воспитатель
МБДОУ ДСКВ №24 п. Советский
Пояснительная записка.
Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаменима, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Л.Н.Толстой.
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Опираясь на все выше сказанное, я представляю свою методическую разработку образовательной деятельности по социальному направлению воспитания : « Доброта-украшение человека!».
Актуальность моей методической разработки это: формирование исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Именно поэтому актуальна моя разработка по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Доброта-украшение человека!».
Задачи моей методической разработки:
- Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости».
- Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.
3.Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Эту методическую разработку могут применять в своей работе педагоги дошкольного образования и узкие специалисты ДОУ.
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Доброта –украшение человека!»
Возраст воспитанников : дошкольный возраст (6-7)
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы.
Задачи:
Образовательные: закреплять представления детей о доброте и её значении, добрых поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни.
Развивающие: развивать чуткое и внимательное отношение друг к другу, учить замечать отношение другого человека, уметь слушать своих товарищей; развивать творческое мышление, дать возможность каждому ребенку свободно выражать свою точку зрения и уметь объяснить её.
Воспитательные: совершенствовать межличностные аспекты взаимоотношений между детьми.
Предварительная работа: беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц, чтение художественной литературы.
Материал и оборудование:
Диво-куб, картинки с изображением героев из разных сказок, иллюстрации с изображение сказок « Мешок яблок», « Золотая рыбка», « Аленький цветочек», 2 мешочка, смайлики с эмоциями, конверт с пазлами ( новое карыто, изба, вольная царица, владычица морская), аудиозапись физкультминутки « Рыбка», красный цветок, альбом, живой цветок в горшке.
Форма проведения: Игровые ситуации.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети входят в группу. Встают в круг.
Ритуал приветствие «Круги дружбы». (На ковре по кругу лежат кружочки разных цветов, на которых изображены – ладошки, сердечки, солнышко, улыбка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на ковре лежат кружочки, возьмите в руки и посмотрите, что на них изображено, и вы поймете, как сегодня поприветствуете друзей. У кого изображено сердечко – нужно обняться, у кого ладошка – можно поприветствовать друга пожатием руки, у кого солнышко – сказать доброе слово, у кого улыбка – можно улыбнуться.
-Ребята, а вам приятно слышать добрые слова? (да).
Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места.
2.Основная часть.
-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить, а о чем мы узнаем, отгадав загадку.
Она нам в жизни помогает,
Ведь всех друзей объединяет
Не обязательство, не служба,
А крепкая навеки...(Дружба)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
-Предлагаю поговорить сегодня о доброте, хороших поступках.
-Скажите, что такое доброта? Что означает доброта?
Бабушка. Здравствуйте люди добрые! Здравствуйте ребятушки милые! Я – бабушка Рассказушка повсюду хожу, сказки с собою ношу! Их в куб волшебный собираю: какие - в народе услышу, какие - сама сочиняю! Куб мой волшебный, с ним бережно обращаться надо, а то захлопнется и сказки не покажет, не расскажет. (Аккуратно ставит куб на пол).
Ребята , а теперь давайте с вами поздороваемся. У меня есть волшебный колокольчик, который нам в этом поможет ( дети становятся в круг , передают колокольчик друг другу и здороваются.
Ребята, а вы сказки любите? А много вы сказок знаете? Давайте проверим. Я буду из своего заветного куба героев доставать, а вы мне сказку называть – говорить из какой сказки этот герой. (Бабушка достает из куба героев сказки. Дети называют сказку, из которой тот или иной герой).
Бабушка. Да, внучата мои милые, на какой предмет не посмотришь – сразу сказку вспомнишь! Быстро вы ответили, много сказок знаете.
Бабушка: Ребята , а вы хотите посмотреть мой волшебный куб.
( ответы детей).
Но посмотрите он не простой, на нем что то изображено , давайте посмотрим, что это за картинки.
( на кубе расположены картинки: иллюстрации из сказок « Мешок яблок» Сутеева, Пушкина « Золотая рыбка», Аксаков « Аленький цветочек»,…
Поворачиваем грань кубика и рассматриваем сказку « Мешок яблок».
Бабушка: А вы знаете эту сказку. Давайте вспомним.
Однажды произошла история. Заяц отправился в лес за едой своим зайчатам. Нашёл яблоню и много яблок. Набрал целый мешок. Ворона приговаривала, что заяц слишком жаден. Однако на пути домой он раздал свои яблоки, чуть не попал к серому волку и вернулся домой ни с чем.
Бабушка:Ребята, кто главный герой сказки? (верно, это и был заяц). Какой он? (заботливый, щедрый, добрый, но трусливый).
Ребята, знаете ли вы, кто повстречался зайцу в пути? (крот, коза, еж, бельчата, медведь). Предлагаю нам побывать этими героями , если бы мы были, например, медведем или белкой. Сложно ли просить яблоки? Легко ли дарить яблоки, зная, что дома вас ждут голодные зайчата? ( ответы детей).
Что же помешало зайцу вновь набрать яблок?
Какая была ворона в сказке? (завистливая, вредная).
А теперь ответим вороне. Как доброта зайчика ему помогла? Что он увидел, когда пришёл домой?
Что каждый из их поступков несёт в себе? Чему нас научила сказка?
Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии.
Связать с реальными детскими историями (ребята, а вы когда-то поступали также как зайчик, кто может рассказать? Чему научил нас заяц?).
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру с мешочками.
Ребята, перед вами
2 мешочка. В них надо разложить качества характера, которые вам нравятся и не нравятся. В тёмный мешочек надо положить «нехорошие качества», а в светлый надо положить «хорошие качества».
Помогут в этом нам, вызываю 2- ребят и смайлики.
2-е вызванных детей будут по очереди показывать смайлики, а вы, ребята говорите какой смайлик и в какой мешочек надо его положить.
Злость плаксивость вредность
Трудолюбие Доброта Забота Любовь Дружелюбие
Посмотрите и скажите, пожалуйста. Больше хороших или плохих смайликов?
Ответы детей – хороших.
Вывод: давайте чаще дарить доброту окружающим своими поступками.
Молодцы ребята!
Скажите чему вас научила эта сказка ?( ответы детей).
Бабушка: Мы поняли что добрые поступки помогают нам в жизни.
Как аукнется, так и откликнется, за добро добром платят.
Бабушка: Ребята , а сейчас я вам загадаю загадку при помощи которой мы узнаем название следующей сказки?
Загадка.
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Эта рыбка не простая
Рыбка это…(золотая).
Правильно , ребята. Сказка называется « Сказка о рыбаке и рыбке».
Ребята вы узнаете героя этой сказки? Кто это?
Дети: золотая рыбка.
Посмотрите рыбка приготовила вам загадку. Она хочет проверить, хорошо ли вы помните, что просил старик по приказу старухи у золотой рыбки. Попробуйте собрать свои ответы.
( дети делятся на 5 команд или 4 . Педагог предлагает собрать им разрезные картинки и назвать, что пожелала старуха из сказки)
Новое корыто, Новая изба, Стать вольной царицей, Стать владычицей морскою.
Бабушка: Хорошо. Ребята, сколько всего желаний исполнила Золотая рыбка и какие это желания? Какое желание рыбка не исполнила и почему? С чем осталась старуха?
- Как вы понимаете выражение «сидеть у разбитого корыта»?
- Каким вы представляете себе старика? Какой он? ( добрый, тихий, беспомощный) Как вы это поняли? Докажите….
- Какой вы представляете себе старуху? (сварливая, жадная, НЕБЛАГОДАРНАЯ) Докажите…
- За что наказана старуха?
- Что страшнее? Жадность или неблагодарность?
- Золотая рыбка исполняла все желания старухи, пока та не попросила невозможного… Жадность старухи с каждым разом становилась всё больше и страшнее…Казалось бы, неграмотная старуха стала уже царицей…, поблагодари рыбку и остановись… Нет, ей надо владеть всем миром... Жадность, не знающая границ, и неблагодарность – именно за это наказана старуха, снова она «у разбитого корыта».
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного подвигаемся!
Физкультминутка «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка быстро уплыла. (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Бабушка: Ребята что вы видите на кубе ? ( ответы детей) цветок
Бабушка: А какого он цвета? ( Алого)
Какая сказка здесь зашифрована. Ка вы думаете?
Дети: «Аленький цветочек».
Бабушка: А скажите мне как вы понимаете поговорку: «С лица воды не пить!». Как вы думаете имеет ли эта поговорка отношение к этой сказке
( ответы детей)..
Не случайно в народе сложилась поговорка "С лица воды не пить!". Мудрость, заложенная в этой поговорке, гласит о том, что внешняя привлекательность далеко не всегда свидетельствует о добром сердце, о честности и надежности носителя физической красоты.
"Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок.
- Нужно добиваться своей цели с помощью доброты и щедрости души, только так можно стать счастливым. Зло и зависть – враги счастья.
Это сказка. Но ведь в жизни тоже случается такое, когда за непривлекательной внешностью скрывается прекрасная душа. Увидеть, понять это может далеко не каждый. В основном люди привыкли полагаться на первое чисто внешнее впечатление, забывая, что, возможно, за привлекательной внешностью может не оказаться ничего:
ни души, ни чувств. Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Сказка называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить. Разве можно не согласиться, что «сказка ложь, да в ней намек». Главное научиться читать между строк и понимать тот намек, который спрятан в сказке автором.
Сказка «Аленький цветочек» живет очень много лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.
Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как? (Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты).
Бабушка: Ребята у меня есть волшебный цветок, давайте мы его будем передавать по кругу и называть добрые дела.
( дети на ладошке передают цветок и говорят добрые поступки).
Бабушка : Ребята посмотрите у меня есть волшебная книга? Посмотрите чего в ней не хватает? ( ответы детей).
Правильно, героев. А у вас есть любимые герои назовите их. ( ответы детей).
А давайте вы сейчас выберите своего любимого героя и наклеите на страницы книги. ( работа детей).
Бабушка: какая красивая книга сказок у нас получилась. А теперь вы придумаете свои сказки и мне в следующий раз расскажите. До свидания!
Прощание : дети встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: « Спасибо, до свидания!».
Список используемых источников:
Веремеенко, Конспект занятия НОД по развитию речи детей в подготовительной группе 6–7 лет «Любимый герой» / СМИ