воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район
Тема «Посуда».
Цель: закрепить знания названий посуды, уметь называть части, посуды и внешние признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь детей; формирование навыка словообразования; расширение представлений об окружающем мире.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал–игрушечный набор посуды и картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной), костюм бабушки Федоры, стол, скатерть, компьютерная игра «Поваренок».
Способы достижения цели:
Воспитатель в костюме бабушки сидит в центре группы и “плачет”. Дети подходят ближе, замечают, что бабушка “плачет”.
Бабушка: (причитает)
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Воротитесь вы, немытые, домой…
Вопросы к детям:
- Вы меня, ребята, узнали?
- Знаете, какое у меня горе?
- Почему вся посуда убежала от меня?
- Какая посуда от меня убежала?
- Что нужно сделать, чтобы посуда моя вернулась?
(ответы детей)
Дыхательная гимнастика: «Компьютерная игра»
Артикуляционная разминка
Да-да-да– убежала вся посуда
Ну-ну-ну– я посуду всю верну
Ру-ру-ру – успокоим мы Федору
Ра-ра-ра –не плачь, Федора
Бабушка Федора:
Давайте скажем волшебные слова “Раз, два, три. Раз, два, три. Ты, посуда к нам вернись”.
Дети говорят волшебные слова, закрывают глаза, а когда открывают, то видят стол, накрытый скатертью. Снимают скатерть и видят посуду.
Бабушка Федора:
Что случилось с моей посудой?
Пальчиковая гимнастика:
Я для милых детушек,
Испекла бы хлебушек
Только нет у нас пока
Ни муки и ни песка,
Ни яиц, ни соли,
Ни дрожжей, ни молока.
(Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная со слов: “Только нет у нас пока…” поочередно сгибать пальцы, начиная с большого).
Бабушка Федора:
- Назовите посуду из которой пьют чай?
-Как назвать чашку, чайник, блюдце, сахарницу одним словом?
- Назовите посуду, из которой едят суп, кашу. Как называется эта посуда?
- Из чего сделана чайная и столовая посуда?
- Из какого материала сделана кухонная посуда?
Физкультминутка:
Вот большой стеклянный чайник,
(дети “надувают” живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые этапом блюдца,
Только стукни – разобьются
(кружатся, рисуют круг руками).
Вот серебряные ложки,
(потягиваются, руки вверх)
Вот пластмассовый поднос
(делают большой круг)
Он посуду нам принес.
Компьютерная игра «Поваренок»
- формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса.
Игра «Чаепитие»
Образовывать наименования предметов посуды.
- Сегодня у Федоры много гостей. Будет чаепитие. Чай будем пить из….(самовара).
Нужно заварить чай. В чем заваривают чай? Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай можно пить с молоком. Для чая чайник, для кофе…(кофейник), а для молока …(молочник). Воспитатель сопровождает слова действиями и выставляет посуду на стол.
Д/Игра с мячом “Назови, степени ласково”:
Чашка – чашечка;
ложка – ложечка;
блюдце - …
тарелка - …
Д/Игра “Сосчитай”:
Одна тарелка, две тарелки и т.д.
Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов (в, на, из, со, около, между)
Рефлексия.
-Что тебе понравилось больше всего на занятии?
- Чему ты научился?
- Что тебе не понравилось на занятии?
- Какие советы вы бы дали бабушке Федоре?
Тема: “Мебель”
Цель: уточнить название мебели, образовывать прилагательные от существительных, подбирать слова – антонимы, отвечать полным предложением, усвоение притяжательных местоимений.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал – картинки “мебель”, игрушечный набор “мебель”, компьютерная игра «Найди лишнее».
Способы достижения цели:
Артикуляционная разминка:
Ить-ить-ить – мы диван хотим купить.
Ать-ать-ать – на диване будем спать.
Дыхательная гимнастика «Сдуй комарика»
Вдох – носом, выдох – ртом
Вдох – ртом, выдох – носом.
Пальчиковая гимнастика: “Много мебели в квартире”
Раз, два, три, четыре
(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили,
(хлопают в ладоши)
Много мебели в квартире! ( разводят руками)
Д/Игра “Устроим кукле комнату”:
Воспитатель: Наша Катя получила новую квартиру. Ей привезли мебель. Давайте рассмотрим эту мебель.
Воспитатель обращается поочередно к каждому ребенку и просит внезапно показать кровать, стол, стул и т.д.
Воспитатель: Давайте расставим мебель.
- Что ты поставишь?
- Я поставлю стул и т.д.
Воспитатель:
- Вы хорошо помогли Кате. Как ты, Лена, помогла?
- Я поставила стул и т.д.
Д/Игра “Один - одна”:
Диван – кровать,
стул – полка,
шкаф – скамейка,
сервант – тахта.
Игра «Кто, с чем и с кем дружит»?
Дети должны дать полный ответ.
Стул « дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло « дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со столом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
Компьютерная игра «Назови одним словом», «Что лишнее?»
Упражнять детей в классификации предметов, умении находить лишний предмет.
Игра “Исправь ошибку”
У стула – крышка;
у телевизора – спинка,
у дивана – экран;
у шкафа - подлокотник.
Физкультминутка:
Очень скучно так сидеть,
Друг на друга все смотреть,
Не пора ли нам подняться
И местами поменяться.
Д/Игра “Скажи ласково”:
Шкаф – шкафчик;
стул – стульчик и т.д.
Д/Игра “Скажи наоборот”:
Старая мебель–новая мебель,
высокий шкаф - …
широкая кровать - …
большая полка - …
мягкая табуретка - … и т.д.
Д/Игра “Из чего?”:
Образование прилагательных от существительных.
Кровать из дерева – деревянная,
Стул из пластмассы - …
Кресло из велюра - …
Мебель для кукол… и т.д.
Игра – упражнение
“Про что можно сказать: моя, моё, мой?”
Моя – кровать, тумбочка, полка, вешалка…
Мой - диван, шкаф, шифоньер, стул, стол, табурет…
Моё – кресло, зеркало…
Составление описательного рассказа
На столе разложены картинки “мебель”. Выходит ребенок берет картинку (остальные не видят, что он взял), составляет загадку, реверсивно не р называя ее.
Рефлексия
Закройте глаза. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. Вы видите на нем картинки (слова), которые произносили на занятии, запоминали. Вы как бы видите все занятие от начала до конца. Откройте глаза. Назовите слова (название мебели), которые удалось вам увидеть на экране вашего внутреннего телевизора.
Список используемых источников:
Журавлёва Татьяна Валерьевна, Развитие речи у детей с умственной отсталостью
Конспект занятия на тему: “Посуда бабушки Федоры” | Образовательная социальная сеть