Чернушкина Екатерина Владимировна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
№ 22 комбинированного вида
г. Орла
Цель: сформировать умения работать с пластилином в технике пластилинография.
Педагогические задачи:
Обучающие: учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев; совершенствовать умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (яблока).
Развивающие: развивать у детей любознательность, творческое воображение, самостоятельность, усидчивость, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь).
Оборудование: папка-ширма: лесная опушка, яблоня с одним яблоком, выполненная в различных техниках пластилинографии; фигурки лесных зверей, выполненные в различных техниках пластилинографии, установленные на кубиках-пеньках; фигурка сороки (пластилинография); яблоки для рассматривания; изображения трех яблонь с яблоками разного цвета; картон с цветным силуэтом дерева (размер ½ А4), набор пластилина, доска для раскатывания пластилина, салфетка для рук (по количеству детей).
Предварительная работа: работа с родителями по изготовлению фигурок лесных зверей, сороки в различных техниках пластилинографии; рассматривание иллюстраций, картинок по темам: «Осенний лес», «Фруктовые деревья», «Как звери к зиме готовятся»; разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Вводная часть занятия
Воспитатель (к детям): Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель (к гостям): Уважаемые гости, приглашаем Вас отправиться вместе с нами в удивительную страну под названием «Пластилинка»!
1
Ритуал-разминка для создания игровой ситуации,
поднятия эмоционального настроения:
В пластилиновой стране дует теплый ветер. (Все сходятся в круг, останавливаются,
плавно машут поднятыми над головой
руками, имитируя движение легкого
ветерка.)
В пластилиновой стране ярко солнце светит. (Все участники вновь образовывают
широкий круг, поднимают руки над
головой, резко сжимают и разжимают
кулаки, имитируя вспышки солнечных
лучиков.)
Птички весело кружатся в пластилиновой стране. (Имитация соответствующих
движений: кружение со взмахом
крыльев.)
Рыбки плавают, резвятся в пластилиновой волне. (Сложить ладони с вытянутыми
вперед пальцами перед грудью,
выполнять ими извилистые движения
к себе – от себя, выпрямляя и сгибая руки
в локтях.)
Пластилиновые зайки
смело скачут по лужайке! (Имитация соответствующих движений.) Волки их не обижают! (Погрозить пальчиком,)
Все друг друга уважают! (Все игроки хлопают друг другу.)
Воспитатель подводит детей к лесной опушке.
Воспитатель: Однажды на опушке у дикой яблони собрались все лесные зверята. Сели они на пеньки и стали ждать, когда с дерева последнее осеннее яблочко упадет.
(Располагая на ширме фигурку вороны): И тут на яблоню села ворона:
«Кар-кар-кар! Какой кошмар! Кому же из вас это яблоко достанется?»
Зверята сразу ссориться стали: яблоко же одно, а их много!
(К детям): Ребята, пожалуйста, дайте совет, как нужно поступить зверятам, чтобы совсем не поссориться.
Дети: Нужно поделить яблоко поровну, на всех.
Воспитатель: Я знаю, что вы так и поступаете всегда: делитель со своими друзьями игрушками, угощениями. Но ведь яблочко такое маленькое, а зверят так много! Недостаточно одного яблочка, чтобы всех накормить. Давайте вырастим в нашей волшебной мастерской новые яблони!
Воспитатель подводит детей к рабочим столам:
В пластилиновой стране невозможное – возможно!
В пластилиновой стране сложное совсем несложно!
2
Основная часть занятия
Воспитатель: Давайте рассмотрим яблоко. Какое оно по форме?
Дети: Круглое.
Воспитатель: Правильно, яблоко круглое похоже на шарик.
А какого цвета яблоко?
Дети: Красное.
Воспитатель: А еще, какого цвета бывают яблоки.
Дети: Желтого, зеленого.
Воспитатель (при ответах детей демонстрирует яблони с плодами красного, желтого, зеленого цвета): Молодцы. Правильно. Но на одном дереве плоды только одного цвета, но разного размера – большие и маленькие. Посмотрите на яблоньки. Какого цвета плоды на первой яблоне?
Дети: Красного.
Воспитатель: Правильно. А на второй, яблоне, какого цвета плоды?
Дети: Желтого
Воспитатель: Молодцы. А на третьей яблоне, какого цвета яблоки?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Правильно. Вы уже выбрали, какого цвета будете делать плоды. Вначале я вам покажу, как делать.
Отщипываем небольшой кусочек, скатываем шарик между ладошек круговым движением. Прикладываем к кроне дерева и слегка прижимаем к основе – сплющиваем. Получилось красивое яблочко.
Пальчиковая гимнастика
Мы ладошки растираем, (Растирание ладошек перед собой.)
С кулачками поиграем. (Резко сжимать и разжимать кулачки согнутыми перед собой
руками.)
Пальчикам дадим немножко
Пробежаться по дорожке. (Пальчики обеих рук бегут-стучат по столу вперед-назад.)
Воспитатель: А теперь вместе. Отщипните небольшой кусочек пластилина, и скатайте шарик. Маленькие шарики можно скатывать пальчиками прямо на дощечке круговым движением.
Молодцы, шарики – яблочки положите на крону дерева в любое место и слегка прижмите к основе – сплющите.
Все правильно, сделать так надо несколько раз. На яблоне созрело много яблок. Заполните яблоками все ветви дерева, положите несколько под яблонькой – плоды упали.
Практическая деятельность детей.
Воспитатель: Ах, сколько чудесных яблонь у нас получилось! Давайте поспешим на осеннюю опушку и порадуем лесных друзей!
Воспитатель, дети размещают на лесной опушке (ширме) яблони. Звери удивляются, благодарят ребят. Воспитатель приглашает ворону угоститься чудо-яблоками. Все друг с другом прощаются.
Воспитатель: Пришла пора со сказкой расставаться и в садик наш любимый возвращаться! 3
Воспитатель увлекает детей за собой снова в круг:
В пластилиновой стране невозможное – возможно!
В пластилиновой стране сложное совсем несложно!