дети: Венок, ленточки.

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы все запомнили. А кто скажет, как называли людей, которые жили до нас?

Дети: Предки.

Воспитатель:        Да,     правильно. (Индивидуальное проговаривание). А самым главным развлечением на

ярмарке была карусель и у меня для вас тоже есть

праздничная ярморочная карусель. Хотите прокатиться на моей карусели?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Вставайте в кружок друг за другом и я вас прокачу на своей ярморочной карусели.

 

 

Подходили наши предки к карусели, брали себе по ленточке, и становились в большой

– большой хоровод.

Дети берут по ленточке, и образуют хоровод.

Воспитатель: Карусели, карусели

Друг за другом хоровод Все успели? Все уселись?

Приготовились? Вперёд!

Под музыку дети водят ярморочный хоровод.

Воспитатель: Ура! На карусели мы прокатились, а так же на ярмарке были и другие игры, например я вам

предлагаю сыграть со мной в игру «Кубик». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и отвечать на вопрос, который выпадет на верхней грани кубика. Согласны?

Дети: Да.

Проводится игра с кубиком Блума».

Мне очень понравилось с вами трудиться, а вам?

Мы потрудились, давайте оценим наш совместный труд. Выбирайте смайлики и прикрепляйте их на доску.

 

 

Большая и малая Родина

 

 

Цель

Формировать у воспитанников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины

и России, развитие инициативы и самостоятельности.

Задачи

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о России, о малой Родине; формировать

уважительное отношение к государственным символам. Развивающие: развивать патриотические чувства.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к малой

Родине, гражданско-патриотические чувства.

Оборудование

Наглядно-дидактические материалы, музыкальное

сопровождение.

Примерный план проведения

Воспитатель: Ребята, мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ!

Воспитатель: Давайте вместе повторим это слово –

«Россия». А мы с вами граждане России – россияне.

 

 

Воспитатель: Ребята посмотрите что я вам сейчас покажу, (показывает картинки: море, река, горы, поле пшеницы, ромашковое поле) море- посмотрите оно

бескрайнее, большое не видно берегов, красиво ребята? Река-длинная, горы-высокие, а на макушках лежит снег.

Поле пшеничное и поле ромашковое. У нас в стране много морей, рек, гор, полей и всё это ребята наша большая

страна Россия.

Воспитатель: День необычный сегодня у нас. Искренне рада приветствовать вас.

Для новой игры собралась детвора, Путешествие начинать нам сегодня пора.

А путешествовать мы с вами будем на транспорте, а на каком? (машина, самолёт, поезд и др.), а ещё ребята

можно и пешком.

Воспитатель: А поможет нам в путешествии

ромашка, русский цветок, растёт только у нас в России. Но только наша ромашка почему-то загрустила, почему ребята?

Дети: потому что у неё нет лепестков.

Воспитатель: Да ребята нет лепестков, это проказник ветер раскидал их по нашей большой стране, поможем

собрать? (Ответы детей)

Воспитатель: Но чтобы найти лепесток ромашки нам нужно что-то новое и интересное узнать.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие сейчас мы отгадаем на чем мы поедем.

Слушайте внимательно: не жужжит, не летит, жук по улице бежит, носит обувь из резины, а питается бензином. Что это?

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно, машина. Вот сегодня мы с вами превратимся в шофёров и поедим путешествовать на машине. Ребята, что сначала делают наши шоферы?

Накачивают колеса (дети с воспитателем имитируют движение «насоса» и произносят звук «ш»). Дальше

шоферы открывают бензобак (произносят «чик, чик, чик»).

Заливают бензин (произносят звук «с»). Закрываем

бензобак («чик, чик, чик»). А что ещё шоферы проверяют звуковой сигнал (произносят «би, би, би»). У всех машина

 

 

исправна. Поворачиваемся за мной, беремся за руль и поехали.

Воспитатель: (поет вместе с детьми). Машина, машина идёт гудит.

В машине, в машине шофер сидит би-би, би-би. В машине, в машине ребят полно.

Поехали дети глядят в окно би-би, би-би. Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети машина стой.

Остановка № 1: «Широка страна моя родная!»

Воспитатель: Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте). Ребята, посмотрите, это

карта России. (Карта расположена на мольберте). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории,

как Россия. (Воспитатель обводит указкой территорию

нашей страны). Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки) Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: Ой, ребятки, кажется, я вижу лепесток от ромашки! Ура! Мы его нашли и отдадим нашей

ромашке! Ну, что отправляемся дальше! А сейчас продолжим наше путешествие пешком!

Остановка № 2: «Государственные символы России»

Воспитатель: У каждой страны есть свои государственные символы. А какие государственные символы вы знаете. (Ответы: герб, флаг и гимн).

Воспитатель: Что это звучит? (Это

звучит гимн России). А что такое гимн? (Гимн -это главная

песня страны.) Как надо слушать гимн? (Стоя, не баловаться, не шуметь, проявляя уважение).

 

 

Воспитатель: Какие цвета у флага России? (белый, синий, красный).

Дети: Флаг у нас прекрасный — Белый, синий, красный!

Белый — мир и чистота,

Синий — верность, небеса,

Красный — мужество, отвага… Вот цвета родного флага!

Воспитатель: Герб – это эмблема государства представляет собой изображение золотого двуглавого

орла, который имеет корону, а посередине портрет Георгия Победаносца , который                                               поражает своим копьём змея.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю найти дружочка и подойти к столам. Мы из частей составим целую картинку.

Игра «Собери картинку» (флаг, герб, Кремль).

Воспитатель: Ребята, а что такое Кремль? (дом, в котором живёт наш президент), в каком городе находится Кремль? (Москва), а как зовут нашего президента? (В.В. Путин), что делает наш президент? (он руководит нашей страной). Посмотрите на портрет нашего президента В.В. Путина. (Находим с ребятами ещё один лепесток).

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по России.

Остановка № 3: «Праздничная»

Воспитатель: Ребята, а какие государственные праздники наш народ будет скоро отмечать? «День защитника Отечества» и «День Победы».

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это- великие

праздники для всего нашего народа. 9 мая в «День Победы» мы вспоминаем всех тех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, тех кто подарил нам мир.

Воспитатель: А как же мы с вами можем защищать нашу Родину? (делая правильные, хорошие поступки).

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в

игру «Защитники Родины» (я буду называть ситуации, а вы будете поднимать кружок красного или зелёного цвета, если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, то

поднимите- зелёный цвет, а если не защищают- красный).

 

 

Ситуации:

1.  Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;

2.  Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;

3.  Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;

4.  Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;

5.  Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку. (Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску и отправляемся в путь).

Остановка №4 «Лесная полянка»

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отдохнуть, пройдёмте на полянку. Что растет на нашей полянке? -

Цветы. Какие цветы растут на полянке? Давайте почувствуем аромат цветов.

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»

Вдохнем и выдохнем. Набираем носиком воздух и выдыхаем (2 раза)

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Что мы видим ещё?

Что растет в лесу? (Деревья, травы, цветы, ягоды). Лес – это огромный дом. А кто живет ребята, в лесу? (животные и птицы).

Остановка № 5: «Моя малая РОДИНА»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим альбом с фотографиями. Присядем на

полянке (рассматривание альбома «Мой город Туапсе»).

Воспитатель: Родина – место, где мы родились,

живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего села.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Дети читают стихотворения: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.

 

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Запомните, Родина у каждого человека одна, как мама. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра называется «Передай сердечко и скажи словечко».

Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю

каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наш город Туапсе.

Воспитатель: Я начинаю: «Мой город Туапсе удивительный». (Ответы детей: красивый, зеленый, родной, солнечный, праздничный, спортивный, уютный, лучший,

чистый, любимый, гостеприимный, замечательный и т. Д.)

Воспитатель: Ребята, слышите? Кто это? Это

собачка она потерялась, не знает, где живёт. Ребята, а вы то знаете свой адрес? Чтобы с вами такого не случилось! Давайте назовём свой домашний адрес.

Воспитатель: Ребята, давайте заберём собачку в наш детский сад, а вы знаете адрес детского сада? (Находим с ребятами ещё один лепесток).

Остановка №6 «Детский сад»

Воспитатель: Какие мы все молодцы, но к

сожалению наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться в детский сад, а повезет нас туда замечательный поезд.

Поезд наш по рельсам мчится Дружно смотрим мы в окно,

Поезд наш остановился, все мы вышли из него.

И оказались на станции, которая называется

«Детский сад».

Воспитатель: Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток нашей Ромашки. Ура! Давайте его отдадим ромашке.

Прикрепляем лепесток к Ромашке. Меняю желтую

«грустную» серединку на «улыбающуюся» и читаем с

 

 

детьми, что нам говорит (На лепестках были заранее написаны буквы)

Воспитатель: Ребятки, а вы любите свою Родину? (Да!) О! Тогда вас можно назвать юными

патриотами. Патриот – это человек, который любит свою Родину. Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею!

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали нового? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

Рефлексия «Снежный ком».

Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать).

 

Путешествие по Золотому кольцу России

 

 

Цель

формировать представления о городах, образующих Золотое кольцо России, развитие инициативы и

самостоятельности.

Задачи

Образовательные:

Познакомить с городами, образующими Золотое кольцо России;

Систематизировать и расширить знания по теме; Учить детей обобщать и передавать информацию. Развивающие:

Формировать творческую активность дошкольников, волю, эмоции;

Развивать познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к культурно-историческому и духовному наследию России.

Воспитывать любовь к своей стране.

Оборудование

Компьютер, экран, проектор; мультимедийная презентация

«Города Золотого кольца России»; аудиозапись «Ростовские звоны»; музейные экспонаты, план-карта городов Золотого кольца России.

 

 

Набор из трех колокольчиков с разным содержанием внутри;

Изображение колокольчиков соответствующих цветов; Дидактическая игра «Собери картинку»;

Для ниткографии: бумага, гуашь, кисть, нитки разной толщины, салфетки.

Мыльные пузыри

Примерный

Ребята! Предлагаю вам отправится в увлекательное

план

путешествие по Золотому кольцу нашей необъятной

проведения

страны, которая называется? (ответы)

 

Золотое кольцо России украшено неповторимыми

 

российскими самоцветами. Это чудо чудное! И это не

 

сказка.

 

Есть в России такое понятие - Золотое кольцо России. В

 

Золотое кольцо входят восемь основных городов:

 

•  Ярославль

 

•  Кострома

 

•  Иваново

 

•  Суздаль

 

•  Владимир

 

•  Сергиев Посад

 

•  Переславль-Залесский

 

•  Ростов Великий

 

Ну что, вы готовы к путешествию? Тогда садимся на поезд

 

и отправляемся в путь!

 

Первый город в который мы отправимся будет город

 

Ярославль. Он основан в 1010 году – древнейший город на

 

Волге. Он уникален своими постройками и огромным

 

количеством древних каменных храмов, сохранившихся до

 

наших дней.

 

Давайте здесь ненадолго остановимся и посмотрим на все

 

своими глазами.

 

•  Спасо-Преображенский монастырь.

 

•  Церковь Илии Пророка.

 

•  Толгский монастырь.

 

Театрализованная игра «Вдоль по бережку»

 

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

 

Выше бережка головушку несет,

 

Белым крылышком помахивает,

 

 

Со крыла водичку стряхивает. Вдоль по бережку молодчик идет, Выше по бережку молодчик идет, Выше бережка головушку несет, Сапожком своим пристукивает Да по пяточкам постукивает.

Интересно, что в г. Ярославле была напечатана первая книга в России, открыта первая книжная лавка и был выпущен первый троллейбус.

Дидактическая игра «Собери картинку» Следующая остановка – г. Иваново.

Этот город имеет давнюю и интересную историю, но

наиболее известен он, прежде всего, как центр текстильной промышленности, т. е. славится своими тканями и их

разнообразием, а также как город невест. Потому что на

таких станках работали в основном девушки, и приезжало в это город жить очень много женщин и девушек для того,

чтобы учиться и работать.

Ну что ж, а нам пора отправляться дальше, и следующая остановка у нас г. Суздаль.

В Суздале находится древнейший Кремль, построенный в 1024 году на берегу реки Каменки. До настоящего времени сохранились земляные валы и рвы древней крепости.

А как вы думаете, ребята, что такое Кремль? (Ответы детей)

Предлагаю нам попробовать ненадолго стать настоящими строителями и возвести прочную каменную стену, как это делали наши предки. Победит тот, кто быстрее и крепче построит стену Кремля.

Строительно-конструктивная игра «Построй стену»

Да! Настоящие молодцы наши строители! Не один враг не сможет теперь завоевать такую крепость!

Ну а нам пора отправляться дальше! Следующая наша остановка - г. Владимир.

Конечно же, все вы слышали такие слова «Шапка Мономаха» (Ответы детей)

Так вот эта шапка принадлежала князю Владимиру Мономаху. Именно во времена его правления был построен

этот невероятно красивый город, названный так же в его

 

 

честь. Это был первый православный город на Руси. А по подобию той самой шапки, опоясанной мехом и расшитой драгоценными камнями, потом шили и для других князей и царей. А одевали они ее по особым торжественным

случаям, а также когда к нам приезжали разные

иностранные гости для того, чтобы продемонстрировать богатства земли русской.

Главной достопримечательностью города Владимира

являются Золотые ворота. Давайте пройдем через них и отправимся дальше.

Следующая наша остановка – г. Сергиев Посад. Этот город ближе всего расположен к Москве, потому что находится на территории Московской области.

Здесь находится всемирно-известная Троице-Сергиева Лавра, основателем которой был Сергий Радонежский – покровитель земли Русской.

Именно в этом городе появилась всеми любимая матрешка, и до сих пор мастера вручную расписывают эту игрушку.

А еще в Сергиевом Посаде делают знаменитую Богородскую игрушку.

«Релаксационное упражнение «Художники»

Следующая наша остановка – г. Переславль Залесский. Здесь все уникальные достопримечательности собраны по берегу озера Плещеево.

А если вы, ребята, посмотрите внимательно на герб, то что вы на нем увидите?

(Ответы детей)

Вы увидите рыб. И это не случайно! Когда-то на месте Переславля было поселение рыбаков. Рыбная слобода — часть города Переславля-Залесского.

Давайте немного отдохнем на берегу этого живописного озера и порыбачим, а то мы что-то проголодались.

Сюжетно-ролевая игра «Рыбак»

Молодцы ребята! Вы такие ловкие и смелые! Немного подкрепились и нам пора отправляться дальше.

Следующая станция – Ростов Великий – еще один древнейший город России.

Слушание «Ростовские звоны»

 

 

Этот город также славится своими храмами и красивыми куполами. А благодаря тому, что здесь так живописно,

многие фильмы снимались здесь. Например:

•  «Иван Васильевич меняет профессию»

•  «Петр I» др.

Давайте немного отдохнем и посмотрим, какие вы внимательные зрители и как вы любите смотреть фильмы. Представьте, что вы сидите в кинотеатре и уже посмотрели фильм. Я буду по очереди показывать вам цифры от 1 до 5, а вы должны регулировать громкость аплодисментов в зависимости от того, какую цифру я показываю.

Игра» аплодисменты».

Какие вы, ребята, молодцы! Сразу видно, что вы настоящие ценители кино.

Дидактическая игра «Какой колокольчик звенит?» Рисование мыльными пузырями «Аплодисменты и цветы». А у нас впереди последняя остановка, таящая в себе удивительные сюрпризы.

Город Кострома – очень красивый и сказочный город! Здесь живут очень веселые и гостеприимные люди. Ведь

Кострома - это крупнейший речной порт в России, который стоит на двух реках – Волга и Кострома. Здесь наши предки свозили разные товары и устраивали разные ярмарки на площадях. Тут и меха, и сыры, и мед, и лен, и берестяные шкатулочки и ягоды да грибы. Вот это Ярмарка!

А на центральной площади Ивана Сусанина расположилась настоящая пожарная каланча!

Ну, а охраняет и украшает этот город одна удивительная

таинственная сказочница. Вот ее терем. Как вы думаете, кто здесь живет?

Попробуйте отгадать загадку, и вы все сразу поймете! Вся в снежинках, лед искрится

На ее ресницах,

На санях по снегу мчится, Кони — словно птицы!

В гости к нам она летит, Эй, не стойте на пути!

В белой шубке, как принцесса,

В теплых рукавицах,

 

 

Мимо сказочного леса К нам на елку мчится! И красива, и стройна, Так скажите — кто она?

Молодцы ребята! Это действительно Снегурочка – внучка дедушки Мороза и дочь Весны. А для того, чтобы у вас поднялось настроение, она поделилась с нами интересной игрой.

«Костромская игра от Снегурочки» 3 часть заключительная

Мониторинг уровня патриотического воспитания детей, анализ и подведения итогов работы. Определение

перспектив на будущее.

Вот мы и вернулись в наш город. Мы узнали очень много интересного, а теперь давайте вспомним какие города вы посетили. Какой город вам запомнился больше всего? Что вы можете рассказать интересного об этом городе?

Понравилось ли вам ваше путешествие? Что было самым интересным в нашем путешествии?

Рефлексия «Заплетем косичку».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость.

- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во

время занятия.

 

 

Семь чудес России

Цель

Создать условия для обогащения представлений детей о семи чудесах России. Вызвать интерес к родной стране

России, развитие инициативы и самостоятельности.

Задачи

Обучающие:

- сформировать и углубить знания об особенностях

историко-культурных и природных объектов на территории России.

 

 

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к историко- культурным и природным объектам России;

-  совершенствовать знания и умения работы с мимио- проектом;

-  продолжать развивать речевую активность детей;

-  продолжать развивать связную речь, грамматический строй речи;

-  развивать внимание, память, мышление. Воспитательные:

-  воспитывать чувства гордости за своё Отечество, посредством знакомства с историко-культурным и природным наследием объектов России;

-  формировать навык сотрудничества.

-  развивать коммуникативные навыки в общении с взрослыми и сверстниками, поощрять интерес к

совместным игровым действиям, воспитывать взаимопонимание.

Оборудовани е

Ноутбук; презентация для экскурсии; фото собора Василия Блаженного; разрезные картинки озера Байкал в летний и зимний, осенний период; картинки гейзеров и вулканов;

лабиринты, карандаши; флаг и герб разных стран.

Примерный план

проведения

Воспитатель: Кто знает, как называется наша страна? (Россия).

Воспитатель: знаете ли вы главные символы нашей страны.

Дети: Флаг, герб.

Воспитатель: Давайте проверим, знаете ли вы, как они выглядят. Пройдите за столы, предлагается задание:

«Собери символы России». (дети выполняют задание) Воспитатель: Молодцы справились с заданием.

Все мы разные, но все вместе мы – одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Мы живем в красивой стране. На ее территории есть много чудесных мест всего и не перечислишь! Но есть 7 чудес России, которые должны знать все. Я вам предлагаю отправиться на экскурсию по России. Готовы?

Дети: Да, готовы.

 

 

Воспитатель: Давайте сядем на стульчики. Воспитатель: Первое место Озеро Байкал.

В: Самое чудесное из всех чудес, глубочайшее в мире озеро Байкал крупнейший природный резервуар пресной воды. Более половины года озеро скованно льдом. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал

морем. Байкал занимает первое место среди семи чудес России. Зимой вода замерзает, а пузыри, наполненные разным газом, так и норовят устроить феерическое представление.

Воспитатель: ребята мы свами побывали на Озере Байкал предлагаю вам сложить пазлы с изображением озера Байкал, и определить, в какой период года сделана

фотография. (дети на столах собирают). Ответы детей.

 

Воспитатель: Давайте садим на стульчики дальше нас встречают Долина Гейзеров.

 

 

Только на Камчатке есть долина гейзеров знаменитое место на планете, она представляет собой глубокий каньон реки, в бортах которого находятся многочисленные выходы гейзеров.

Воспитатель: А теперь, я хочу проверить, запомнили ли вы, чем отличается вулкан от гейзера. Отделите вулканы от гейзеров». (дети на столах выполняют задание)

Воспитатель: Давайте садим на стульчики дальше нас встречает самая высокая гора в России – это Эльбрус, ее очень любят альпинисты. Когда-то Эльбрус был

действующим вулканом, а сейчас он спит.

Как только не называют это красивое и загадочное место Северного Урала: Маньпупунер, Мань-Пупыг-

Нер, Болвано-Из, мансийские болваны… Туристы обычно называют их кратко – «Пупы». Столбы

выветривания Маньпупунер считаются одним из семи чудес

России.

 

 

Воспитатель: что-то мы с вами засиделись давайте отдохнём

Физкультминутка:

Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось, То на стену посмотрели, То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот! Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем, Верх и вниз, верх и вниз, Приседать не торопись,

И в последний раз присели, А теперь на место сели.

Воспитатель: чтобы дальше нам добраться до следующего места нам нужно пройти «Лабиринт».

Молодцы добрались до Мамаев Кургана. В каждом городе есть монумент в память о великой отечественной войне, но самый величайший памятник стоит на вершине Кургана его

название «Родина мать зовет».

 

 

Высота знаменитой скульптуры 85 метров. На момент создания эта скульптура была самой высокой в мире. Давайте сядем и продолжим экскурсию.

Воспитатель: Следующее чудо Архитектуры находиться в Петергофе.

 

 

По приказу царя Петра 1 был построен Петергоф. Петергоф считается городом фонтанов. Самый красивый фонтан Большой каскад. Вода бьет десятком струй и потоками

сбегает по высоким ступеням. Символом Петергофа стала

 

 

позолоченная скульптура «Самсон, раздирающий пасть льву». Из львиной пасти бьет вода на высоту пятиэтажного дома. Так же есть фонтаны – шутихи. Фонтаны – шутихи, которые замаскированы под безобидную скамейку, дорожку или даже растение, чтобы никто ни о чем не догадался.

Представьте себе: идут важные особы в красивых платьях по дорожке и вдруг оказываются внутри галереи, созданной из струй холодной воды! Крики, промокшие шикарные

костюмы! Вот это было веселье! Еще один пример фонтана

- шутихи. Любопытный гость наклоняется поближе рассмотреть цветок, и тут же его обдает струя воды!

Человек отступает под дерево, но и сам «Дуб» оживал и начинал брызгаться. Посетитель устремляется к скамейкам, но из них тоже поднимались фонтанные струи и с головой накрывали бедолагу. Фонтаны-шутихи и сейчас являются любимыми развлечениями у посетителей Петергофа.

Воспитатель: и последняя остановка в нашей

экскурсии находится в столице.        Как называется наша столица?

Дети: Москва.

Воспитатель: Молодцы. Правильно, в Москве на Красной площади. В старину «красный» означало

«красивый». Именно отсюда и происходит название главной площади страны - Красная. Красная площадь – это сердце России, центр нашей столицы и государства. Одна из самых значимых достопримечательностей России — Собор

Василия Блаженного (Покровский собор), являющийся для многих жителей нашей планеты неизменным символом

Москвы.

 

 

Он похож на нарядный расписной сказочный терем, а купола его напоминают яркие леденцы, и они все разные, не повторяются. Выстроен храм из кирпича и украшен весь цветными узорами.

Давайте пройдем к столам. Перед вами лежат картинка раскраска собора, их вы возьмете собой и раскрасим в группе.

Итог занятия

-  Что больше всего понравилось и запомнилось?

-  Кому-то из вас сегодня было интересно? Что особенно понравилось?

«Молодцы»

Дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так,

чтобы они легли друг на друга. Раскачивая руки вверх-вниз,

ритмично произносят: РАЗ, ДВА, ТРИ! МЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ!

 

Русские богатыри - защитники Отечества

 

 

Цель

Формировать у воспитанников эмоционально-ценностное

отношение к истории, культуре и традициям малой Родины и России, развитие инициативы и самостоятельности.

Задачи

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях

- защитниках земли русской.

Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Расширить знания детей об оружии богатырей.

Уточнить знания детей о защитниках Отечества, развивать логическое мышление, монологическую речь, умение

делать выводы;

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к защитникам Отечества, чувство патриотизма.

Прививать интерес к физической культуре и желание заниматься спортом, вызвать желание быть похожим на

сильных и смелых воинов.

Активизировать слова: защитники, Отечество, героизм, отвага, богатырь, могучие, мужественные,

кольчуга, доспехи, былины, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы, гусли.

Оборудование

иллюстрация В. Васнецова «Богатыри», канат,

«камушки» из черного картона, иллюстрации богатырского и современного оружия, ноутбук с голосом героя, музыка

«въезд на лошадях», мольберт с иллюстрациями разных

видов войск Российской Армии.

Примерный план проведения

Звучит песня «Наша Родина сильна»

По итогам звучания музыки воспитатель собирает детей полукругом и задаёт вопросы.

-К какому празднику готовится наша страна?

День защитника Отечества.

-А как вы понимаете, что такое Отечество?                                                              Это наша Родина.

-А наша Родина, какая? Прекрасная, огромная,

большая, могучая, сильная.

 

 

Послушайте стихотворение:

“Все может родная земля - Может накормить хлебом, Напоить из родников,

Удивить своей красотой.

Но не может себя защитить”

-  А от кого нужно защищать родную землю? (от врагов, от тех, кто хочет сделать плохо нашей Родине и нашим людям)

-  Как вы думаете, кто может защитить родную Русскую землю? (защитники, пограничники, моряки, танкисты, летчики, солдаты)

-  А почему именно они? (они сильные, смелые, отважные).

-  Русские воины всегда отличались смелостью, ловкостью, находчивостью и выдержкой.

-Именно такие сильные, крепкие, выносливые должны быть солдаты- защитники. Ваши папы и дедушки, ведь они тоже защищали нашу Родину – служили в Армии. Когда вырастут наши мальчики, они тоже будут служить в армии и охранять нашу землю.

-Сейчас на страже наших границ стоят солдаты. А давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц и топкие болота. На этой земле жили славяне. Они своё государство, называли Русью. На Русь часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди.

Они славились богатырской силой, об их подвигах

слагались сказки и былины. Богатыри охраняли нашу Родину в древности от врагов, мимо них ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

-Но что это? Закачалась вдруг земля - матушка.

Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет

напасть на землю русскую чудище. Что делать? Кто же нам поможет? (Богатыри)

 

 

-Посмотрите на картину художника Васнецова. Кто здесь изображен? (богатыри) (Показываю В. М. Васнецова

«Богатыри»).

-Посмотрите, ребята, какие они были сильными, еще какими? (могучими, мужественными, храбрыми)

-А откуда мы с вами узнали о богатырях? (из былин, русских сказок). Правильно ребята. О богатырях народ

складывал песни- сказания, которые называются былинами. Они дошли до наших дней.

-Как зовут богатырей?    ( Посередине на вороном коне Илья Муромец,   слева на светло-сером коне Добрыня Никитич, справа на коне бурой масти Алёша Попович).

 

-Посмотрите, во что одеты богатыри (сверкающие доспехи, шлем, шитые сапоги, кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из металлических колец),

-И какое у них оружие? (у Ильи Муромца в одной руке копье и щит, в другой булатная палица. Добрыня

Никитич, вынимает меч из ножен. Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. А на боку у него гусли. Во время отдыха играет и поет).

 

-Сегодня наша армия вооружена самым современным оружием и техникой. Какую военную технику вы

знаете? (танки, самолеты, бронемашины). - А какое оружие (пушки, ракеты, пулеметы)

-А, вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

-Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

-Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? Дорогу.

 

-Правильно, дорогу. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой

 

 

камень, на нём написано:

 

Пойдёшь направо Деньги и слава, Пойдёшь налево

Друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо

Ждет опасность и богатырская застава.

 

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?                                                                                   Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.

Голос: (Задание 1)

Для начала разомнитесь, По верёвочке пройдитесь, Соступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

 

Голос: (задание 2)

Вот преграда на пути Её так просто не пройти

Надо быстро вспоминать И пословицы сказать!

(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

 

- Где смелость там и победа.

-  Герой - за Родину горой.

-  Смелый боец, в бою молодец.

-  Жить - Родине служить.

-  Если Армия сильна – непобедима и страна.

-  Дружно за мир стоять – войне не бывать.

-  Смелого - враг не возьмет.

-  Сам погибай, а товарища выручай.

-  С родной земли умри, не сходи.

 

 

Голос: (задание 3)

Вот и речка на пути, Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

 

Голос: (задание 4)

Здесь преграда, здесь Кощей, Ест он много-много щей,

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

 

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь- вот он каков: (Показывают силача.)

 

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,       (Имитируют движения).

 

Метко палицу бросал, На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал, (Смотрим вдаль из-под руки). Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри! Голос: (задание 5)

Все преграды покорились,

Дальше в путь вы все пустились, Но, увы, не тут - то было,

Вихрем всё вдруг закружило! Змей Горыныч трехголовый, Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи! Но ребята не зевай,

И оружие скорее выбирай!

 

 

(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

-Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри и узнали об их подвигах. Вы все хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете

раскрасить.

 

 

Рефлексия «Заплетем косичку».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость.

- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

 

 

 

 

Природа родного Краснодарского края

 

Цель

Формировать представления о растительной и животной среде родной страны России, развитие инициативы и

самостоятельности.

Задачи

Образовательные:

Закрепить и расширить Задачи представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивающие:

Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе родного

края.

Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

Оборудование

Макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных,

следы животных, музыка из серии « звуки природы»

 

Примерный план проведения

Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о природе родного края. Ребята, как называется наша страна? Город в котором мы живем? Ребята, как вы думаете, что такое природа? (Ответы детей) Правильно, ребята! Природа - это наш общий дом! Ребята, природа нашего края очень

красива и разнообразна!

Природа - это удивительный мир! Природа очень богата!

Природа это солнце и небо, воздух и вода, горы и реки, растения и животные, насекомые и птицы. А что

нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)

Без природы человек жить не сможет. Так как она дает человеку все самое необходимое для жизни. Это воздух, вода, тепло, еда, жилье и многое другое. Природу губить нельзя! Нужно заботится о природе, беречь её,

охранять и любоваться ею. Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".

Как вы думаете о каких сокровищах говорил Михаил

Михайлович Пришвин (слушаю ответы).

 

 

Хотите узнать, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин. Сейчас я приглашаю вас отправиться со мной в лес и узнать о сокровищах.Но

прежде чем мы с вами отправимся в лес, я сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду вам говорить свои действия, если я буду поступать хорошо, вы все хлопайте, а если плохо, то все топайте!

Если я приду в лесок И сорву ромашку? (топают) Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топают) Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (хлопают) Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю (хлопают) Если разведу костер,

А тушить не буду (топают) Если сильно насорю

И убрать забуду (топают) Если мусор уберу

Банку закопаю (хлопают) Я люблю свою природу Я ей помогаю (хлопают)

Молодцы, ребята! А сейчас давайте закроем глазки и произнесем волшебные слова.

Один, два, три, четыре, пять Надо глазки закрывать

Полетели закружились И в лесу все очутились.

Вот и мы оказались в лесу, посмотрите, как красив зимний лес!

Что мы видим в лесу? (деревья) Деревья это что? (растение)

Все растения делятся на три группы. А на какие именно? (слушаю ответы) Первая группа - самые низкие растения: это цветы и травы; вторая группа - это

кустарники, а третья группа самые высокие растения - это деревья. А какие бывают деревья? (деревья бывают

лиственные и хвойные).

 

 

Лиственные деревья - это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки,

называемые «хвоей». Зимой на лиственных деревьях листва опадает, а хвойные - сохраняют свою хвою. Ребята, какие лиственные деревья вам знакомы? (береза, дуб, ива, клен, липа) А какие хвойные? (сосна,ель и пихта)

Правильно, молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем!

Д/игра «Отгадай, с какого дерева листок»

Показываю детям листочки, они называют с какого дерева листок. В конце игры показываю еловую и сосновую веточку.

Воспитатель. Иголки у ели и сосны - это такие

необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка-хвоинка живет долго, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не

сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые деревья.

Воспитатель. Как приятно пахнут иголочки, какой восхитительный аромат!

Этот запах - лечебный. Он защищает нас от простуды.

-  Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"

Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна) Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза) У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина) Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы?

(рябина)

-  Молодцы, а скажите, ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от

солнца).

Ребята, а что будет, если не будет деревьев - высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами

ребята должны беречь и охранять природу нашего края.

-  Первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, это? (деревья)

 

 

Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны? (звучит запись с голосами птиц)

Дети - (птиц)

-  Все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)

-  Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)

-  А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)

-  Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, чайки, соловей

-  Как называются птицы, которые остаются на зиму? (зимующие)

-  Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)

-  Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, вороны, дятел, галки)

-  Почему воробья назвали воробьём? (потому что, он воровал зерна, и люди кричали вора бей).

-  Почему Сороку назвали сорокой (потому что на ней белое оперение похожее на сорочку).

А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Перед вами листочки, на которых изображены зимующие и перелетные птицы. Нужно отметить галочкой только зимующих птиц.

Молодцы, ребята!

Физкультминутка «Зимующие птицы» Прилетайте, птички!

Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко Эти крошки - голубям, Эти крошки - воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны!

А как вы думаете, ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку.

(так как зимой птицам холодно и мы должны

помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда

 

 

корм). Правильно, ребята, вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них.

Второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, это? (Птицы)

Отправляемся дальше, посмотрите, ребята, поляна и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие-то узоры. Как вы думаете что это?

(следы зверей), давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)

- Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)

2) Рыжая кума всех провела (Лиса)

-  Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).

В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»).

3)

Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

-  Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)

4)

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

-  Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)

-  А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж)

А теперь давайте поиграем в словесную игру «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку,

исправьте её, сказав верную фразу.

 

 

У волка - лисята, они живут в логове У медведя - зайчата, они живут в норе

У белки - волчата, они живут в берлоге У волка - бельчата они живут в дупле

У зайца - медвежата они живут в берлоге У лисы - волчата они живут в дупле

Динамическая пауза игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как… Голодный, как… Неуклюжий, как…

А на какие группы делятся животные? (хищные, травоядные, всеядные)

А что означает хищные животные? (слушаю ответы) Каких животных можно отнести к хищникам (лиса,

медведь, волк, рысь)

Что означает травоядные? (слушаю ответы) Травоядные заяц, лось, бобр, олень

А что означают всеядные животные (слушаю ответы) Всеядные: медведь, белка, еж, кабан

Дид.игра Угадай чей хвост? Чья голова?

Третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, это? (животные)

Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза и произнесём волшебные

слова.

Один, два, три, четыре, пять Надо глазки закрывать

Полетели, закружились И в саду все очутились

Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Итог

Ребята, где мы сегодня с вами были? (в лесу).

Что мы делали в лесу? (знакомились с сокровищами

леса).

С какими сокровищами леса сегодня мы познакомились?

Понравилось ли вам занятие?

 

 

Рефлексия «Снежный ком».

Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать).

 

 

 

Список литературы

 

  1. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в

детском саду. – М. Аркти, 2021.

  1. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Буйлова, Л.Н. // Внешкольник. – 2022.
  2. Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Воронова, Е.Н. – М.: Гардарики,
  3. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину.
  4. Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Воронова, Е.Н. – М.: Гардарики,
  5. Волошенко А.А., Спецова О.В., Коротченко А.В. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения // Интерактивная наука. №1 (77).
  6. Нуриева А.Р., Миннуллина Р.Ф., Гиззатова Р.Н. Педагогическое сопровождение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования.
  7. Шинкарёва Н.А., Тарасевич Е.А. Особенности организационно- педагогических условий развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. №4 (33).

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.