АВТОР:
ВОСПИТАТЕЛЬ
МАЛЫШЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Русские богатыри - защитники Отечества
Цель |
Формировать у воспитанников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины и России, развитие инициативы и самостоятельности. |
Задачи |
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Расширить знания детей об оружии богатырей. Уточнить знания детей о защитниках Отечества, развивать логическое мышление, монологическую речь, умение делать выводы; Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к защитникам Отечества, чувство патриотизма. Прививать интерес к физической культуре и желание заниматься спортом, вызвать желание быть похожим на сильных и смелых воинов. Активизировать слова: защитники, Отечество, героизм, отвага, богатырь, могучие, мужественные, кольчуга, доспехи, былины, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы, гусли. |
Оборудование |
иллюстрация В. Васнецова «Богатыри», канат, «камушки» из черного картона, иллюстрации богатырского и современного оружия, ноутбук с голосом героя, музыка «въезд на лошадях», мольберт с иллюстрациями разных видов войск Российской Армии. |
Примерный план проведения |
Звучит песня «Наша Родина сильна» По итогам звучания музыки воспитатель собирает детей полукругом и задаёт вопросы. -К какому празднику готовится наша страна? День защитника Отечества. -А как вы понимаете, что такое Отечество? Это наша Родина. -А наша Родина, какая? Прекрасная, огромная, большая, могучая, сильная. |
|
Послушайте стихотворение: “Все может родная земля - Может накормить хлебом, Напоить из родников, Удивить своей красотой. Но не может себя защитить” - А от кого нужно защищать родную землю? (от врагов, от тех, кто хочет сделать плохо нашей Родине и нашим людям) - Как вы думаете, кто может защитить родную Русскую землю? (защитники, пограничники, моряки, танкисты, летчики, солдаты) - А почему именно они? (они сильные, смелые, отважные). - Русские воины всегда отличались смелостью, ловкостью, находчивостью и выдержкой. -Именно такие сильные, крепкие, выносливые должны быть солдаты- защитники. Ваши папы и дедушки, ведь они тоже защищали нашу Родину – служили в Армии. Когда вырастут наши мальчики, они тоже будут служить в армии и охранять нашу землю. -Сейчас на страже наших границ стоят солдаты. А давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц и топкие болота. На этой земле жили славяне. Они своё государство, называли Русью. На Русь часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Богатыри охраняли нашу Родину в древности от врагов, мимо них ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. -Но что это? Закачалась вдруг земля - матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище. Что делать? Кто же нам поможет? (Богатыри) |
|
-Посмотрите на картину художника Васнецова. Кто здесь изображен? (богатыри) (Показываю В. М. Васнецова «Богатыри»). -Посмотрите, ребята, какие они были сильными, еще какими? (могучими, мужественными, храбрыми) -А откуда мы с вами узнали о богатырях? (из былин, русских сказок). Правильно ребята. О богатырях народ складывал песни- сказания, которые называются былинами. Они дошли до наших дней. -Как зовут богатырей? ( Посередине на вороном коне Илья Муромец, слева на светло-сером коне Добрыня Никитич, справа на коне бурой масти Алёша Попович).
-Посмотрите, во что одеты богатыри (сверкающие доспехи, шлем, шитые сапоги, кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из металлических колец), -И какое у них оружие? (у Ильи Муромца в одной руке копье и щит, в другой булатная палица. Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. А на боку у него гусли. Во время отдыха играет и поет).
-Сегодня наша армия вооружена самым современным оружием и техникой. Какую военную технику вы знаете? (танки, самолеты, бронемашины). - А какое оружие (пушки, ракеты, пулеметы) -А, вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? -Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. -Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? Дорогу.
-Правильно, дорогу. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой |
|
камень, на нём написано:
Пойдёшь направо Деньги и слава, Пойдёшь налево Друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу? Дорогу, которая идет прямо. Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. Голос: (Задание 1) Для начала разомнитесь, По верёвочке пройдитесь, Соступать с неё нельзя Пропасть вас там ждёт друзья. (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос: (задание 2) Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
- Где смелость там и победа. - Герой - за Родину горой. - Смелый боец, в бою молодец. - Жить - Родине служить. - Если Армия сильна – непобедима и страна. - Дружно за мир стоять – войне не бывать. - Смелого - враг не возьмет. - Сам погибай, а товарища выручай. - С родной земли умри, не сходи. |
|
Голос: (задание 3) Вот и речка на пути, Не проехать, не пройти Соловей - разбойник злой Мост сломал здесь над рекой. (Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос: (задание 4) Здесь преграда, здесь Кощей, Ест он много-много щей, Чтобы дальше вам пройти Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри» Богатырь- вот он каков: (Показывают силача.)
Он силён, он здоров, Он из лука стрелял, (Имитируют движения).
Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко - зорко наблюдал, (Смотрим вдаль из-под руки). Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх) Станем, как богатыри! Голос: (задание 5) Все преграды покорились, Дальше в путь вы все пустились, Но, увы, не тут - то было, Вихрем всё вдруг закружило! Змей Горыныч трехголовый, Повстречался на пути, Тут спасенья не ищи! Но ребята не зевай, И оружие скорее выбирай! |
|
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов). -Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри и узнали об их подвигах. Вы все хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
Рефлексия «Заплетем косичку». Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость. - Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета. Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия. |