Сережкина Наталья Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад №79
Тверская область, город Тверь
Изучение геометрических фигур в дошкольном возрасте играет важную роль в общем развитии ребенка. У детей формируется пространственное и ло-гическое мышление: ребята учатся ориентироваться в координатах, понимать, где находятся предметы относительно друг друга.
При изучении геометрических фигур у ребенка развивается речь, обо-гащается словарный запас. Дети начинают употреблять большее количество прилагательных: квадратный, круглый, прямоугольный и т.д.
Данные знания помогают детям развивать умения замечать различия и сходства между предметами, оценивая форму предметов (количество углов, сторон), что учит ребенка осуществлять анализ предметов. Все вышеперечис-ленное готовит к дальнейшему обучению в школе, создаёт основу для изуче-ния более сложных дисциплин в будущем в школе (таких предметов, как ал-гебра, геометрия).
Для дошкольного возраста актуально изучение нижеследующих фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб и овал.
Каждая фигура имеет свои особенности, сходства и отличия от других. Об этом необходимо рассказать ребенку.
Круг- это фигура, которая не имеет углов и сторон. У него нет начала и конца. Квадрат имеет четыре одинаковые стороны и четыре угла. Прямо-угольник имеет две длинные и две короткие стороны, у него четыре угла. Треугольник имеет три стороны (они могут быть одинаковыми или разными по длине), три угла. Овал – не имеет углов, он овальный, похож на яйцо.
В процессе обучения могут использоваться различные приемы и методы, разнообразные наглядные пособия, игры, сказки.
Сказки являются отличным инструментом для изучения геометрических фигур. Они легко воспринимаются детьми, вызывают интерес, привлекают внимание. Через такую форму подачи дети лучше усваивают материал. Для занятий можно использовать готовые произведения, где персонажи имеют форму определенных геометрических фигур, например, изучение круга мож-но проводить на примере «Колобка».
Однако, не стоит ограничиваться существующими сказками, можно и нужно придумывать свои истории, что позволяет максимально адаптировать материал к возрасту, индивидуальным особенностям детей, их интересам. Со-чинение не только развивает фантазию ребенка, обогащает словарный запас, но и помогает изучить материал в интересной форме, Кроме того, придумы-вание сказок может быть творческим процессом. Ведь совместное фантазиро-вание очень интересно ребенку. Более того, после придумывания, обсуждения сказочной истории, можно пойти дальше: сделать инсценировку. Что в даль-нейшем будет побуждать интерес ребят к подобным видам занятий.
Процесс обучения на базе такого материала делает занятия более эф-фективными и интересными, что способствует развитию интереса к математи-ке, улучшает навыки восприятия и анализа окружающего мира.
Таким образом, сказка выступает ключевым инструментом для воспри-ятия информации у детей дошкольного и младшего школьного возраста и может быть эффективно применена в качестве технологии для организации занятий. Например, урок-сказка предназначен для передачи необходимых знаний учащимся в увлекательной игровой форме.
Как пример приведу сказку «Новый год в стране Волшебной геомет-рии», придуманную в преддверии нового года. Дети особенно любят этот праздник, поэтому подобного рода сказки дети воспринимают с легкостью и интересом.
Новый год в стране Волшебной геометрии.
В стране Волшебной геометрии фигуры устроили конкурс красоты.
Прошли они по подиуму, покрасовались и стали выбирать победителя. Каждый начал хвастаться своей формой.
Первым выступил квадрат: «У меня 4 равных угла и 4 одинаковые сто-роны. С какой стороны не посмотри: я идеальный!»
Его речь прервал прямоугольник: «Подумаешь, у меня тоже 4 угла и, между прочим, противоположные стороны равны!»
Тут вперед вышел треугольник и воскликнул: «У меня хоть 3 стороны и 3 угла, но они могут быть и одинаковыми, и разными. Я самый лучший!»
Послышались тяжелые шаги трапеции: «Вот какая я устойчивая, погля-дите на мои углы и длинную нижнюю сторону!»
Молчавший до этого овал усмехнулся: «Да углы вообще не самое глав-ное! У нас с кругом их нет, и посмотрите…»
Но его грубо перебил круг: «Не позорься. Посмотри, какой ты сплю-щенный! Вот я - не угловатый и ровный, в общем, самый красивый!»
Раскричались фигуры, доказывают друг другу кто достоин победы.
Дело было в канун Нового года. Узнал про ссору Дед Мороз, пришел в гости к спорщикам и говорит: «Если не перестанете ругаться, то в Волшебной геометрии не наступит Новый год. Вы все важны и красивы! Я сейчас это до-кажу!»
Стукнул Дед Мороз посохом, все закрутилось, завертелось и перед фи-гурами появился помощник Дедушки - снеговик.
Посмотрели фигуры, и все поняли. У снеговика снежные комки были круглыми, руки- палочки – прямоугольными, пуговицы-щепки- квадратными, нос–морковка – треугольным, глаза-угольки - овальными, а ведро со сторо-ны выглядело, как трапеция.
«Посмотри, как ты хорошо выглядишь,» – восторженно говорили фи-гуры друг другу, когда находили форму товарища у снеговика. Долго они рассматривали помощника Деда Мороза и сами не заметили, как помирились.
Обрадовались снеговик с Дедом Морозом хорошему окончанию вече-ра:
«Вот и наступает Новый год. Желаю вам всего хорошего. Берегите ва-шу дружбу, она важна для всех. А мы со снеговиком отправляемся в страну цифр. Посмотреть: все ли там спокойно!»
С тех пор геометрические фигуры никогда не ссорились.