воспитатель
МБДОУ ДСКВ №5
Краснодарский край, Ейский район, станица Ясенская
Цель: повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме загрязнения окружающей среды и необходимости бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формировать умение делать выводы по результатам эксперимента; формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; активизировать словарный запас (загрязнение, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса, эколог)
Развивающие: развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; воспитывать доброжелательность, выдержку и взаимопомощь.
Предварительная работа: беседы о природе. Чтение экологических сказок. Просмотр видео о переработке мусора. Просмотр мультфильмов экологической тематики. Организация сбора крышечек.
Оборудование: игрушка сова, контейнеры для сбора мусора, картинки, мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов, фломастеры, бумага.
Оборудование для опыта: колбочки, вата, марля, воронка, свеча, блюдце.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Собирайтесь, дети, в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Вы почувствовали, как тепло от рук пошло по цепочке, а вместе с ним и хорошее настроение. Давайте подарим свои улыбки соседу справа и слева, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Хочу рассказать вам одну грустную историю. Вчера я шла по улице и увидела пластиковую бутылку, а в ней маленький лягушонок. Он пытался выбраться из своего плена, но лапки скользили и он откатывался назад. Я, конечно, помогла ему. Но, задумалась: отчего так произошло? (ответы детей)
-Я думаю, нам нужно узнать ответ у эколога. Кто знает, чем занимаются люди этой профессии? (Они следят за здоровьем нашей планеты, заботятся о чистоте почвы, воды и воздуха)
Воспитатель: верно, ребята. Я знаю такого эколога, но это не человек, а птица - сова. Она очень мудрая, все знает, за всем следит, даже ночью. Она живёт в сосновом бору. Как бы нам к ней добраться?
( дети называют транспорт)
-А я предлагаю вам сходить пешком, это полезно для здоровья, полюбуемся окружающей природой. Да и воздух не будем загрязнять парами выхлопных газов. Пошагали?
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
(на экране видео с совой, она кричит)
Воспитатель: Вы что-то поняли? Давайте попробуем понять, сова чем-то встревожена, как вы думаете, что она кричит. Я попробую перевести "Люди, помогите! Земля в опасности! " Это самый настоящий сигнал SOS! Сигнал бедствия! И правда все живое на Земле нуждается в заботе и бережном отношении. К сожалению, люди засоряют леса, поля и водоемы. Выпиливают или поджигают огромные площади леса. Истребляют животных и растительность.
(На экране появляются картинки дымящих заводов, костров)
Воспитатель: давайте, посмотрим, что происходит с природой, когда идет густой, черный дым от костров, фабрик, заводов.
Опыт. (Поджигаем свечку и подносим блюдечко, оно чернеет)
- Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья, мы им дышим.
Воспитатель: Хотите ли вы стать защитниками природы, и помочь в этом трудном деле сохранения нашей планеты? Ну что ж отправимся в путешествие, возьмем с собой сову. Она покажет, в каком состоянии лес. Нам поможет волшебное заклинание.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться, чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес! (Звуки леса)
Воспитатель: Как вы думаете, где мы оказались? ( В лесу)
(На экране поляна с мусором)
Воспитатель: Кто это натворил? (на экране изображение туристов) я думаю, мы с вами не будем так делать. Сова будет перелетать к каждому из вас, и подсказывать, можно так поступать или нельзя. Вы внимательно прислушивайтесь и говорите ответ.
Воспитатель: Поймай зайчика и неси его домой!
Воспитатель: нашел гнездо птицы, потрогай в нем яйца. (Никогда этого нельзя делать! Некоторые птицы после того, как ты прикасался к гнезду. Покидают насиженное место навсегда)
Воспитатель: поймай бабочку, кузнечика, жука. Посади их в коробочку принеси домой. (Этого делать нельзя! Они в неволе погибнут)
Воспитатель: нашел муравейник, раскопай его, посмотри, что внутри.
( Нельзя, муравейник дом для муравьев)
Воспитатель: гуляешь в лесу, сбивай ногами цветы и грибы. (Так делать плохо, ведь этими растениями питаются некоторые звери и птицы)
Воспитатель: ходи по лесу тихо и аккуратно.
(Так надо поступать, чтобы не нарушать жизнь леса)
Воспитатель: не разводи в лесу костров. (Огонь в лесу может привести к пожару)
Воспитатель: молодцы, ребята. Вы хорошо знаете правила поведения в лесу.
Что же нам делать с мусором? Давайте его соберем его в мешок. Правильно это? ( Нет, нужно мусор разделить)
Воспитатель: вот у нас контейнеры (предлагаю контейнеры и картинки с изображением стеклянных, пластиковых, металлических, пищевых, бумажных предметов) Рассортируем мусор по контейнерам. Все контейнеры имеют надпись и обозначение в виде рисунка. Какие отходы будут в первом, втором, третьем, четвертом? (Пластик, бумага, стекло, металл, пищевые отходы)
Воспитатель: Проверим, правильно ли вы рассортировали мусор. Замечательно! Мы очистили лес (изображение поляны без мусора). Идем дальше.
(На экране изображение реки)
Воспитатель: дети, вода в реке может быть грязной, почему? (моют машины, стирают ковры, выбрасывают пластиковые бутылки, фабрики выливают грязную воду в реки)
Воспитатель: я расскажу вам, как можно очистить воду. Мы проведем эксперимент. Нам понадобится: емкость с загрязненной водой, колба, воронка, уголь активированный, марля, вата.
Опыт. Ставим воронку на колбу. Кладем в нее марлю, на марлю кладем вату, затем насыпаем активированный уголь и прикрываем сверху марлей. Наш фильтр готов. Переливаем грязную воду в колбу, при этом она будет попадать туда через фильтр.
Воспитатель: посмотрите, какая стала вода? (Вода очистилась)
Воспитатель: что этот опыт помог нам понять? (вода в природе очищается)
Воспитатель: сова спрашивает, что делать, если лес вырубили? Что можем сделать мы, чтобы сохранить лес? (сажать деревья и кустарники)
Воспитатель: я предлагаю вам не откладывать посадку деревьев. Сова предложила нам посадить семена её любимой сосны в пластиковые стаканчики с землей, а весной, когда они подрастут, мы высадим их в нашем детском саду. Сова к нам будет прилетать, и рассказывать, как идут дела в лесу, нужна ли им наша помощь. Ведь мы уже стали защитниками природы (дети сажают семена в стаканчики в землю).
Воспитатель: ребята, мы с вами большие молодцы, помогли лесным жителям, но нам пора возвращаться. Давайте скажем заклинание и вернемся в наш любимый детский сад.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Воспитатель: теперь мы многое знаем о том, как сохранить природу. Давайте нарисуем схемы того, что нельзя делать с природой и развесим на улице. Люди увидят эти знаки и будут знать, как делать нельзя. Дети рисуют знаки.
Воспитатель: Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки
Это все для нас навечно!