Новгородова Д.И., учитель биологии
МАОУ НПСОШ №2 ГО «город Якутск»,
Скрябина С.Н., учитель английского языка,
МАОУ НПСОШ №2 ГО «город Якутск»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(на примере интегрированного проектного конкурса "Subject Matters of Ecology")
Дополнительное образование – это мощный инструмент личностного роста и профессионального развития, выходящий за рамки формального школьного или университетского обучения. В отличие от формального образования, которое структурировано и направлено на получение определённой квалификации или степени, дополнительное образование фокусируется на удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей человека, расширяя его кругозор, развивая таланты и формируя гармоничную личность. Это не просто получение новых знаний – это процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации.
Стремление к раннему освоению английского языка в России неуклонно растёт. Родители всё чаще осознают важность владения иностранными языками для будущего своих детей, понимая, что это не просто преимущество при поступлении в вуз, а ключ к успешной международной карьере и свободному общению в глобализированном мире. Дополнительные занятия, помимо школьной программы, становятся не роскошью, а необходимостью, особенно в таких областях, как английский язык и естественные науки, например, биология и экология. Эти предметы требуют не только запоминания фактов, но и развития критического мышления, умения анализировать информацию, проводить исследования и презентовать результаты. На уроках в рамках стандартной программы учитель зачастую ограничен по времени и не может уделить достаточно внимания индивидуальным особенностям каждого ученика, что особенно актуально при обучении иностранным языкам. Разный уровень развития памяти, слухового восприятия, логического мышления и других когнитивных функций у детей требует дифференцированного подхода, который сложно обеспечить в условиях массового обучения.
В Национальной политехнической средней общеобразовательной школе № 2 города Якутска, начиная с 2019 года, успешно реализуется пример такого дифференцированного подхода через интегрированный проектный конкурс "Subject Matters of Ecology", проводимый под руководством Скрябиной С.Н. Этот республиканский конкурс объединяет усилия методических объединений учителей естественнонаучного цикла и английского языка. Уникальность проекта заключается в его междисциплинарном характере: ученики не просто изучают экологию и английский язык отдельно, а применяют знания одного предмета для углубленного изучения другого. Например, учащиеся нашей школы проводят экологические исследования под руководством учителя биологии Новгородовой Д.И., а затем подготавливают доклады и презентации на английском языке, используя специальную научную терминологию с помощью учителей английского языка. Или же они создают видеоролики о проблемах окружающей среды, озвучивая их на английском языке.
Преимущества такого подхода очевидны. Во-первых, интеграция дисциплин способствует более глубокому и осмысленному усвоению материала. Во-вторых, работа над проектом развивает навыки командной работы, коммуникативные навыки, креативное мышление и способность к самоорганизации. В-третьих, конкурсный формат стимулирует учеников к самосовершенствованию и достижению высоких результатов. Подготовка к конкурсу позволяет учителям установить более тесный контакт с детьми, узнать их сильные и слабые стороны, и адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого ученика.
Однако, организация и проведение таких конкурсов требует значительных ресурсов и времени. Необходимо разработать четкие критерии оценки, обеспечить доступ к необходимым материалам и технологиям, а также обеспечить высокий профессиональный уровень педагогов-наставников. Все это можно наработать только при дополнительных занятиях во внеурочное время. При этом занятия должны быть не только полезными, но и интересными. Они должны соответствовать возрасту и интересам детей, чтобы поддерживать их вовлеченность. Использование инновационных методов обучения и современных технологий может значительно повысить интерес к предмету. Например, интерактивные занятия, проектная деятельность и использование мультимедийных материалов способны сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Важным аспектом является подбор тем проектов, которые были бы действительно интересны и актуальны для учащихся. Например, имеются темы, связанные с местной экологией Якутии, исследованием видового разнообразия растений и животных региона, анализом влияния человеческой деятельности на окружающую среду и разработкой рекомендаций по охране природы. Здесь хотелось бы упомянуть сотрудничество со специалистами Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я).
Успех участия в конкурсе "Subject Matters of Ecology" – это не только получение наград и признание достижений, но и важный этап в формировании личности ребёнка. Он получает опыт публичных выступлений, учится работать в команде, развивает навыки самопрезентации и критического мышления. Кроме того, участие в таких проектах способствует развитию ответственности, инициативы и самостоятельности. Важно помнить, что мотивация учеников – ключ к успеху. Занятия должны быть не только полезными, но и интересными, увлекательными, соответствовать возрасту и интересам детей. Для этого необходимо использовать инновационные методы обучения, современные технологии, а также создавать положительную и поддерживающую атмосферу на занятиях. Активизация познавательных интересов учащихся во внеурочное время способствует не только совершенствованию знаний и умений, но и формированию социальной активности. Дети, вовлеченные в различные проекты, начинают лучше понимать окружающий мир, развивают творческое воображение и нравственные ценности. Важно, чтобы они не только учились, но и осознавали свою роль в обществе, становились активными участниками социальных процессов. Только в этом случае дополнительное образование будет действительно эффективным и принесёт максимальную пользу учащимся.
При этом, участие в конкурсах и проектах, связанных с экологией, может помочь детям понять важность сохранения природы, что способствует формированию у них мировоззрения, основанного на уважении к окружающему миру и другим людям.
Таким образом, участие в конкурсе "Subject Matters of Ecology" — это многоуровневый процесс, который охватывает не только экологические знания, но и развитие личных и социальных навыков. Это важный этап в формировании ответственного, инициативного и творческого человека, способного к критическому мышлению и сотрудничеству. Важно, чтобы образовательные учреждения и педагоги осознавали значимость такого участия и создавали все необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в общее дело.
Библиографический список
1. Гвоздева, A.B. О взаимосвязи интеграции и дифференциации в обучении / A.B. Гвоздева // Педагогическое образование и наука. – М. – № 3. – 2007. – С. 31–32.
2. Дифференциация обучения / Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – С. 144– 145.
3. Орлова, Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы: учеб.-метод. пособие / Л.В. Орлова. – Мн.: Технопринт, 2002, – 120 с.
4. Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / И.М. Осмоловская. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. – 176 с.
5. Педагогическая палитра сотрудничества: (из опыта проведения интегрированных уроков в МАОУ НПСОШ №2 г.Якутска) / Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II, НПСОШ №2 (с углубленных изучением отдельных предметов) ГО «Город Якутск»; составитель Д.И.Новгородова; ответственный редактор А.И.Новгородова. - Якутск: Издатель .А.И.Троев, 2023. – 244с. – (Серия «Реализуем ФГОС ОО»).