педагог - психолог
МБДОУ детский сад №2 г Крымск
В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность, так как математика является основой для многих других наук и дисциплин. Раннее знакомство с математическими концепциями помогает детям развивать логическое мышление, аналитические навыки и способность к решению проблем. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умения последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Обучения математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Известно, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, она влияет на формирования произвольности психических процессов, а так же в дошкольном возрасте обучение через игру является наиболее эффективным. Математика может быть интегрирована в игровые занятия, что делает её доступной и увлекательной для детей.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
Цель: Активизация развивающей деятельности путем углубленного познавательного интереса к геометрическим фигурам и цифрам и использованием авторских дидактических пособий.
Задачи: 1.Сопоставление геометрических фигур с их изображениями
- Изучение целого путем дробление предмета на части.
- развитие ассоциативного мышления.
- перевод предметного ряда в числовое обозначения.
Я хочу представить вам игры, которые я использую в своей работе:
«Волшебный комодик»
Игра поможет изучить геометрические фигуры:
Научит находить нужную фигуру среди множества других и научить работать по образцу.
Как играть?
1.Познакомьте ребенка с названием геометрических фигур, обсудите цвета.
2.Сортируйте фигурки по ящикам комода, бросайте фигурки в отверстие сверху комода.
3.В нижнем ящике комода цветные дощечки. Пусть для ребенка они будут волшебными дорожками. Кто правильно выложить драгоценные камни
( геометрические фигуры ) на дорожку. Не забывайте называть формы драгоценных камней во время игры.
4.Используйте фигурки, как счетный материал. Посчитайте драгоценные камни: сколько кружков, сколько треугольников и т.д
5.выкладывать из геометрических фигур узоры и орнаменты, силуэты животных, машин, одежды и т.д
- Поиграйте в популярную игру «Волшебный мешочек» поместите фигурки в прозрачный мешочек, опустите руку в мешок, возьмите какую нибудь фигурку, попробуйте угадать на ощупь какую фигурку вы достали.
- Поиграйте в игру «Что изменилось?»
Выложите в ряд 5-6 фигур. Попросите ребенка закрыть глаза и поменяйте местами несколько фигур. Попросите малыша сказать, что изменилось.
«Дроби» Бориса Никитина
Игра в трех уровнях сложности, она подходит для тренировки навыков устного счета и усвоении понятий «часть» и «целое»
Как играть?
- Как называются части кружков ( «зеленая четвертушка», «желтая половинка», одна вторая, одна треть, одна четвертая).
- Укладывание в ряд по одной части всех цветов:
а) По порядку: Покажи самую большую часть, затем по меньше и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих.
б) уложить части стопкой внизу положи самую большую, а в верху самую маленькую.
- какая часть больше одна пятая или одна четвертая. Закладываем меньшую часть на большую и делаем выводы.
- Сколько частей помещается? Сколько четвертых частей помещается на одной половине? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части надо для этого взять?
«ДосочкиСегена»
Это игра для развития внимания и изучения геометрических фигур.
Как играть?
- рассмотрите с ребенком фигуры и обсудите их названия (круг, квадрат, треугольник, ромб ит.д)
- Рассортируйте фигурки по группам: овалы, круги, квадраты ит.д
- Выкладывайте фигурки в подходящие рамки, сопоставляя их по цвету.
- Используйте рамки в качестве трафаретов. Научите ребенка обводить внутреннею часть рамки ( игра очень полезна для подготовки руки к письму)
- Так же можно поиграть в «Чудесный мешочек».
- Игра «Мозаика» -выкладывание из фигур силуэты животных, транспорта (игра развивает фантазию).
«На что это похоже?»
Эта игра на развитие внимания и изучения геометрических фигур.
Как играть?
Ребятам дают геометрические фигуры и предлагают найти в кабинете педагога-психолога как можно больше предметов похожих на них. Если ребёнок затрудняется назвать предмет, он может просто подойти и показать его. Можно предложить детям вспомнить какие предметы есть на улице такой же формы, а так же нарисовать какой либо из этих предметов.
«Моя первая арифметика» (лото)
Лото позволяет в игровой форме познакомить
ребёнка с цифрами, а так же с основными математическими знаками, решать простейшие примеры на два первых арифметических действия. Так же развивается мелкая моторика и усидчивость.
Как играть?
Играть можно группой до 6 человек, а так же индивидуально. Для индивидуальных занятий раскладываются все карточки с примерами свободные окна заполняются цифрами. Если компанией раздаются карточки с примерами, на столе раскладываются фишки цифрами вниз. Ведущий по очереди открывает фишку с цифрой.
Чтобы понять, подходит ли игроку данная фишка, он должен решить пример на карточкеили для начала, чтобы было не так сложно, пересчитать изображённые плоды. Игрок который раньше остальных заполнил все свободные окна на карточке, решив таким образом все примеры выигрывает и получает звание «Юный математик».
В тоже время я считаю, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Даже если он не был обучен элементам школьной программы.