Гаврилова Анастасия Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 "Голубая стрела" г. Туапсе
Цель: Формирование у детей представления о времени, обучение пониманию временных интервалов (секунда, минута, час), развитие умения определять время по часам.
Задачи:
1. Формирование представлений о времени:
- Познакомить детей с понятиями "время", "секунда", "минута", "час".
- Объяснить значение времени в повседневной жизни.
2. Развитие умения определять время по часам:
- Научить детей понимать временные интервалы (секунды, минуты, часы).
- Показать, как работает часовой механизм, и объяснить принцип определения времени по часам.
3. Расширение кругозора:
- Рассказать историю возникновения часов и познакомить с древними устройствами для измерения времени (солнечные часы, водяные часы, песочные часы).
4. Тренировка практических навыков:
- Провести практические упражнения на определение продолжительности различных действий (чистка зубов, прием пищи, прогулка и др.).
- Организовать игру "Что делает Петя?", чтобы закрепить знания о последовательности событий в течение дня.
5. Социально-коммуникативное развитие:
- Способствовать развитию навыков коллективной работы через выполнение заданий в группах.
- Стимулировать обсуждение и обмен мнениями между детьми.
6. Эмоциональное развитие:
- Поддерживать интерес и мотивацию детей через использование игровых элементов, музыки и наглядных материалов.
- Создавать атмосферу открытости и доверия, стимулируя вопросы и обсуждения.
Материалы:
- Часы с большими стрелками (настольные)
- Карточки с изображением различных действий (например, чистка зубов, завтрак, прогулка и т.п.)
- Игрушечные часы
- Иллюстрации древних устройств для измерения времени
- Песни длительностью в одну минуту
- Пазлы с изображением циферблатов часов
Ход занятия
Вводная часть Приветствие.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в удивительное путешествие – в мир времени! А вы знаете, что такое время?
Дети: Время – это когда мы просыпаемся, играем, едим...
Воспитатель: Верно, но давайте попробуем разобраться подробнее. Зачем нам вообще нужно знать время?
Дети: Чтобы не опоздать в детский сад, на работу... Чтобы успеть сделать всё.
Воспитатель: Отлично! Значит, время помогает нам планировать свой день и делать всё вовремя. Давайте теперь узнаем больше об этом!
Понятие секунды.
Воспитатель: Посмотрите на этот секундомер. Видите, как быстро движется стрелка? Это потому, что каждая маленькая черточка – это одна секунда. Секунда – это очень маленький промежуток времени.
Давайте попробуем почувствовать её длину. Кто хочет попробовать считать вслух до пяти?
Один из детей: Я считаю! Раз, два, три, четыре, пять!
Другие дети: Ого, так быстро прошло!
Воспитатель: Да, всего несколько секунд. Теперь вы понимаете, насколько коротка секунда. Понятия минуты и часа.
Воспитатель: Но ведь есть и другие единицы времени. Знаете ли вы, что в одной минуте 60 секунд?
Некоторые дети: Да, слышали об этом.
Воспитатель: А вот в одном часе целых 60 минут! Представляете, сколько секунд в часе?
Несколько детей начинают считать, но вскоре запутываются.
Воспитатель: Не переживайте, я вам скажу, 3600 секунд. Вот столько секунд в одном часе! А как это число получилось вы узнаете, когда станете чуть постарше.
История возникновения часов
Воспитатель: ребята, а всегда ли были часы? Вот, например, давним – давно чем измеряли время?
Ребята, раньше люди измеряли время совсем иначе. Они использовали солнце, воду и даже песок. Хотите узнать больше?
Дети с интересом: Да!
Воспитатель показывает иллюстрации древних приборов для измерения времени. Воспитатель объясняет, как работали солнечные часы, водяные часы и песочные часы.
Вопросы детей: А почему вода текла? Почему песок сыпался?
Ответы воспитателя: Вода и песок текли равномерно, поэтому люди могли отслеживать время. Эти приборы были очень простыми, но точными.
Воспитатель включает песню длительностью в одну минуту. После окончания песни:
Воспитатель спрашивает: Сколько времени длилась эта песня?
Дети отвечают: Одна минута!
Воспитатель раздает карточки с изображениями различных дел.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на ваши карточки. Что на них изображено?
Ответы детей: Чистка зубов, приём пищи, прогулка...
Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте угадать, сколько времени занимает каждое из этих дел. Например, сколько минут уходит на чистку зубов?
Многие дети отвечают одновременно: Одна-две минуты!
Воспитатель: Правильно! А сколько времени обычно занимает прогулка?
Отвечают некоторые дети: Полчаса, иногда целый час!
Игра "Что делает Петя?"
На карточках нарисованы различные действия (сон, завтрак, уроки, игра и т.д.).
Воспитатель дает инструкции: Ребята, перед вами карточки с разными делами. Ваша задача – разложить их в правильном порядке, как бы вы провели свой обычный день. Дети раскладывают карточки.
Проверяя результаты: Воспитатель интересуется: Почему, вы решили, что зарядка идет после сна? А сколько примерно времени занимает каждый этап вашего дня?
Игроки объясняют свои решения и обсуждают длительность каждого этапа.
Один из детей говорит: зарядка всегда сразу после того, как мы проснулись, потому что это полезно. Обычно это занимает около 5 минут.
Другой ребенок добавляет: а я зарядку делаю в детском садике.
Воспитатель подводит итоги: Отлично, ребята! Вы хорошо разобрались в своем распорядке дня и смогли оценить, сколько времени занимают разные дела.
Физминутка "Который час?"
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется "Который час?". Я буду называть время, а ваша задача – показать его на воображаемых часах. Начнём!
- "Утро" (растяжка)
Описание: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Потянитесь вверх, как будто пытаетесь достать до солнца. Произнесите: "Доброе утро!"
2. "Полдень" (прыжки) Описание: Подпрыгните высоко, подняв руки над головой, словно пытаясь коснуться полуденного солнца. Произнесите: "Полдень наступил!"
3. "Вечер" (наклоны) Описание: Медленно наклонитесь вперёд, вытянув руки перед собой, как будто закат опускается за горизонт. Произнесите: "Вечер пришёл."
4. "Ночь" (расслабление) Описание: Опуститесь на ковёр, закройте глаза и сделайте глубокий вдох-выдох. Произнесите: "Спокойной ночи!"
5. "Новый день" (пробуждение) Описание: Медленно вставайте, потянитесь вверх и широко улыбнитесь. Произнесите: "Новый день начинается!"
Воспитатель: Отлично, ребята! Вы прекрасно справились с задачей. Теперь мы отдохнули и готовы продолжить наше занятие!
Задание "Собери пазл" (командное)
- Подготовьте несколько комплектов пазлов с изображением циферблатов часов. Количество комплектов должно соответствовать количеству команд.
Инструктаж:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем работать в командах, для этого нам нужно разделиться в команды. У меня есть мешочек, а в мешочке карточки с номерами. Сейчас каждый из вас достанет из мешочка карточку и займёт свое место.
Перед каждой командой стоит задача собрать пазл с изображением часов и установить на нём правильное время.
Воспитатель: ребята, напомните мне правила как нужно работать в команде
Ответы детей: сообща, не мешая и помогая друг другу.
Задача команды – собрать пазл и установить указанное время (например, 1 команда 12:00, 2-я команда 6:00, а 3-я команда 9:00).
Воспитатель: приступаем к заданию.
Воспитатель: ребята, а теперь берите смайлики и выходите на ковёр.
Вопросы детям: Какие единицы времени вы запомнили? Сколько секунд в минуте? Сколько минут в часе?
Дети отвечают: Мы знаем, что в минуте 60 секунд, а в часе 60 минут.
Так что же вы сегодня узнали нового?
Ответы детей: Мы узнали про секунды, минуты и часы. Поняли, как важно уметь планировать свое время.
Секунды – это самые маленькие кусочки времени, а часы – самые большие. Воспитатель дополняет: Отлично! Вы все правильно поняли. Время – это важная вещь, которую нужно уметь контролировать, чтобы успевать делать все, что хочется и нужно.
Воспитатель: Отличная работа! Каждый из вас молодец, вы хорошо справлялись с заданиями.