Мотивация к творчеству у студентов СПО
Детские сады и школы очень ждут творческих педагогов, но сами студенты говорят о том, что сейчас творчество «не востребовано». Разобраться в этом вопросе необходимо как можно раньше. Ведь от того какой придет преподаватель к детям с ДОО и школу зависит какими будут сами воспитанники в будущем. К сожалению, есть в педагогических профессиях «случайные» люди, которые выбирали специальность не по зову сердца, а по желанию родителей, близости учебного заведения к дому. Соответственно говорить о стремлении такого сотрудника к участию в различных творческих конкурсах не имеет смысла. Инертность педагога, к сожалению, передается и детям. Желание «разорвать» эту цепь и привело к тому, чтобы на базе колледжа создать студию художественного творчества «Артель», где будущие воспитатели и учителя начальных классов могли бы научиться тому, что не входит в программу подготовки, но имеет колоссальный потенциал для будущей работы. В программе в общих чертах даются представления об изобразительной деятельности, технологии, промыслах для каждой возрастной группы. Но кроме того педагог должен уметь подать интересно не только материал, но и разбираться в разных вопросах творчества гораздо глубже. Умение красиво оформить выставку, уметь создавать, что то своими руками и поражать воображение своим талантом не только детей, но и их родителей. Когда педагог становится творческим, то и дети тянутся за ним и наши студенты это видят на практике, когда вместе приходят друг к другу на занятия и уроки, видят, как дети стараются и разница между классами и группами бывает явно видна. Педагог может разглядеть в ребенке творческий потенциал в разных направлениях на самом старте жизни, помочь и поддержать в развитии дара. Понимая, что не каждый ребенок может построить оригинальное сооружение или нарисовать прекрасный пейзаж или спеть так, что у сверстников не останется сомнений, что он талантлив. Поэтому так важно обратить внимание будущих педагогов именно на то, что творческий подход не только в проведении занятий и уроков, но и творчество прикладное может помочь совершить качественный скачок у детей, которых они будут обучать, получив профессию.
Первичный опрос студентов педагогических специальностей показал, что 80% обучающихся не помнят, когда творили с удовольствием. Большинство относят эти воспоминания к дошкольному возрасту. Совместными усилиями искали причину этого и нашли. Проблема заключается в том, что временной отрезок урока в 45 минут, не позволяет раскрыться творчески в полной мере, и сводится к копированию образца, выполненного воспитателем или учителем. Кружки и студии посещают немногие, к сожалению. И если в ДОО есть возможность самостоятельно расположиться с пластилином и красками и вдохновенно творить, то у школьников такой возможности нет. Но когда встает вопрос об оформлении различных творческих проектов, то возникает необходимость в талантливых детях, которые могут фантазировать, комбинировать различные материалы. А для этого сам педагог должен постоянно демонстрировать и свои умения и стимулировать детей показывать свои успехи.
Держать связь с родителями, которые могут помочь ребенку раскрыть свой потенциал. Хотя возможна и обратная ситуация, когда родители обращаются за помощью к педагогу и тот создает «ситуацию успеха» для конкретного ученика или воспитанника. Возможность «проявить» свои способности «вдруг», для каждого человека крайне важна. Именно в этот момент окружающие замечают живущий рядом с ними талант и могут поддержать его. Особенно если это ребенок с ОВЗ. В этом случае создание «ситуации успеха» становится необходимостью. Для студентов это зачастую настоящее открытие! Ведь педагог является главным авторитетом и его слово очень значимо для группы, класса. Поэтому, молодые профессионалы должны прочувствовать всю силу своей будущей специальности в полной мере в самом начале своего становления.
Возможность посещать дополнительные занятия и развиваться в прикладном искусстве дает возможность студентам не только научиться новому для себя, но и раскрыть свои возможности. Для большинства это становится настоящим открытием. Кто то понимает, что ему нравится квиллинг, кто то вдруг начинает чувствовать цвет и затем поступает на курсы живописи, чтобы развить эту способность еще глубже. Кому то становится более понятно оригами и удивляется, что раньше и не задумывался о том, сколько видов существует, и умел складывать лишь кораблик и самолет. Осваивая свободно-кистевую роспись уверенно создают подарочные открытки для близких. Увлекаются росписью на листьях. Создают ватные игрушки и из папье-маше. Учатся грамотно выполнять элементы народных промыслов. После обретения этих навыков возникает тяга к освоению новых видов творчества. Начинается «поиск себя», экспериментирование в выбранных направлениях творческого развития. Исчезает страх перед творчеством как таковым. Появляется уверенность в собственных силах и это чувство уже никогда не оставит.
И как приятно, когда уже став выпускниками нашего Истринского профессионального колледжа, пишут слова благодарности за эти занятия, присылают фотографии своих творческих проектов с детьми, отзывы родителей. И теперь уже они сами чувствуют, как радостно слышать от детей радостное: «Я могу!»