Ткачева Анна Николаевна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального
образования Ейский район
Чтение литературных произведений – это очень важная форма общения ребенка и взрослого.
Родители, читая ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Появляется-чувство ценности и значимости своего «Я». Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Книги, сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Литературные произведения заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытывать радость любви и силу ненависти? Конечно, из литературных произведений, особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу.
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Детей захватывают сказочные события, им порой трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Эмоционально-открытые дети, слушая сказку застывают в напряженной позе, не шевелясь и как бы не дыша.
Художественная литература активизирует воображение ребенка, заставляя его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у ребенка появляется новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Дети очень чутки к справедливости. Они всегда берут сторону несправедливо обиженных. Дети любят героев нравственно чистых, борцов по натуре. Ребенок не безразличен к судьбе литературного героя, способен оценить его действия и поступки. Очень часто ребенок хочет быть похожим на такого героя.
Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью. Взрослый является посредником между писателем и детьми и его обязанность донести детям идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства. Беседа должна помочь детям осмыслить мораль, заключенную в художественном произведении. Необходимо задавать ребенку вопросы, рассматривая иллюстрации (Что происходит с героем? Почему он плачет? Почему смеется?) – это способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события произведения и поступки героев.
После прочтения произведения, проведенной беседы, можно создать разные игры, драматизации.
Книга – лучший воспитатель для ребенка. При подборе художественных произведений следует учитывать нравственные проявления и качества, которые имеются у детей. Как правило, следует заботиться о воспитании тех качеств, которые недостаточно развиты.
Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей. Недостаточно только прочитать произведение, побеседовать о прочитанном. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить ребенку художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса. Тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но всегда стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.
Литературные произведения являются средство разрядки переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Маленькие дети в возрасте 2-5лет себя лучше воспринимают через животных. Им нужны сказки о животных. Это всем известные сказки Сутеева В.Г. «Яблоко», «Три котенка», «Под грибом», «Страшный зверь», «Про Бегемота, который боялся прививок», а еще «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Муур Л., «Ма-Тари-Кари» Б.В.Заходер.
Известны сказки, которые с ранних лет помогают детям справиться с тревожностью: «Тараканище», «Муха–цокатуха», «Краденое солнце»,
К.Чуковский, «У страха глаза велики», «Про Бегемота, который боялся прививок» В.Сутеев.
Волшебные сказки они в основном связаны с природой, что переносит
внимание ребенка ко вселенной. Природа – живая, она разговаривает, за каждым кустом есть помощники.
Дети с пяти лет ассоциируют себя с принцами и принцессами. Это например: «Золушка», «Пряничный домик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Три поросенка».
Бытовые сказки они об отношениях людей и вещей. Идея сказки как преодолевать трудности, как с ними справляться. К ним относятся такие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Бычок-смоленой бочок». Сказка «Курочка Ряба» показывает то, что человек не всегда готов принимать подарки судьбы, свой шанс. А также должен быть всегда внимательным. Сказки «Колобок» и «Теремок» с ранних лет учат тому, чтобы уметь отказать, сказать «нет». С помощью литературы ребенок сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Внесите в свои семейные традиции – чтение книги по вечерам или по выходным.
Список литературы:
Гурович М.М. Ребенок и книга. /М.М. Гурович – Детство-пресс, 2004.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – Санкт-Петербург, 1997.
Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст. 1/ В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал – 2001.
Синицына Е.И. Умные сказки. / Е.И. Синицына – М.:Лист.1999.
Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. / Л.А. Венгер – М. Знание, 1985.