учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска
Нарушения речи ребенка дошкольного возраста приводят к трудностям в обучении, отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности и поведении дошкольника. Чтобы повысить интерес к обучению и активизировать познавательную деятельностью ребенка, повысить речевую мотивацию, закрепить полученные знания, умения, навыки, необходимо использовать необычные формы обучения.
Песок удивительный материал, он легок в использовании. Игра с песком успокаивает, стабилизирует нервную систему, является доступной формой деятельности для каждого ребенка и одно из самых любимых увлечений дошкольников, она подходит как для малышей 2-3 лет, так и для детей старшего дошкольного возраста. Играть с песком можно и дома. Ребенок играет и обучается без принуждения, на положительных эмоциях и заинтересованности. Делает из песка различные постройки, фантазирует, придумывает сказочные сюжеты и с удовольствием рассказывает о своих «песочных сказках». В игры с песком можно включить беседы, сюрпризы, загадки, рассматривание предметных картинок, графических схем, лексико-грамматические игры и упражнения, игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.
В качестве основных материалов используется песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок, бросовый природный материал, с их помощью ребенок создает композиции в настольной песочнице.
Необходимо объяснить ребенку правила игры с песком то, что делать запрещено – брать в рот песок, кидаться песком, высыпать его из песочницы. Для игр с песком есть противопоказания: астма, аллергия, кожные заболевания.
Для детей младшего и среднего возраста подбираются простые игры,
в которых, ребенок может нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа и назвать его; оставить отпечатки своих рук, пальцев на песке и фантазировать, чьи это следы, а затем дорисовать их или дополнить камешками, чтобы получились рыбки, птички и рассказать, что у него получилось; ребенок может нарисовать фрукты, овощи, ягоды, и рассказать, что где растет, а затем описать их по цвету, форме и вкусу и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста задания усложняются.
Для развития дыхания можно применить цикл игр «Песочный ветер», чтобы научить управлять вдохом-выдохом: набирать воздух через нос, не поднимая плеч, вдыхать медленно и плавно, дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой. Ребенок долгой воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой, открывает засыпанную картинку или игрушку, заметает следы зайца и образует на песке дорожку от одной игрушки к другой.
Встреча со сказочным персонажем «Песочным человечком» может помочь освоить и правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастка выполняется сидя, у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В ходе рассказа о предстоящем упражнении, используются игровые приемы и контролируется его выполнение. Во время выполнения гимнастики ребенок одновременно пальцами показывает заданные движения.
Скучная работа по исправлению звукопроизношения становится интересной игрой, в которой ребенок набирает в руку песок и произносит заданный звук, насыпая горку; или проводит указательным пальцем дорожку по песку; произносит и «прошагивает» заданные слоги; выкапывает из песка игрушки и называет их.
Игра «Веселые раскопки» развивает фонематический слух и восприятие, ребенок откапывает и делит на две группы, спрятанные в песке картинки с дифференцируемыми звуками.
Дошкольнику бывает трудно грамотно выражать свои мысли, речь отличается бессвязностью, отсутствием выразительности, ограничен словарный запас, нарушен грамматический строй, неправильно употребляются глаголы, падежные окончания, союзы, предлоги, неправильно согласует слова в числе и роде. Решением данной проблемы может стать использование серии заданий, в которых взрослый создает специальные игровые ситуации. Так в игре «Машина» можно отработать правильное употребление в речи приставочных глаголов: приехал, отъехал, подъехал, переехал, уехал; предлогов; наречий: далеко, близко, быстро, медленно. В игре «Строитель» ребенок строит в песочнице город для жителей «Песочного Королевства» из увлажненного песка, достраивает дома, перестраивает их, проговаривая свои действия. После завершения игры с песком дает название своему творению и рассказывает о нем.
Чтобы ребенку было легче усвоить слоговую структуру слова, можно использовать игру «Построй ступеньки», в которой ребенок на возвышенностях, сделанных из песка, располагает домики с одним, двумя и тремя окнами, а затем выкладывает ступеньки из картинок. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные. С помощью игры «Исправь ошибку» ребенка можно научить анализировать количество слогов в слове и исправлять ошибку, если на песке начерчено ошибочное количество полосок.
Систематическое использование песочных игр, видоизменение и усложнение задач помогает эффективно формировать навыки звукового анализа слова и предложения у дошкольника. Персонаж «Песочная Королева» приходит в гости и приглашает в путешествие, в котором ребенок выполняет интересные задания: придумывает предложения по составленной схеме на песке, пишет заданные буквы, дорисовывает элементы букв, пишет на песке слова и превращает их в другие, меняя одну букву (рак – мак), угадывает слово, в котором пропущена буква. У ребенка развивается познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных и игровых ситуациях.
Развитию мелкой моторики рук ребенка помогает использование в играх с песком дополнительного оборудования, необычных заданий, приход сказочных персонажей. Например, упражнение «Узоры на песке двумя руками» развивает не только мелкую моторику рук, но и межполушарные связи. Во время выполнения этого упражнения ребенок берет в руки две кисточки и рисует двумя руками одновременно на песке разные узоры – дождик, тучку, солнце и т.д. Научить создавать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук помогает упражнение «Необыкновенные следы». Ребенок группирует пальцы по два, по три, по четыре, по пять и создает загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они? Дошкольник кулачками и ладонями с силой надавливает на песок и изображает медвежат, кончиками пальцев ударяет по поверхности песка и показывает прыжки зайчат, волнистыми движениями, как ползут змейки, а погружая руки в песок, передвижения жучков. Во время выполнения упражнения «Полянка» ребенок с помощью пульверизатора или лейки может устроить веселый дождик, одновременно опытным путем изучит свойства воды и песка. «Песочная Королева» рассказывает о том, что дождик освежил сухой песок и из мокрого песка на поляне «выросли» цветы, ребенок с помощью формочек лепит цветочки. Королева продолжает рассказывать о том, что на цветочную поляну слетелись веселые бабочки и радостно помахали крылышками, в это время ребенок выполняет движения ладошками.
Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Помогают в этом игровые ситуации, в которых ребенок рисует песочные картины, с их помощью отрабатываются умения строить простые, сложные, сложноподчиненные предложения. По составленной взрослым сказке дошкольник может выполнить постройки из природного и специально подготовленного материала, а затем рассказать ее содержание или сам сочинит сказку, рассказ, используя мелкие игрушки и предметы. В упражнении «Две игрушки» ребенок на песке рисует два предмета: воздушный шар и мяч. Составляет диалог и меняет голос от имени предметов, он сравнивает их и в процессе речи дорисовывает песочную картинку. Наличие в коллекции разнообразных фигурок и предметов дает возможность ребенку с удовольствием выбирать и помещать в песочницу 12 объектов: четыре строения (здания, заборы, мосты и т.д.), четыре фигурки домашних или диких животных, четыре фигурки людей и четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир. Затем ребенок может придумать название и историю своему миру.
Песочные игры многофункциональны, с их помощью можно вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыка правильного звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, навыка звукового анализа и синтеза, развитию мелкой моторики рук, формированию графических навыков, активизации словаря и связной речи дошкольников.
Целенаправленная и систематическая работа с использованием элементов песочной терапии показывает, что данная технология является разнообразной, неутомительной деятельностью детей при достаточно высокой познавательно-речевой активности и дает положительные результаты.