учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и расширять знания детей о зимующих птицах, продолжать учить подбирать признаки к словам;
- учить детей образовывать сложные прилагательные;
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно-падежных конструкций; согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже; употребление существительных в форме Р.п. мн.ч.).
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание, память, мышление, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, картинки к игре «IV лишний», картинки с изображением птиц и корма для них, фломастеры, карточки к игре «Посчитай», картина «Птицы на кормушке», маски птиц.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед выставляет картинки с изображением
ласточки, воробья, журавля, соловья.
- Какая картинка лишняя? Почему?
Основная часть.
Сообщение темы.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о зимующих птицах.
Отгадывание загадок.
Трещала с самого утра: «Пор-р-р-а! Пор-р-ра!» А что – пора? Какая с ней морока, Когда трещит … (сорока). Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (снегири). В серой шубке перьевой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится. Не орёл, а всё же птица. (Воробей) Кто в беретке ярко-красной, На меня он не глядит, (Дятел) |
Спинкою зеленовата, И полоска шарфика. (Синица)
У неё глаза большие, По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём. (Сова) Окраской – сероватая, Известная персона. Кто она?.. (Ворона) Белый бок, серый бок – Воркует нежно… (голубок).
|
Беседа по теме.
- Почему их называют зимующими птицами? (Потому что они остаются зимовать вместе с нами.)
- Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
- Как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (Семенами, крошками хлеба, семечками, пшеном; снегири - ягодами рябины и калины; синицы любят сало.)
Подобрать признаки.
Воробей (какой?) – маленький, шустрый, ловкий, весёлый, быстрый, смелый,
боевой, драчливый, удалой, коричневый.
Снегирь (какой?) – красивый, ленивый, грустный, малоподвижный,
красногрудый, медлительный.
Синица (какая?) – маленькая, шустрая, юркая, весёлая, умная, быстрая,
подвижная, красивая, желтогрудая.
Упражнение «Кто как голос подаёт?»
Воробей – чирикает Синица, снегирь – свистят |
Голубь – воркует Ворона - каркает Сорока - трещит |
Образование сложных прилагательных.
У снегиря красная грудка – красногрудый снегирь.
У синицы жёлтая грудка – желтогрудая синица.
У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока.
У сороки белые бока – белобокая сорока.
У воробья короткий хвост – короткохвостый воробей.
У дятла острый клюв – остроклювый дятел.
У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона.
Игра «Где птица?» - употребление предложно-падежных конструкций.
Ворона летает … (над кормушкой). Синица сидит … (в кормушке). Снегирь … (на кормушке). |
Клёст отлетает … (от кормушки). Голубь … (под кормушкой). Свиристель … (около кормушки). |
Игра «Один – много» - употребление формы Р.п. мн.ч. существительных.
Воробей – много воробьёв ворона - много синица - много |
дятел – много голубь – много клёст – много |
снегирь – много сорока – много галка – много |
Игра с пальчиками «Считалка для ворон»
Я решил ворон считать:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Шесть ворона – на столбе, Семь ворона – на трубе, Восемь – села на плакат, Девять – кормит воронят... Ну а десять – это галка. Вот и кончилась считалка! |
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
(Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) |
Физкультминутка.
Ну-ка, птички, полетели, Полетели и присели, Поклевали зёрнышки, Поиграли в полюшке, Водичку попили, Пёрышки помыли, В стороны посмотрели, Прочь улетели. |
(Дети медленно бегут друг за другом.) (Приседают.) (Двигают носом сверху вниз.) (Кружатся на месте.) (Двигают носом снизу вверх.) (Ставят руки на пояс, двигают локтями.) (Смотрят по сторонам.) (Разбегаются в разные стороны.) |
Игра «Кто чем питается?»
На доске картинки зимующих птиц и картинки корма для них. Картинки расположены в параллельных столбцах. Задача ребёнка: выйти к доске, сказать, чем питается зимующая птица и провести дорожку от птицы к корму.
Игра «Посчитай» - согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
У детей карточки, разделённые на 3 части. На каждой части изображено разное количество птиц. Каждый ребёнок проговаривает, какие и сколько птиц у него на картинках. Например: «У меня две вороны, три дятла и пять синиц».
Итог занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать на занятии. Затем он оценивает работу каждого ребёнка и благодарит всех за работу.