АВТОР:
ВОСПИТАТЕЛЬ
МАЛЫШЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Русские народные головные уборы
Цель |
Знакомство с праздничными русскими народными головными уборами, через их практическое применение в ходе совместной познавательной деятельности педагога и детей, развитие инициативы и самостоятельности. |
Задачи |
Образовательные: вызвать у детей интерес к праздничным русским народным головным уборам; активизировать мышление, словарь; закреплять умение произносить слово по слогам с помощью хлопков. Развивающие: развивать память, внимание, критическое мышление, обогащать речь. Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа. |
Оборудование |
Картинки – приглашение на ярмарку, ноутбук; проектор, видео презентация «Ярмарка»; сундук, венок, ленты на волосы, платок, картуз - 4 шт., кокошник – 5 шт., ярморочная карусель, музыка для игры с платком, музыка для игры с каруселью, кубик Блума. |
Примерный план проведения |
Дети заняты свободной деятельностью в уголках развития. В группу входит воспитатель: |
|
Подходи честной народ, в гости ярмарка идет, В гости ярмарка идет, зазывает и поет, Приглашает, веселит, улыбаться всем велит. Посмотрите, что я вам принесла. Приглашаю вас подойти к доске и посмотреть , что это у меня такое? Дети: Картинки на которых нарисованы люди, праздник, веселье. Воспитатель: Да, ребята, это приглашение на ярмарку. Скажите пожалуйста, а кто-нибудь знает из вас, что такое ярмарка? (предположения детей) Воспитатель: Совершенно верно. Вы действительно знаете, что такое ярмарка. Ярмарка – это веселые гуляния, торговые ряды, а так же развлечения шутов и скоморохов. А кто-нибудь из вас знает кто такие скоморохи? (предположения детей). Для вас это новое слово? Дети: Да. Воспитатель: Предлагаю нам всем вместе произнести это слово. Скоморох. Давайте прохлопаем это слово (ско- мо-рох). Дети повторяют слово вместе с воспитателем. Воспитатель: Так кто же такие скоморохи? (обращается индивидуально) Дети: скоморохи – это люди, которые веселят народ. Воспитатель: Молодцы. Скоморохи веселят людей, а как вы думаете, в современном мире существуют скоморохи? (предположения детей) Воспитатель: В современном мире не говорят скоморохи, а их называют аниматоры или клоуны. А наши предки ходили на ярмарку, чтобы их повеселили скоморохи. Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто такие предки? Дети: Предки – это прадедушки, прабабушки. Они жили в давних временах. Воспитатель: Верно, предки – это те люди, которые жили до нас. Попробуем сказать это слово? Дети: Да - предки. Воспитатель предлагает прохлопать слово предки. Дети вместе с воспитателем прохлапывают. |
|
Воспитатель: А давайте посмотрим, какая бывает ярмарка. Я вам предлагаю сесть на стульчики и приготовиться внимательно посмотреть видео про ярмарку. (Просматривают видео). Воспитатель: Ребята, какая бывает ярмарка? Дети: Яркая, веселая. Воспитатель: Что делает ярмарка? Дети: Веселит, радует, продает. Воспитатель: А давайте составим предложение их четырех (пяти) слов про ярмарку. Дети: Ярмарку любят взрослые и дети. Воспитатель: Молодцы, а как можно сказать одним словом про ярмарку? Что это такое? Дети: Праздник. Воспитатель: Молодцы! И вот меня сегодня пригласили на праздник – Ярмарку, а вы хотели бы пойти вместе со мной? Дети: Да. Воспитатель: Здорово! Но мне кажется мы не очень готовы потому что ярмарка – это прежде всего праздник, а в чем ходят на праздник? Дети: В костюмах, сарафанах, нарядах… Воспитатель: А в каких нарядах и костюмах ходят на ярмарку? Дети: В русских народных костюмах. Воспитатель: Правильно в русских народных костюмах. У нас праздник не обычный, а русский народный. Попробуем вместе сказать – Русский народный. (дети вместе с воспитателем индивидуально проговаривают слова). Воспитатель: Все верно, и нам нужно нарядиться по – особенному – в русские народные костюмы. Только где их взять? Вы не знаете? Дети: купить, сшить. Воспитатель: Ой! Я совсем забыла. Недавно я была в гостях у своей бабушки и она мне подарила вот это (обращаю внимание на сундук). Кто из вас знает, что это такое? Дети: Сундук. |
|
Воспитатель: Сундук, правильно (индивидуальные ответы). А теперь попробуем сказать вместе – сундук. Давайте прохлопаем (Сун– дук).
Воспитатель: А зачем нужен сундук? Дети: Чтобы хранить в нем вещи. Воспитатель: Правильно, наши предки хранили в сундуке различные вещи. Раньше комодов и шкафов не было, а вещи хранили в сундуках. Интересно посмотреть, что же находится в этом сундуке. Попробуем его открыть? Дети: Да (пытаются его открыть). Воспитатель: Ой, а сундук – то не открывается… Он же волшебный, и слова нужно сказать волшебные: Чок – чок сундучок, Открывай – ка свой бочок! Запомнили? Попробуем вместе сказать (хором повторяют слова). Воспитатель: Открылся, ребята. Недаром здесь лежат эти вещи. Главным украшением любого народного костюма были головные уборы. Посмотрите пожалуйста, что здесь такое? (достаю венок) Дети: Венок. Воспитатель: Верно. Что это такое? (индивидуальные ответы). Делали его молодые девушки, чтобы украсить свою голову. Ребята, а из чего делали венки? Дети: Из цветов, из листьев (индивидуальные ответы). Воспитатель: Все верно вы заметили. На самом деле наши предки делали венки из чего угодно: из цветов, из листьев из травы, и даже из ягод. Какого размера были цветы на венке? Дети: большие и маленькие. Воспитатель: Да, действительно, цветы и листья могли быть разного размера. Воспитатель: Молодые девушки так же украшали голову вот такими штучками. Что это? |
|
Дети: Ленты (индивидуальные ответы). Воспитатель: А куда надевали ленты? Дети: На голову. Воспитатель: Верно. Посмотрите, чем украшена эта лента? Дети: Цветами. Воспитатель: Но были ленты и простые. Как вы думаете, как можно было еще носить ленту? Куда ее можно вплетать? Дети: На волосы. Воспитатель: Да, ленты еще вплетали в косы, чтобы косы у девушек были красивые, нарядные. Посмотрите, красиво? (завязываю ленту на косичку девочке). Воспитатель: Но лавным головным убором был…Что это? Дети: Платок. Воспитатель: И правда, платок. Как можно было надеть платок? Дети: На голову, на плечи. Воспитатель: Молодцы. Ребята, но платки носили не только на голове и плечах, с ними еще и играли. Вы бы хотели поиграть с платком? Дети: Да. Воспитатель: Я вам предлагаю организовать 2 хоровода – хоровод мальчиков и хоровод девочек. Я буду произносить слова, а вы в это время водить хоровод. Затем мальчики отворачиваются, а я накрываю кого-то из девочек, девочка приседает. А мальчики потом поворачиваются и угадывают, кого я накрыла платком. Динамическая пауза «Игра с платком» По дорожкам, по тропинкам Я хожу, хожу, хожу. На девчонок и мальчишек Я гляжу, гляжу, гляжу. Все мальчишки улыбнулись От девчонок отвернулись. Я платок свой раскрываю, И кого-то накрываю. Отгадайте-ка, друзья, Кого сейчас накрыла я? Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали (Игра проигрывается 2 раза). Воспитатель: Ребята, может в нашем сундуке ещё что-то осталось, давайте проверим? Дети: Да, давайте. Открывают сундук, достают картузы. Воспитатель: Что же это такое? |
|
Дети: Кепки, шапки (предположения детей) Воспитатель: Как вы думаете, это обычные головные уборы? (Предположения детей) Воспитатель: Это мужской головной убор, значит кто его должен носить? Дети: мужчины, мальчики. Воспитатель: Верно, наши предки – мальчики, юноши, мужчины носили такие головные уборы, но они были разных цветов. А на праздник их чем украшали, посмотрите? Дети: Цветами. Воспитатель: Да, а кто-нибудь из вас знает, как назывался этот головной убор? Дети: Нет. Воспитатель: Он назывался картуз. (Индивидуальные ответы, повторение слова). Давайте прохлопаем – Кар – туз. Воспитатель: И кто его носил? Мужчины или женщины? Дети: Мужчины. Воспитатель: Значит это какой головной убор? Дети: Мужской (мальчики надевают картузы) Воспитатель: Девочки, посмотрите, как выглядят мальчики в картузах? Дети: Красиво, нарядно. Воспитатель: Наверное и нам нужно что – то найти в нашем сундуке. Посмотрите, что же у нас тут такое есть? (Дети достают кокошники). Воспитатель: Что это такое? (предположения детей) Дети: Кокошник. Воспитатель: Верно! А чей это головной убор? Мужской ил женский? Дети: Женский. Воспитатель: Верно, женский. Обратите внимание на кокошник. На нем есть узор по краям и центральный узор. А на что похож узор на моем кокошнике? (ответы детей). А на что похож ваш центральный узор на кокошнике? (индивидуальные ответы). Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему кокошник называется кокошником? (предположения детей). А на что похож кокошник? |
|
Дети: На гору, на треугольник (предположения детей) Воспитатель: Что он напоминает? (Дети высказывают свои предположения). Воспитатель: Замечательно. Я вам открою секрет почему кокошник назвали кокошником. Потому что наши предки считали, что кокошник похож на гребешок курочки. А как у нас курочка разговаривает? Дети: Ко – ко – ко. Воспитатель: Верно. Поэтому и название такое пошло из – за того, что он похож на гребешок курочки. Скажите пожалуйста, что это у меня на голове? (высказывания детей). Воспитатель: Замечательно, давайте прохлопаем это слово – Ко – кош – ник. (Девочки надевают кокошники). Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, какие мы нарядные. А куда мы все собирались? Дети: На ярмарку. Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как наши предки готовились пойти на ярмарку? Что они надевали? Что мужчины надевали на голову? Дети: Картуз. Воспитатель: Молодцы, а женщины какой головной убор надевали на ярмарку? Дети: Кокошник. Воспитатель: Да, хорошо. А еще какие головные уборы мы видели с вами? Дети: Венок, ленточки. Воспитатель: Какие вы молодцы, вы все запомнили. А кто скажет, как называли людей, которые жили до нас? Дети: Предки. Воспитатель: Да, правильно. (Индивидуальное проговаривание). А самым главным развлечением на ярмарке была карусель и у меня для вас тоже есть праздничная ярморочная карусель. Хотите прокатиться на моей карусели? Дети: Да. Воспитатель: Замечательно. Вставайте в кружок друг за другом и я вас прокачу на своей ярморочной карусели. |
|
Подходили наши предки к карусели, брали себе по ленточке, и становились в большой – большой хоровод. Дети берут по ленточке, и образуют хоровод. Воспитатель: Карусели, карусели Друг за другом хоровод Все успели? Все уселись? Приготовились? Вперёд! Под музыку дети водят ярморочный хоровод. Воспитатель: Ура! На карусели мы прокатились, а так же на ярмарке были и другие игры, например я вам предлагаю сыграть со мной в игру «Кубик». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и отвечать на вопрос, который выпадет на верхней грани кубика. Согласны? Дети: Да. Проводится игра с кубиком Блума». Мне очень понравилось с вами трудиться, а вам? Мы потрудились, давайте оценим наш совместный труд. Выбирайте смайлики и прикрепляйте их на доску. |