ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Страхова Татьяна Николаевна

учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска

 

Нарушения речи ребенка дошкольного возраста приводят к трудностям в обучении, отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности и поведении дошкольника.  Чтобы повысить интерес к обучению и активизировать познавательную деятельностью ребенка, повысить речевую мотивацию, закрепить полученные знания, умения, навыки, необходимо использовать необычные формы обучения.

Песок удивительный материал, он легок в использовании. Игра с песком успокаивает, стабилизирует нервную систему, является доступной формой деятельности для каждого ребенка и одно из самых любимых увлечений дошкольников, она подходит как для малышей 2-3 лет, так и для детей старшего дошкольного возраста. Играть с песком можно и дома. Ребенок играет и обучается без принуждения, на положительных эмоциях и заинтересованности. Делает из песка различные постройки, фантазирует, придумывает сказочные сюжеты и с удовольствием рассказывает о своих «песочных сказках». В игры с песком можно включить беседы, сюрпризы, загадки, рассматривание предметных картинок, графических схем, лексико-грамматические игры и упражнения, игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.

В качестве основных материалов используется песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок, бросовый природный материал, с их помощью ребенок создает композиции в настольной песочнице.

Необходимо объяснить ребенку правила игры с песком то, что делать запрещено – брать в рот песок, кидаться песком, высыпать его из песочницы. Для игр с песком есть противопоказания: астма, аллергия, кожные заболевания.

Для детей младшего и среднего возраста подбираются простые игры,

в которых, ребенок может нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа и назвать его;  оставить отпечатки своих рук, пальцев на песке и фантазировать, чьи это следы, а затем дорисовать их или дополнить камешками, чтобы получились рыбки, птички и рассказать, что у него получилось; ребенок может нарисовать фрукты, овощи, ягоды, и рассказать, что где растет, а затем описать их по цвету, форме и вкусу и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста задания усложняются.

Для развития дыхания можно применить цикл игр «Песочный ветер», чтобы научить управлять вдохом-выдохом: набирать воздух через нос, не поднимая плеч, вдыхать медленно и плавно, дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой. Ребенок долгой воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой, открывает засыпанную картинку или игрушку, заметает следы зайца и образует на песке дорожку от одной игрушки к другой.

Встреча со сказочным персонажем «Песочным человечком» может помочь освоить и правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастка выполняется сидя, у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В ходе рассказа о предстоящем упражнении, используются игровые приемы и контролируется его выполнение. Во время выполнения гимнастики ребенок одновременно пальцами показывает заданные движения.

Скучная работа по исправлению звукопроизношения становится интересной игрой, в которой ребенок набирает в руку песок и произносит заданный звук, насыпая горку; или проводит указательным пальцем дорожку по песку; произносит и «прошагивает» заданные слоги;  выкапывает из песка игрушки и называет их.

Игра «Веселые раскопки» развивает фонематический слух и восприятие, ребенок откапывает и делит на две группы, спрятанные в песке картинки с дифференцируемыми звуками.

Дошкольнику бывает трудно грамотно выражать свои мысли, речь  отличается бессвязностью, отсутствием выразительности,  ограничен словарный запас, нарушен грамматический строй, неправильно употребляются глаголы, падежные окончания, союзы, предлоги, неправильно согласует слова в числе и роде. Решением данной проблемы может стать использование серии заданий, в которых взрослый создает специальные игровые ситуации. Так в игре «Машина» можно отработать правильное употребление в речи приставочных глаголов: приехал, отъехал, подъехал, переехал, уехал; предлогов; наречий: далеко, близко, быстро, медленно. В игре «Строитель» ребенок строит в песочнице город для жителей «Песочного Королевства» из увлажненного песка, достраивает дома, перестраивает их, проговаривая свои действия. После завершения игры с песком дает название своему творению и рассказывает о нем.

Чтобы ребенку было легче усвоить слоговую структуру слова, можно использовать игру «Построй ступеньки», в которой ребенок на возвышенностях, сделанных из песка, располагает домики с одним, двумя и тремя окнами, а затем выкладывает ступеньки из картинок. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные. С помощью игры «Исправь ошибку» ребенка можно научить анализировать количество слогов в слове и исправлять ошибку, если на песке начерчено ошибочное количество полосок.

Систематическое использование песочных игр, видоизменение и усложнение задач помогает эффективно формировать навыки звукового анализа слова и предложения у дошкольника. Персонаж «Песочная Королева» приходит в гости и приглашает в путешествие, в котором ребенок выполняет интересные задания: придумывает предложения по составленной схеме на песке, пишет заданные буквы, дорисовывает элементы букв, пишет на песке слова и превращает их в другие, меняя одну букву (рак – мак), угадывает слово, в котором пропущена буква. У ребенка развивается познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных и игровых ситуациях.

Развитию мелкой моторики рук ребенка помогает использование в играх с песком дополнительного оборудования, необычных заданий, приход сказочных персонажей. Например, упражнение  «Узоры на песке двумя руками» развивает не только мелкую моторику рук, но и межполушарные связи. Во время выполнения этого упражнения ребенок берет в руки две кисточки и рисует двумя руками одновременно на песке разные узоры – дождик, тучку, солнце и т.д. Научить создавать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук помогает упражнение «Необыкновенные следы». Ребенок группирует пальцы по два, по три, по четыре, по пять и создает загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они? Дошкольник кулачками и ладонями с силой надавливает на песок и изображает медвежат, кончиками пальцев ударяет по поверхности песка и показывает прыжки зайчат, волнистыми движениями, как ползут змейки, а погружая руки в песок, передвижения жучков. Во время выполнения упражнения «Полянка» ребенок с помощью пульверизатора или лейки может устроить веселый дождик, одновременно опытным путем изучит свойства воды и песка. «Песочная Королева» рассказывает о том, что дождик освежил сухой песок и из мокрого песка на поляне «выросли» цветы, ребенок с помощью формочек лепит цветочки. Королева продолжает рассказывать о том, что на цветочную поляну слетелись веселые бабочки и радостно помахали крылышками, в это время ребенок выполняет движения ладошками.

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Помогают в этом игровые ситуации, в которых ребенок рисует песочные картины, с их помощью отрабатываются умения строить простые, сложные, сложноподчиненные предложения. По составленной взрослым сказке дошкольник может выполнить постройки из природного и специально подготовленного материала, а затем рассказать ее содержание или сам сочинит сказку, рассказ, используя мелкие игрушки и предметы. В упражнении «Две игрушки» ребенок на песке рисует два предмета: воздушный шар и мяч. Составляет диалог и меняет голос от имени предметов, он сравнивает их и в процессе речи дорисовывает песочную картинку.  Наличие в коллекции разнообразных фигурок и предметов дает возможность ребенку с удовольствием выбирать и помещать в песочницу 12 объектов: четыре строения (здания, заборы, мосты и т.д.), четыре фигурки домашних или диких животных, четыре фигурки людей и четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир. Затем ребенок может придумать название и историю своему миру.

Песочные игры многофункциональны, с их помощью можно вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыка правильного звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, навыка звукового анализа и синтеза, развитию мелкой моторики рук, формированию графических навыков, активизации словаря и связной речи дошкольников.

Целенаправленная и систематическая работа с использованием элементов песочной терапии показывает, что данная технология является разнообразной, неутомительной деятельностью детей при достаточно высокой познавательно-речевой активности и дает положительные результаты.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.