Войтенко Елена Леонидовна
Воспитатель
МБДОУ №4
Ставропольский край, село Винсады
Малыши очень любят двигаться под эту незамысловатую песенку. Однако вряд ли ребенок 3-х лет осознанно выполнит легкие движения, предложенные в этом танце. Скорее всего, кроха просто будет повторять за вами, не понимая применение пространственных наречий «вперед» и «назад». Тем более, ему будет сложно разобраться, где правая или левая ручка. Как же научить ребенка определять понятия «лево-право», «вверх-вниз», «вперед-назад»? В каком возрасте следует начинать обучение? Как помочь маленькому человечку ориентироваться в пространстве? Попробуем ответить на все эти вопросы.
Физиологические особенности человека таковы, что за правильное формирование представлений о пространстве отвечает не один какой-то специальный орган чувств, а комплексное взаимодействие нескольких сразу: зрения, слуха, осязания. Для правильного формирования ощущения пространства все эти чувства нужно развивать одновременно. Недостаточное развитие пространственного восприятия отрицательно сказывается на уровне интеллекта ребенка. Поначалу малышу сложно ориентироваться в «схеме» своего тела, позже возникнут сложности в ориентировке на листе бумаги, в освоении навыков письма, чтения, счета.
Начинаем ориентироваться. Заботливые родители должны как можно раньше учить свое чадо ориентироваться в пространстве. Развивать пространственное восприятие малыша можно уже с 4-5 недель. С этого возраста младенец умеет точечно фиксировать взгляд на ярких предметах, находящихся на расстоянии 1-1,5 м. К 2-3 месяцам кроха способен наблюдать за движущейся игрушкой. Немного позже, следя за перемещением предмета, ребенок поворачивает голову, затем и корпус тела. Малыш активно изучает свои пальчики, тянет в рот ножки, пытается удержать что-то в руках. Это и есть первые шаги освоения пространства.
Значительно расширить практические навыки пространственного восприятия ребенку удается при ходьбе. Самостоятельно передвигаясь, малыш длительно удерживает свое тело в вертикальном положении. При этом карапуз учится выбирать направление, оценивать расстояние, например, от дивана до кроватки. Его зрительные ощущения дополняются необычными ощущениями равновесия, ускорения или замедления движения. К полутора годам ребенок знакомится с такими пространственными понятиями, как верх и низ. Едва освоив вертикальное передвижение в пространстве, маленький исследователь стремится вскарабкаться куда-нибудь повыше.
Слово в помощь
Вот здесь родители могут помочь малышу словом. К 2 годам ребенок пытается ориентироваться в пространстве на себе, применяя «чувственную систему координат». Свои движения он соотносит с частями тела: верх там, где голова, ножки – это низ. Объясняйте крохе, где у него ножки, ручки, голова. Читайте стишки, разучивайте песенки, содержащие пространственные понятия. Помогайте малышу осваивать пространство, направляя и комментируя его действия: «Подними ножку вверх на ступеньку», «Мячик упал вниз», «Птички полетели высоко», «Беги впереди, а я за тобой».
К 3 годам, когда у ребенка накоплен некоторый опыт пространственных представлений, необходимо знакомить его с элементами восприятия пространства – право и лево. Собираясь на прогулку, проговаривайте: «На правую ручку оденем рукавичку». «На левую ножку – носочек». К этому возрасту обычно малыш уверенно пользуется ложкой, получая удовольствие от процесса питания, если, конечно, ему вкусно. Позвольте крохе самому определить правильную ручку. Важно понять, какая рука ведущая у вашего малыша, правая или левая. Переучивать левшу на правшу – не лучшее решение. В любом случае, обучение «левоправию» нужно проводить незаметно и приятно для малыша.
ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ Ребенок постепенно осознает, что у его тела есть две стороны — правая и левая, но завершится формирование навыка ориентирования не раньше чем к 6—7 годам. Вот в эти несколько лет родителям очень важно помогать малышу! Не стоит недооценивать умение различать правую и левую стороны. Если проблемы с определением правой и левой сторон не решены в дошкольном периоде, то с началом обучения ребенку придется очень тяжело. Ведь постижение письменной речи дается малышам еще сложнее, чем чтение, а если процессу обучения будет мешать постоянная путаница левой и правой сторон, то это отнимет у маленького школьника много сил и может надолго отбить желание учиться. Поэтому психологи и учителя начальной школы советуют родителям уделять внимание развитию у ребенка пространственной ориентации.
Проще всего запоминание происходит во время игр и привычных для ребенка событий повседневной жизни. Любые действия можно сопровождать напоминаниями: берем не просто книжку, а ту, что стоит слева, спрашиваем, кто на картинке нарисован справа, надеваем левый носок, берем ложку в правую руку и т. д. Используйте любую ситуацию для закрепления новых знаний, хорошими помощниками вам станут детские стихи и песни. Не стоит огорчаться, если, несмотря на все напоминания, малыш периодически путает левое и правое, не может правильно ответить, где что расположено, — это не страшно, процесс запоминания все равно идет, и со временем количество перейдет в качество, просто это происходит не так быстро, как хотелось бы родителям.
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ Короткая зарядка
Поднять левую руку, отвести ее в сторону, опустить. Затем повторить все с правой рукой. Попрыгать не левой ноге, затем на правой. Если все получается хорошо, то попросите малыша прыгнуть на двух ногах вперед, затем назад, вправо, влево. Все действия повторяются 7—10 раз. Игра с небольшим мячиком — бросайте его друг другу поочередно то правой, то левой рукой. Завершите тренировку расслабляющими упражнениями: лечь на спину и поочередно поднять руки (правую и левую), а затем ноги. Смысл этой зарядки не только в обучении основам ориентирования, но и в тренировке внимания ребенка, умения точно выполнять простые команды. Очень важно во время занятия комментировать все движения малыша, отмечая их направление и называя, какая именно рука или нога их выполняет.
Очень хорошо ориентироваться в пространстве помогают игры во время прогулок. Предложите маленькому экскурсоводу рассказать, что он видит слева или справа от себя, проходя по аллее в парке. Придумайте маршрут своей прогулки, заранее обговорив все левые и правые повороты. Пусть малыш сам озвучит ваше передвижение. Совершая поездку на транспорте, крохе, скорее всего, понравится побывать в роли штурмана. Предложите ребенку прокомментировать, в какую сторону сейчас повернет автобус, налево или направо.
Со временем усложняйте задания. Научите малыша ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, середина. Разглядывая картинки, определяйте местонахождение героев и объектов: мишка впереди, зайчик справа, кустик сзади. Раскрашивая картинки, предложите крохе закрасить левую и правую половинки рисунка разными карандашами. Привлекайте ребенка к посильной домашней работе. Доверьте ему, например, накрыть стол, объясняя, с какой стороны должна лежать вилка, с какой – нож. Проявите фантазию и играйте вместе с ребенком. Главное, чтобы маленькому непоседе было весело.