БудниченкоТатьяна Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «БЦРР-детский сад «Журавушка»
Алтайский край, р.п. Благовещенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Благовещенский центр развития ребенка - детский сад «Журавушка»
Благовещенского района Алтайского края
Тема по самообразованию
«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
Срок реализации 2024-2025 учебный год
Воспитатель: Будниченко Т.С.
Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации
1.2. Принципы и подходы к формированию темы по самообразованию «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
1.3. Характеристики особенностей развития детей данного возраста
2. Планируемые результаты освоения темы
II. Содержательный раздел.
1. Календарно – тематическое планирование.
2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации темы по самообразованию «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
III. Организационный раздел.
1.1.Организация предметно – пространственной развивающей образовательной среды.
2. Материально – техническое обеспечение темы по самообразованию «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский»
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические игры пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей 4 – 5 лет», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
1.1. Цели и задачи реализации
Цель: Повышение уровня речевой компетентности детей через пальчиковые игры
Задачи:
Научить детей с помощью пальчиковых игр устной речи, умение управлять своими руками
Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме;
Провести диагностику на начало и конец учебного года
Воспитывать положительное отношение к пальчиковым играм.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр в дошкольном возрасте;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
1.2. Принципы и подходы к формированию темы по самообразованию «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
Принципы и подходы:
Объем и характеристика словаря
Состояние грамматического строя.
Состояние звуковой культуры речи.
1.3. Характеристики особенностей развития детей данного возраста
Особенности связной речи.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Характеристики особенностей развития детей 4-5 лет:
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Особенности пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет:
Выполнение упражнений стимулирует развитие речи, так как нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи.
Если ребёнок выполняет упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь становится более чёткой, ритмичной, яркой.
Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, что в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
Физические возможности ребёнка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными.
Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими.
Быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие.
Игровая деятельность по-прежнему остаётся основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом.
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности.
В этом возрасте происходит активное развитие речевых способностей.
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками.
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций.
2. Планируемые результаты освоения темы
Планируемые результаты освоения темы
Проявление интереса у детей к пальчиковым играм.
Использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни.
Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей
II. Содержательный раздел.
1. Календарно – тематическое планирование.
Календарно – тематическое планирование
Месяц Работа с детьми
Сентябрь Разучивание пальчиковых игр:
«Мыши», «Овощи и фрукты»,
«Осень»,апплекация «Осенняя балерина»
«Ягоды», просмотр мультфильма «Крошка енот»
Апплекация «Яблоки на тарелочке»
Октябрь Разучивание пальчиковых игр:
«Дятел», изготовление подставки для карандашей
«Паучок», лепка из пластилина «Паучок»
«Соберу грибы», аппликация корзина с грибами (коллективная работа)
«Машина»
Логоритмические игры
Ноябрь Разучивание пальчиковых игр:
«Под грибком»
«Обед», лепка из пластилина «Грибы»
«Дружба»
«Дом, в котором я живу», аппликация «Домики»
«Домик для зайчат», просмотр мультфильма «Мешок с яблоками»
Логоритмические игры
Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца
Декабрь Разучивание пальчиковых игр:
«Новогодний праздник», изготовление флажков
«Новый год»
Аппликация «Наряжаем елку»
« Круглый год»
Логоритмические игры
Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца
Январь Разучивание пальчиковых игр:
«На елке»
«Мороз», рисование «Зима»
«Зима», просмотр сказки «Снегурочка»
Логоритмические игры
Февраль Разучивание пальчиковых игр:
«Дом»
«Наша Армия», изготовление открытки для папы
«Зимние забавы»
Логоритмические игры
Просмотр сказки «Двеннадцать месяцев»
Март Разучивание пальчиковых игр:
«Наши мамы», изготовление подарка для мамы
«Помощники»
«Моя семья»
«Шишка малышка»
Логоритмические игры
Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца
Апрель Разучивание пальчиковых игр:
«Мои веселые пальчики»
«Червячки», лепка из глины «Червячки»
«Перелетные птицы»,
«Солнышко, солнышко», просмотр мультфильма «Петушок и солнышко»
Логоритмические игры
Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца
Май Разучивание пальчиковых игр:
«Птицы прилетают», рисование красками «1 мая»
«Мартышки»
Изготовление открыток к 9 мая
«Весёлый человечек»
Логоритмические игры.
Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца
2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации темы по самообразованию «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
Вариативные формы, методы и средство реализации темы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
Пальчиковые игры — это инсценировка стихов, рифмованных игр при помощи пальцев. Они способствуют развитию мелкой моторики и речи ребёнка:
стимулируют развитие речевых центров;
дают новые тактильные впечатления;
учат концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Используются несколько форм работы по развитию моторики: традиционные и не традиционные.
Традиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминка с использованием Су- Джок шаров)
игры с пальчиками с речевым сопровождением
логоритмичные игры.
Не традиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминка с использованием природного бросового материала (сосновые шишки))
игры: конструкторы, мозайка, пазлы, разрезные картинки
изготовление деталей для игры (шаблоны для вырезания птицы, рыбки)
игры на развитие тактильного восприятия
игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с родителями
Месяц Работа с родителями
Сентябрь Памятка на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Изготовление папки передвижки «Пальчиками играем, речь развиваем»
Октябрь Изготовление разрезных картинок (пазл), изготовление шаблонов дятла для разрезания хвоста на полоски (перышки)
Ноябрь Изготовление деталей для мягкого конструктора «Таффи».
Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений
Декабрь Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»
Январь Изготовление дидактических игр на тему «Зима», Изготовление различных фигурок-тренажеров для пальчиковых игр
Февраль Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками дома»
Март Проект «Мамины помощники»
(фотографии детей, как они помогают маме)
Апрель Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
Май Тематическое родительское собрание
III. Организационный раздел.
1.1.Организация предметно – пространственной развивающей образовательной среды.
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды Наполнение уголка дидактическими играми, мешочки с разными наполнениями, Су-Джок массажер для пальцев, сосновые шишки.
Картотека пальчиковых игр, картотека логоритмических игр и упражнений, дидактические игры, шары Су-Джок, памятки для родителей. Сухой бассейн из разных видов круп,
В течение года изучение следующей методической литературы:
1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
3. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»
4. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
5. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
2. Материально – техническое обеспечение темы по самообразованию «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
Материально – техническое обеспечение темы по самообразованию «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5 лет»
ИКТ технологи, ноутбук, музыкальная колонка, флэшкарта с музыкой, проектор, безопасные ножницы для детей, мольберт, магниты.