Янчук Наталья Николаевна. Любимова Юлия Николаевна
Воспитатель
МБДОУ ДС КВ №24
Краснодарский край Ейский район п Советский
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и духовно - нравственное воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Помочь в это может молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика, котораяпомогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.Проводя родительские собрания, в ходе личных бесед выяснилось, что, большаячасть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины этому самые разные. Во-первых, мы живём в маленьком поселке, в котором есть только один краеведческий музей. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Воспитатели с детьми старшей группы компенсирующей направленности посетили Музей боевой и трудовой славы имени Александра Даниловича Беслика нашей школы СОШ №17. Цель данной экскурсии - формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств, приобщение к истории, культуре и традициям родного поселка, края.
Для детей была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залу музея с разными экспозициями, которые помогали понять и увидеть быт наших предков, узнать интересные истории об отдельных экспонатах музеяДети с удовольствием слушали, рассказ экскурсовода, с любопытством рассматривали экспонаты. Особенно ребятам понравился зал «Боевой славы», посвященный Великой Отечественной войне. В этом зале были представлены фотопортреты ветеранов войны, списки награжденных орденами и медалями. В витринах- награды и наградные удостоверения, благодарственные письма, фронтовая переписка, личные вещи участников войны. Дети были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для
этого можно использовать мини – музей.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!
Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель,
а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждая выставка мини-музея — результат общения,
совместной работы воспитателя, детей и их семей.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями
воспитанников детского сада.
Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения
ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и
занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Участие в создании мини – музея принимали дети и родители, сотрудники ДОУ, а также жители поселка. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: приносят из дома экспонаты, пополняют коллекцию. Можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
В мини – музее проводятся экскурсии (беседы воспитателя с дошкольниками в процессе знакомства с экспонатами музея);
- экспонаты используются на тематических мероприятиях, а так же в разных видах деятельности;
-проводится театральная деятельность и сюжетно - ролевые игры; на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.Дети с интересом слушают рассказы о жизни казачьей семьи, как жили наши предки, какую пищу готовили, как выпекали хлеб.
Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора.