Покладова Анастасия Николаевна
Педагог-психолог
МАДОУ Детский Сад №207
Россия Алтайский край город Барнаул
Коррекционно-развивающие занятия на развитие мышления.
Возраст: 6-7 лет.
Форма проведения: групповая
Цель: развитие свойств мышления.
Задачи:
1. развить психические функции;
2. развитие навыков общения;
Оборудование: листы бумаги, карандаши.
Ход занятия
Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодня у нас с вами пройдет занятие, мы будем играть и выполнять упражнения, давайте начнем.
Дети сидят вокруг стола на стульчиках.
Давайте мы с вами посмотрим на соседа справа и скажем друг другу приятные пожелания.
«Противоположности»
Время: 7-10 минут.
Цель: развитие мышления
Сейчас я вам назову слово, а вам нужно ответить противоположным по значению. Например, большой-маленький. Примеры называемых слов: старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т. п.
Легко было? Можете назвать какие ещё противоположные слова вы знаете?
«Способы применения предмета»
Время: 7-10 минут.
Цель: развитие мышления
Давай те приступим к следующему заданию. Сейчас я назову вам хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе, как подставку для телефона и т. д.
Примеры слов: подушка, плед, лист бумаги, кирпич, камень и т.д.
Вам понравилось упражнение? К какому предмету было сложнее искать применение? Вы догадывались что с помощью воображения можно придумать новое применение разным предметам?
«Исключение лишнего»
Время: 7-10 минут.
Цель: развитие мышления
В следующем задании я называю три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Вам нужно оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, например, цвет, форма, вес и т.д. А одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.
Примеры:
Мяч-солнце-кот,
Кресло-подушка-игрушка,
Ложка-ручка-палка.
Вы большие молодцы! Вам понравилось упражнение? У каких слов было тяжелее всего найти схожие признаки? А у каких легче всего?
«Найди ошибку»
Время: 7-10 минут.
Цель: развитие мышления
Сейчас вам нужно прослушать предложения, найти в них ошибки и исправить их.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Рефлексия
Сложное было задание? Наше занятие подошло к концу. Вам понравились упражнения, которые мы делали? Какое упражнение понравилось больше, когда искали противоположное слово или, когда искали новые способы предмета? А может когда исключали лишние предметы или находили ошибку в стишке?
Ребята теперь я вижу, что у вас отлично развито мышление, вы большие молодцы. Урок прошел отлично, я благодарю вас за работу.
Список литературы
1. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Исторатова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 185 с.
2. Шарохина, В. Л. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы / В. Л. Шарохина, Л. И. Катаева. – Москва : ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 128 с.