ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Ткачева Анна Николаевна

педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального
образования Ейский район

Чтение литературных произведений – это очень важная форма общения ребенка и взрослого.
Родители, читая ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Появляется-чувство ценности и значимости своего «Я». Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Книги, сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Литературные произведения заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытывать радость любви и силу ненависти? Конечно, из литературных произведений, особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу.
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Детей захватывают сказочные события, им порой трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Эмоционально-открытые дети, слушая сказку застывают в напряженной позе, не шевелясь и как бы не дыша.


Художественная литература активизирует воображение ребенка, заставляя его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у ребенка появляется новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Дети очень чутки к справедливости. Они всегда берут сторону несправедливо обиженных. Дети любят героев нравственно чистых, борцов по натуре. Ребенок не безразличен к судьбе литературного героя, способен оценить его действия и поступки. Очень часто ребенок хочет быть похожим на такого героя.
Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью. Взрослый является посредником между писателем и детьми и его обязанность донести детям идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства. Беседа должна помочь детям осмыслить мораль, заключенную в художественном произведении. Необходимо задавать ребенку вопросы, рассматривая иллюстрации (Что происходит с героем? Почему он плачет? Почему смеется?) – это способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события произведения и поступки героев.
После прочтения произведения, проведенной беседы, можно создать разные игры, драматизации.


Книга – лучший воспитатель для ребенка. При подборе художественных произведений следует учитывать нравственные проявления и качества, которые имеются у детей. Как правило, следует заботиться о воспитании тех качеств, которые недостаточно развиты.
Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей. Недостаточно только прочитать произведение, побеседовать о прочитанном. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить ребенку художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса. Тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но всегда стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.
Литературные произведения являются средство разрядки переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Маленькие дети в возрасте 2-5лет себя лучше воспринимают через животных. Им нужны сказки о животных. Это всем известные сказки Сутеева В.Г. «Яблоко», «Три котенка», «Под грибом», «Страшный зверь», «Про Бегемота, который боялся прививок», а еще «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Муур Л., «Ма-Тари-Кари» Б.В.Заходер.
Известны сказки, которые с ранних лет помогают детям справиться с тревожностью: «Тараканище», «Муха–цокатуха», «Краденое солнце»,

К.Чуковский, «У страха глаза велики», «Про Бегемота, который боялся прививок» В.Сутеев.
Волшебные сказки они в основном связаны с природой, что переносит

внимание ребенка ко вселенной. Природа – живая, она разговаривает, за каждым кустом есть помощники.
Дети с пяти лет ассоциируют себя с принцами и принцессами. Это например: «Золушка», «Пряничный домик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Три поросенка».
Бытовые сказки они об отношениях людей и вещей. Идея сказки как преодолевать трудности, как с ними справляться. К ним относятся такие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Бычок-смоленой бочок». Сказка «Курочка Ряба» показывает то, что человек не всегда готов принимать подарки судьбы, свой шанс. А также должен быть всегда внимательным. Сказки «Колобок» и «Теремок» с ранних лет учат тому, чтобы уметь отказать, сказать «нет». С помощью литературы ребенок сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Внесите в свои семейные традиции – чтение книги по вечерам или по выходным.

Список литературы:

Гурович М.М. Ребенок и книга. /М.М. Гурович – Детство-пресс, 2004.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – Санкт-Петербург, 1997.
Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст. 1/ В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал – 2001.
Синицына Е.И. Умные сказки. / Е.И. Синицына – М.:Лист.1999.
Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. / Л.А. Венгер – М. Знание, 1985.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.