ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

АВТОР:

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Русские народные головные уборы

Цель

Знакомство с праздничными русскими народными головными уборами, через их практическое применение в ходе совместной познавательной деятельности педагога и

детей, развитие инициативы и самостоятельности.

Задачи

Образовательные: вызвать у детей интерес к праздничным русским народным головным уборам; активизировать

мышление, словарь; закреплять умение произносить слово по слогам с помощью хлопков. Развивающие: развивать

память, внимание, критическое мышление, обогащать речь. Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего

народа.

Оборудование

Картинки – приглашение на ярмарку, ноутбук; проектор, видео презентация «Ярмарка»; сундук, венок, ленты на волосы, платок, картуз - 4 шт., кокошник – 5 шт.,

ярморочная карусель, музыка для игры с платком, музыка

для игры с каруселью, кубик Блума.

Примерный

план проведения

Дети заняты свободной деятельностью в уголках развития. В группу входит воспитатель:

 

 

Подходи честной народ, в гости ярмарка идет, В гости ярмарка идет, зазывает и поет, Приглашает, веселит, улыбаться всем велит.

Посмотрите, что я вам принесла.

Приглашаю вас подойти к доске и посмотреть , что это у меня такое?

Дети: Картинки на которых нарисованы люди, праздник, веселье.

Воспитатель: Да, ребята, это приглашение на ярмарку.

Скажите пожалуйста, а кто-нибудь знает из вас, что такое ярмарка? (предположения детей)

Воспитатель: Совершенно верно. Вы действительно знаете, что такое ярмарка. Ярмарка – это веселые гуляния, торговые ряды, а так же развлечения шутов и скоморохов. А кто-нибудь из вас знает кто такие скоморохи? (предположения детей).

Для вас это новое слово? Дети: Да.

Воспитатель: Предлагаю нам всем вместе произнести это слово. Скоморох. Давайте прохлопаем это слово (ско- мо-рох). Дети повторяют слово вместе с воспитателем.

Воспитатель: Так кто же такие скоморохи? (обращается индивидуально)

Дети: скоморохи – это люди, которые веселят народ.

Воспитатель: Молодцы. Скоморохи веселят людей, а как вы думаете, в современном мире существуют

скоморохи? (предположения детей)

Воспитатель: В современном мире не говорят

скоморохи, а их называют аниматоры или клоуны. А наши предки ходили на ярмарку, чтобы их повеселили скоморохи.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто такие предки?

Дети: Предки – это прадедушки, прабабушки. Они жили в давних временах.

Воспитатель: Верно, предки – это те люди, которые жили до нас. Попробуем сказать это слово?

Дети: Да - предки.

Воспитатель предлагает прохлопать слово предки.

Дети вместе с воспитателем прохлапывают.

 

 

Воспитатель: А давайте посмотрим, какая бывает ярмарка. Я вам предлагаю сесть на стульчики и

приготовиться внимательно посмотреть видео про ярмарку. (Просматривают видео).

Воспитатель: Ребята, какая бывает ярмарка? Дети: Яркая, веселая.

Воспитатель: Что делает ярмарка? Дети: Веселит, радует, продает.

Воспитатель: А давайте составим предложение их четырех (пяти) слов про ярмарку.

Дети: Ярмарку любят взрослые и дети.

Воспитатель: Молодцы, а как можно сказать одним словом про ярмарку? Что это такое?

Дети: Праздник.

Воспитатель: Молодцы! И вот меня сегодня

пригласили на праздник – Ярмарку, а вы хотели бы пойти вместе со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: Здорово! Но мне кажется мы не очень готовы потому что ярмарка – это прежде всего праздник, а в чем ходят на праздник?

Дети: В костюмах, сарафанах, нарядах…

Воспитатель: А в каких нарядах и костюмах ходят на ярмарку? Дети: В русских народных костюмах.

Воспитатель: Правильно в русских народных костюмах. У нас праздник не обычный, а русский

народный. Попробуем вместе сказать – Русский народный. (дети вместе с воспитателем индивидуально проговаривают слова).

Воспитатель: Все верно, и нам нужно нарядиться по – особенному – в русские народные костюмы. Только где их взять? Вы не знаете?

Дети: купить, сшить.

Воспитатель: Ой! Я совсем забыла. Недавно я была в гостях у своей бабушки и она мне подарила вот это

(обращаю внимание на сундук). Кто из вас знает, что это такое?

Дети: Сундук.

 

 

Воспитатель: Сундук, правильно (индивидуальные ответы). А теперь попробуем сказать вместе – сундук.

Давайте прохлопаем (Сун– дук).

 

Воспитатель: А зачем нужен сундук? Дети: Чтобы хранить в нем вещи.

Воспитатель: Правильно, наши предки хранили в сундуке различные вещи. Раньше комодов и шкафов не было, а вещи хранили в сундуках. Интересно посмотреть, что же находится в этом сундуке. Попробуем его открыть?

Дети: Да (пытаются его открыть).

Воспитатель: Ой, а сундук – то не открывается… Он же волшебный, и слова нужно сказать волшебные: Чок –

чок сундучок,

Открывай – ка свой бочок!

Запомнили? Попробуем вместе сказать (хором повторяют слова).

Воспитатель: Открылся, ребята. Недаром здесь лежат эти вещи. Главным украшением любого народного костюма были головные уборы. Посмотрите пожалуйста, что здесь такое? (достаю венок)

Дети: Венок.

Воспитатель: Верно. Что это такое? (индивидуальные ответы).

Делали его молодые девушки, чтобы украсить свою голову.

Ребята, а из чего делали венки?

Дети: Из цветов, из листьев (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Все верно вы заметили. На самом деле наши предки делали венки из чего угодно: из цветов, из листьев из травы, и даже из ягод. Какого размера были цветы на венке?

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель: Да, действительно, цветы и листья могли быть разного размера.

Воспитатель: Молодые девушки так же украшали

голову вот такими штучками. Что это?

 

 

Дети: Ленты (индивидуальные ответы). Воспитатель: А куда надевали ленты? Дети: На голову.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, чем украшена эта лента? Дети: Цветами.

Воспитатель: Но были ленты и простые. Как вы

думаете, как можно было еще носить ленту? Куда ее можно вплетать?

Дети: На волосы.

Воспитатель: Да, ленты еще вплетали в косы, чтобы косы у девушек были красивые, нарядные. Посмотрите,

красиво? (завязываю ленту на косичку девочке).

Воспитатель: Но лавным головным убором был…Что это? Дети: Платок.

Воспитатель: И правда, платок. Как можно было надеть платок? Дети: На голову, на плечи.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, но платки носили не только на голове и плечах, с ними еще и играли. Вы бы хотели поиграть с платком?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам предлагаю организовать 2 хоровода – хоровод мальчиков и хоровод девочек. Я буду произносить слова, а вы в это время водить хоровод. Затем мальчики отворачиваются, а я накрываю кого-то из девочек, девочка приседает. А мальчики потом поворачиваются и угадывают, кого я накрыла платком.

Динамическая пауза «Игра с платком» По дорожкам, по тропинкам

Я хожу, хожу, хожу.

На девчонок и мальчишек Я гляжу, гляжу, гляжу.

Все мальчишки улыбнулись От девчонок отвернулись.

Я платок свой раскрываю, И кого-то накрываю. Отгадайте-ка, друзья, Кого сейчас накрыла я?

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали (Игра проигрывается 2 раза).

Воспитатель: Ребята,    может         в нашем

сундуке       ещё    что-то осталось, давайте проверим?

Дети: Да, давайте. Открывают сундук, достают картузы. Воспитатель: Что же это такое?

 

 

Дети: Кепки, шапки (предположения детей)

Воспитатель: Как вы думаете, это обычные головные уборы? (Предположения детей)

Воспитатель: Это мужской головной убор, значит кто его должен носить?

Дети: мужчины, мальчики.

Воспитатель: Верно, наши предки – мальчики, юноши, мужчины носили такие головные уборы, но они были разных цветов. А на праздник их чем украшали, посмотрите?

Дети: Цветами.

Воспитатель: Да, а кто-нибудь из вас знает, как назывался этот головной убор?

Дети: Нет.

Воспитатель: Он назывался картуз. (Индивидуальные ответы, повторение слова). Давайте прохлопаем – Кар – туз.

Воспитатель: И кто его носил? Мужчины или женщины? Дети: Мужчины.

Воспитатель: Значит это какой головной убор? Дети: Мужской (мальчики надевают картузы)

Воспитатель: Девочки, посмотрите, как выглядят мальчики в картузах?

Дети: Красиво, нарядно.

Воспитатель: Наверное и нам нужно что – то найти в нашем сундуке. Посмотрите, что же у нас тут такое есть? (Дети достают кокошники).

Воспитатель: Что это такое? (предположения детей) Дети: Кокошник.

Воспитатель: Верно! А чей это головной убор?

Мужской ил женский? Дети: Женский.

Воспитатель: Верно, женский. Обратите внимание на кокошник. На нем есть узор по краям и центральный узор. А на что похож узор на моем кокошнике? (ответы детей). А на что похож ваш центральный узор на кокошнике? (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему кокошник называется кокошником? (предположения детей). А на что

похож кокошник?

 

 

Дети: На гору, на треугольник (предположения детей)

Воспитатель: Что он напоминает? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Замечательно. Я вам открою секрет почему кокошник назвали кокошником. Потому что наши

предки считали, что кокошник похож на гребешок курочки. А как у нас курочка разговаривает?

Дети: Ко – ко – ко.

Воспитатель: Верно. Поэтому и название такое пошло из – за того, что он похож на гребешок курочки. Скажите пожалуйста, что это у меня на голове? (высказывания

детей).

Воспитатель: Замечательно, давайте прохлопаем это слово – Ко

– кош – ник. (Девочки надевают кокошники).

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, какие мы нарядные. А куда мы все собирались?

Дети: На ярмарку.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как наши предки готовились пойти на ярмарку? Что они надевали? Что мужчины надевали на голову?

Дети: Картуз.

Воспитатель: Молодцы, а женщины какой головной убор надевали на ярмарку?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Да, хорошо. А еще какие головные уборы мы видели с вами?

Дети: Венок, ленточки.

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы все запомнили. А кто скажет, как называли людей, которые жили до нас?

Дети: Предки.

Воспитатель:        Да,     правильно. (Индивидуальное проговаривание). А самым главным развлечением на

ярмарке была карусель и у меня для вас тоже есть

праздничная ярморочная карусель. Хотите прокатиться на моей карусели?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Вставайте в кружок друг за другом и я вас прокачу на своей ярморочной карусели.

 

 

Подходили наши предки к карусели, брали себе по ленточке, и становились в большой

– большой хоровод.

Дети берут по ленточке, и образуют хоровод.

Воспитатель: Карусели, карусели

Друг за другом хоровод Все успели? Все уселись?

Приготовились? Вперёд!

Под музыку дети водят ярморочный хоровод.

Воспитатель: Ура! На карусели мы прокатились, а так же на ярмарке были и другие игры, например я вам

предлагаю сыграть со мной в игру «Кубик». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и отвечать на вопрос, который выпадет на верхней грани кубика. Согласны?

Дети: Да.

Проводится игра с кубиком Блума».

Мне очень понравилось с вами трудиться, а вам?

Мы потрудились, давайте оценим наш совместный труд. Выбирайте смайлики и прикрепляйте их на доску.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.