ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Клименко Мария Петровна

Шишко Анастасия Владимировна
Воспитатель
Воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 27 г.Ейск МО Ейский район
Краснодарский край, Ейский район, п. Краснофлотский

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Важно осознавать, что даром этим природа наделяет каждого человека. Но кого – то награждает щедро, не скупясь, а кого – то в меньшей степени. Одаренным же называют тех, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства людей.
Мы живем во время моды на одарённых детей, эру трендовой гениальности, когда родители стремятся с раннего возраста отдать ребенка в секции, в кружки, начинают активно «развивать». Родители малышей старательно ищут признаки всевозможных способностей: к математике, к языкам, к искусству. Каждый признак нормального ребёнка превозносится как некий талант, который непременно нужно стимулировать. И в развитии природных предрасположенностей нет ничего плохого, напротив: это важно, но ещё важнее соблюсти баланс, помочь раскрыть дар и избежать «выгорания».
Мы сегодня поговорим об одарённости в том виде, в котором она представлена сейчас.
Одаренный ребенок - это ребенок - яркий, обладающий выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком либо виде деятельности.
Одаренные дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладают более высокими интеллектуальными или творческими способностями. Это маленькие любознательные исследователи, которые активно познают мир во всех его проявлениях.
По мнению психологов, своеобразие и степень одаренности, определяются задатками природы, которые малыш получил в наследство от родителей, и средой, в которой он растет, формой его повседневной жизни – игровой, учебной, трудовой. При этом важны не только те знания и умения, которые уже есть у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности. Наиболее сензитивным считается период для проявления и развития одаренности – от 0 до 10 лет. По данным исследований, в дошкольном возрасте ребенок находится на распутье и осознает свои умственные возможности.
В категорию одаренных детей психологи включают не только пару процентов вундеркиндов, но и до 20 процентов детей со стандартным мышлением, высокой познавательной активностью, для полного раскрытия которых необходимы особые условия обучения.
Одаренные дети должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Что позволит им создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой одаренности других воспитанников.
Как же нам воспитателям определить, что группу пришел одаренный ребенок?
Одаренным, талантливым детям свойственны следующие черты. С раннего возраста эти дети отличаются от своих сверстников.
Раньше своих сверстников овладевают навыками говорения, чтения, письма. У этих детей хорошо развита память, они с легкостью запоминают стихи, песни, интересные факты. Запоминают больше информации и затем активно используют ее в своей жизни.
Эти дети, более усидчивы и могут подолгу заниматься каким – то одним делом. Они находят нестандартные пути для решения поставленных задач. Они постоянно стремятся открывать что – то новое. Их мозг постоянно требует умственной нагрузки. Несмотря на свой возраст, они могут фокусироваться на нескольких процессах одновременно.
Одаренные дети умеют рассуждать, мыслить логически, анализировать информацию, переструктурировать ее. Оценивать свои действия, мысли и поступки и окружающих их людей.
У этих детей проявляется очень рано и сильно развито чувство справедливости. Широки личные системы ценностей. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования, как к себе так и к окружающим, живо откликаются на правду, справедливость. В силу своих личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, мышления и поведения.
У одаренных детей хорошо развито чувство юмора. И свойственно преувеличение страхов, так как они способны вообразить множество опасных последствий.
Эти дети постоянно пытаются решать проблемы, даже которые им «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Одаренные дети обладают не насыщаемой познавательной активностью, стремятся приобретать новые знания, стремятся находить и решать разнообразные познавательные задачи.
Одно из ярких проявлений одаренности является – богатство фантазии. Они чаще других что либо придумывают, сочиняют.
Особенностью одаренного ребенка является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству их сверстников.
Существуют различные пути выявления одаренных детей. Наиболее доступный и простой — это наблюдение. Для результатов наблюдения в нашем детском саду используются анкеты. Психолог проводит тестирование по методике МЭДИС. Еще один из способов – это тестирование при помощи специальных заданий «тестов интеллекта» — методик направленных на оценку умственных способностей ребенка. «Креативных тестов» – которые направлены на оценку уровня развития творческого мышления и воображения и методик, направленных на оценку познавательной активности.
Важно помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить, повышать его интеллектуальные способности.
Также для проявления детской одаренности используются следующие формы работы:
- конкурсы, выставки разной тематики;
- поэтические и литературные викторины;
- спортивные соревнования;
- интеллектуальные игры
- турниры по шашкам и шахматам.
Бытует мнение, что такие дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако создание условий, которые помогают распознать одаренного ребенка, способствуют их потенциальному развитию способностей, являются одной из значимых социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС. Педагогам необходимо знать и помнить, что поддержка и развитие индивидуальности ребенка, умение не растерять, не затормозить рост его способностей – это важная задача обучения одаренных детей.
Педагог, работающий с одаренными детьми, должен владеть рядом характеристик и набором специфических умений:
- ребенка нужно любить, понимать и принимать его сердцем и разумом;
- уметь выявлять интересы ребенка, объекты и явления действительности, которые его завлекают;
- уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение, активировать работу мышления;
- поддерживать ребенка морально в трудные периоды его жизни, учить преодолевать кризисы и неудачи
- самому иметь высокий уровень интеллекта, что позволит более качественно общаться с одаренными детьми, умение отвечать на их многочисленные вопросы;
- так же важна эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать свои эмоции, не реализовывая их на детях;
- способность работать с новыми технологиями;
- личностный рост и педагогическая гибкость;
- педагог должен быть готов к работе с одаренными детьми. Так как это требует немало усилий, постоянно преодолевать в себе инертность, желание стремиться к открытиям и применению новых методов в обучении, постоянно самосовершенствоваться.
Наблюдая за детьми, я могу сказать, что в какой – то степени все дети одаренные. Каждый ребенок уникален по своему, у каждого есть что-то, что выделяет его из общей массы. У одного это способность к математическим знаниям, у другого – способность к рисованию, у третьего творческие способности, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого развиты организаторские способности. И главное не тормозить их развитие, а помочь развивать и раскрыть их одаренность. При работе со своими детьми я всегда помню и использую три правила:
- помоги, но не навреди;
- заинтересуй, но не настаивай;
- необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.
Все мои усилия направлены на развитие, прежде всего, индивидуальности, личности ребенка. Я позволяю детям высказывать свои мысли, творческие идеи, демонстрировать свои находки, новые решения. Поощряю любопытство, внимательно выслушиваю ребенка, отвечаю на вопросы. Немало важное условие, способствующее развитию креативности дошкольников - это повышение и укрепление самооценки у ребенка. Я способствую формированию у детей высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.
В моей группе создана развивающая среда, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для воспитанников, но и для педагогов и родителей. Правильно и грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность развивает у детей стремление к интеллектуальному совершенствованию и саморазвитию, раскрывает их творческие способности.
Важным условием для активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие педагога с родителями. И эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. В основе моего сотрудничества лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпение по отношению друг к другу.
Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность своего ребенка, хотя это не всегда легко сделать, потому что не существует какого – то стереотипа одаренности, каждый ребенок проявляет свои способности по – своему. Часто родители создают вокруг своего ребенка «Эффект ореола», ожидая от него высоких результатов во всем. Однако вполне возможно, что способность ребенка, высока только в какой - то определенной сфере. И воспитателю важно донести родителям, что ребенок не получает удовольствия от занятий в которых он не преуспевает.
Объяснять, что по отношению к одаренным детям являются, не уместны неумеренные восторги, проявление жесткой критики, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. И обязательно поощрять в ребенке желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению. Задача родителей - вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не вознося его неординарность.
Иван П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.