Щербакова Татьяна Владимировна
Костюхина Людмила Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 27 г. Ейска МО Ейский район
Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. Работая на группе компенсирующей направленности, мы опираемся на Федеральную Адаптированную Образовательную Программу (ФАОП ДО), она также определяет основные принципы и цели дошкольного образования, направленные на гармоничное физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей. Она нацелена не только на подготовку детей к школе, но и на формирование гармоничных личностей, способных успешно функционировать в обществе. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Приступая к работе в соответствии с ФАОП ДО важно понять, что первым и, возможно, самым главным аспектом успешной работы с родителями является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система. Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности.
Вторым ключевым аспектом стало планирование образовательной и воспитательной работы, с учетом возрастных особенностей детей компенсирующей группы и образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей. Образовательные методы и подходы были адаптированы к потребностям детей и совместно с родителями разработана подходящая стратегия.
Используя активные формы работы с родителями, включая их в образовательный процесс, стало понятно, что это третьей аспект успешной работы. Родители учатся, обсуждают вопросы воспитания и развития детей, активно участвуют в жизни группы и детского сада в целом, реализуют совместные образовательные проекты.
Особый аспект в работе с родителями - проявление психологической грамотности и умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В процессе взаимодействия могут возникать разногласия и непонимание. Проявлять эмпатию и умение слушать родителей, находить конструктивные решения для разрешения конфликтов становится легче, когда родители являются полноценными участниками образовательного и воспитательного процессов.
Предлагаем вашему вниманию конкретные примеры успешных практик взаимодействия с родителями в нашем детском саду.
Родительские мастер-классы. Мы организуем мастер-классы для родителей, на которых они могут изучать методики, используемые в образовании и развитии детей, и применять их дома. Наиболее популярными среди родителей стали мастер-классы: «Знакомство со звуками», «Мы играем и мастерим», «Оригами-зоопарк», «Народная кукла», «Игры с песком», «Веселый счет», «Научные эксперименты на кухне» и другие. Родители не только участвуют в мастер-классах, но и сами проводят их для детей и воспитателей. Мама – повар провела мастер-класс: «Печем хлеб». Мама – парикмахер провела мастер-класс «Веселые косички». Папа – учитель информатики провел мастер-класс по робототехнике. Бабушка – библиотекарь декламировала стихи Агнии Барто.
Мы всегда предоставляем родителям возможность обсудить индивидуальные потребности и особенности ребенка, получить персональные рекомендации. Позволяя им активно влиять на образовательный процесс. Используя в работе метод «Трех вопросов» (Что мы знаем?, Что хотим узнать? и Как мы можем это узнать?). Часто слышим от детей: «Нужно спросить у родителей». Так на нашем стенде появилась дополнительная информация «Что знают мамы и папы?». Родители делятся своими знаниями по темам реализуемых пректов, впечатлениями о поездках, интересными фактами.
Наш детский сад является муниципальной инновационной площадкой по теме «Система работы по формированию основ инженерного мышления у дошкольников через реализацию технологий STEM-образования». Родители погружаются в процесс и активно участвуют в инновациях. Еженедельно в детском саду проходят различные акции, посвященные Году семьи, родители с удовольствием участвуют в них и делятся с нами семейными фотографиями. Так мы получаем обратную связь и знаем, что наши усилия приносят результат. Акция «Готовим вместе», «Семейное лето», «Наши любимые мультфильмы. Смотрим вместе с мамой и папой», «Семейные традиции», «Один из дней в кругу семьи», семейный фото – челлендж «Мы спортивная семья». Акция «Своих не бросаем!».
В акции приняли участие сотрудники, родители и воспитанники нашего детского сада. Вся гуманитарная помощь была передана маме наших воспитанников, которая является волонтером и помогает в сборе и доставке помощи нашим защитникам.
Используя эти практики, наш детский сад укрепляет связь с семьями и делает дошкольное образование и воспитание более эффективным.
И в заключение, хотелось отметить, что взаимодействие с родителями в рамках Федеральной Адаптированной Образовательной Программы Дошкольного Образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение наилучших результатов для детей. Понимание особенностей семей, грамотное планирование, активное вовлечение родителей и умение управлять конфликтами позволяют создать партнерские отношения, способствующие всестороннему развитию детей и их успешному старту в школе и жизни в целом.