учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска
Актуальной проблемой современного общества является ухудшение соматического и психического здоровья детей. В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Еще ее называют «гимнастика для ума».
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Развиваем память, мышления, воображения, логику.
В своих работах ученные доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, воображению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения психолог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, повышает работоспособность головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание следует обратить на тренировку его пальцев на руках.
Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют в формирование и совершенствование тонкой моторики - кисти и пальцев рук.
Мне бы хотелось познакомить вас с опытом работы, показать, какую роль в развитии этого процесса может осуществлять логопед. Моя развивающая кинезиологическая программа состоит из следующих целей:
развитие мелкой моторики;
развитие произносительной стороны речи;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания, мышления, речи;
устранение дислексии.
Упражнения нужно проводить ежедневно. Наилучшее время, для проведения занятий - утро или день, продолжительность 10 минут. Занятия желательно проводится без пропусков, в доброжелательной обстановки. Упражнения нужно выполнять стоя или сидя за столом. Одно упражнение (комплекс упражнений) должен быть рассчитан на две недели. Если вы планируете дать детям интенсивную умственную нагрузку, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
Практическая часть.
Комплекс упражнений № 1
- Дыхательная гимнастика.
Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
- Задержи дыхания.
Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе, создать команды.
- Воздушный шар.
Надуваю я шары
Крупные и круглые
Лопнул шар
Тонким стал
Пальцы рук соприкасаются друг с другом, раздуваются, как шарик, потом, сдуваются, принимают исходное положение.
Комплекс упражнений № 2
- Движения языка.
Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два цоканья, два щелканья, два посвистывания.
- Веселый язычок.
Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, присасывание к верхнему небу, прикусывание, облизывание языком верхней губу, затем нижней губу и т.д.
- Разные движения.
Делайте движения челюстью в разных направлениях: влево, вправо, откройте рот, закройте рот.
Комплекс упражнений № 3
- Домик.
Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот.
- Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих
полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
- Одинаковые рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Комплекс упражнений № 4
- Комочек пластилина.
Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
- Вертушка.
Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
- Быстрые ручки.
Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробки на столе и складывайте рядом, не двигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
- Веселые обезьянки.
Детям предлагают правой рукой взяться за кончик носа. А левой рукой - за правое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Выполнить 4 - 6 раз.
Комплекс упражнений № 5
- Рожицы.
Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
- Дерево.
Сидя на корточках, спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает. Медленно вставайте, раскидывайте руки в стороны.
- День рождения.
Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
- Молоточек.
Молоток стучит: стук, стук
Гвозди в доску забивает.
Бил по доскам с толком,
Получилась полка.
Во время чтения стихотворения (на каждую строчку) дети меняют положение рук. Правая рука - «молоток», левая рука - «полочка. На каждую строчку меняем положение рук .
Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. Я думаю, что кинезиологические упражнения помогут привить детям интерес к здоровому образу жизни, и обеспечат гармоничное развитие дошкольника.
Предложенный мной комплекс упражнений может использовать не только логопед, но и воспитатели, психологи, учителя. На мой взгляд, эти упражнения могут быть стимулятором не только в развитии звукопроизносительной стороны речи, связной речи, устранять дислексию, но и развивать многие психические процессы ваших детей.