Яковенко Екатерина Владимировна
МБДОУ ДСКВ №26 г.Ейска МО Ейский район, старший воспитатель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души».
К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.
Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанский фольклор.
Кубанский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Кубанский фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.
Актуальность разработки:
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом родного края.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории, введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.
Участники клуба: родители, дети 6-7 лет, воспитатель.
Задачи разработки:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3.Способствовать развитию у воспитанников навыков познавательной, творческой деятельности.
4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
6. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
7. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.
8. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа).
Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
Перспектива: история развития Кубани, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.
Для достижения поставленных задач было предложено родителям организовать клуб выходного дня «Казачьи посиделки». Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Программа клуба рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музея.
Формы организации детской деятельности могут быть различными: это и прогулки по городу, посещение музея, экскурсии, организованных членами клуба в воскресные дни, где предоставляется возможность общения семей друг с другом, посещение выставок.
Цель работы клуба: объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в воспитании гармоничной личности ребенка и установление доверительных отношений между детьми, родителями и ДОУ. Дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у дошкольников патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родного города (поселка), своего народа.
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ
«КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ»:
№
п/п Мероприятия Время проведения Ответственные
1 Анкетирование родителей
Сентябрь Воспитатель
2 Экскурсия на кубанское подворье в п.Морской Октябрь Воспитатель.
Родители
3 Развлечение «Казачата»
Ноябрь Воспитатель.
Муз.руководитель
4 Экскурсия в библиотеку
Декабрь Воспитатель.
Библиотекарь
5 Посещение музея «Кубановедения» в школе Январь Воспитатель.
Родители
6 Экскурсия в музей
«Казачьи убранства» Февраль Воспитатель.
Родители
1 Выставка поделок
«Кубанское подворье» Март Воспитатель.
Родители
98 Развлечение «Эх, разгуляй»
Апрель Родители. Воспитатель.
Физ.инструктор
3 Закрытие клуба
(показ презентации о проделанной работе) Май Воспитатель.
Родители
Приложение №1
Экскурсия на кубанское подворье в п.Морской
Клуб выходного дня – это семейный досуг, где созданы все условия для отдыха всей семьей в выходные дни. Интересное и продуктивное мероприятие прошло в нашем детском саду.
Для детей и родителей в рамках клуба выходного дня «Казачьи посиделки» была организована экскурсия в «Кубанский хутор» п.Морской, который находится в черте нашего города. Кубанский хутор в Ейском районе в поселке Морской представляет собой настоящий музей кубанского казачества. Вы словно совершаете путешествие во времени - вся обстановка, предметы быта передают атмосферу того времени. Сундуки, посуда, вышивка, кружева, фотографии, брички, люльки и многие другие вещи собирались по всему краю.
Данное мероприятие было направленно на решение следующих целей и задач: познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков.
Воспитывать в детях патриотические чувства на основе ознакомления с культурой и историей своей малой Родины. Объединить усилия семьи и дошкольного учреждения в воспитании гармоничной личности ребенка
Регламент проведения мероприятие был таков:
10:30 ч. – открытие мероприятия;
10:40 – 11:40 –экскурсия по кубанскому подворью;
11:40 – 12:00 – чаепитие;
12:05 – 12:35 –развлечение для родителей и детей «Казаки – разбойники»;
13:00 – 13:30 – праздничный обед;
13:35- 13:40 - закрытие мероприятия.