ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Ушакова Е.Ю.
ГБПОУ Златоустовский педагогический колледж

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу внедрения коучингового подхода в процесс подготовки будущих учителей в рамках междисциплинарного курса «Способы поиска работы, трудоустройства». Подробно рассмотрена практика работы с целеполаганием студентов выпускных групп.
Ключевые слова. Коучинг, педагогический коучинг, карьерный коучинг, целеполагание.
В современном образовательном пространстве в последнее время все чаще можно встретить понятие «Коучинговый подход». Что это: дань моде или же необходимость?
Прежде всего это исходит из того, что основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, при котором основной акцент делается на формировании компетентностей личности, осуществляемой по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющееся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности Такой подход призван обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и формирование их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.[7, с. 18]
Вполне очевидно, что в рамках компетентностного подхода должна меняться и функция учителя: не столько передавать знания и накопленный опыт, но прежде всего способствовать достижению целей ученика.
Механизмом реализации системно-деятельностного подхода являются современные образовательные технологии, среди которых нашли признание и коучинговые, как эффективные, апробированные на практике приёмы развивающего взаимодействия.
В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань.
Основоположник данного подхода, Джон Уитмор определял коучинг (от англ. coaching – тренерство) как профессиональную помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей.
Коучинг – это методика раскрытия потенциала человека и повышения его способности жить активно в современном мире. [2, с. 16]
Коучинг — это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата. [5, с. 10]
Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески [5, с. 10].
Итак, коучинг можно рассматривают и как науку, и как искусство (в создании доверительных отношений), и как процесс, и как технологию, и как метод, и как новый тип мышления.
В современной России коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций учителя, что позволяет уже говорить о таком понятии, как педагогический коучинг.
Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. Это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования. [4, с. 20]
Готовы ли современные студенты педагогических вузов и колледжей - будущие учителя - к новому формату обучения?
Пример работы Златоустовского педагогического колледжа показывает, что выпускники обладают необходимыми современными общими и профессиональными компетенциями: они проходят ряд практик в школах и детских оздоровительных лагерях, проходят дополнительную подготовку по актуальным программам, у студентов развита игротехническая компетентность, коммуникативные навыки.
Однако более глубоко с понятием «коучинг» и коучинговыми технологиями студенты знакомятся в рамках междисциплинарного курса «Способы поиска работы, трудоустройства». Результатом освоения программы данного профессионального модуля является овладение обучающимися рядом профессиональных и общих компетенций, в частности:
ПК 4.1 Использовать технологии трудоустройства и применять правила поиска работы.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Данную дисциплину студенты изучают на 4 курсе (7 семестр). К этому времени они уже имеют прочные знания по педагогике, психологии и методике, поэтому готовы к теоретическому освоению основ коучинга. Они прошли ряд практик на базе школ и детских лагерей, и знают специфику будущей профессии «изнутри». И главное, что уже волнует студентов в это время – «жизнь после диплома»: куда и как устраиваться на работу? Или получать высшее образование – если да, то какое? Или совмещать работу или учёбу? Или открывать свой бизнес? Вопросов возникает много, и на помощь приходит карьерный коучинг.
Карьерный коучинг представляет собой построение долгосрочных (от одного года до пяти лет) построение карьерных целей. При этом он, в отличие от традиционных методов обучения, не обучает тому, как правильно что-то делать, разрешить какую-то ситуацию, а базируется на умении человека осознавать свою уникальность, грамотно оценивать собственные ресурсы, восполнять при необходимости их недостаток, планировать собственную деятельность и идти к поставленным целям.
Коуч-преподаватель в данной парадигме должен помочь студентам:
- осознать собственные желания, выявить таланты и способности,
- сформировать краткосрочные и долгосрочные карьерные цели,
- составить пошаговый план их воплощения,
- научиться анализировать рынок труда,
- научиться правильно себя позиционировать на рынке труда,
- осознать важность самодисциплины и самоконтроля, получить инструменты для встраивания этих навыков в собственную личность,
- научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.
Классическая модель коучинга имеет нескольких четко определенных этапов:
1. Постановка цели и осознание её реальности.
2. Анализ необходимых составляющих успеха.
3. Анализ имеющихся возможностей.
4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Однако при внедрении коучинга в преподавании дисциплины «Основы трудоустройства» необходимо этот порядок необходимо немного изменить: начинать с актуализации вопроса и профессиональной мотивации, затем через диагностику интересов, склонностей, особенностей личности и возможностей переходить к вопросам целеполагания.
Более подробно рассмотрим, как это выглядит на практике.
На первом этапе – актуализации – редко кто из студентов ещё осознаёт, что через год уже будут в новом статусе. Поэтому первое задание – это написать эссе «Зачем нужна работа?» Также проводится упражнение «Шаги к работе моей мечты» с использованием карточек «Установки: работа», оно помогает осознать то, как конструктивные и деструктивные установки влияют на нашу успешность. В индивидуальном порядке проводится анализ с метафорическими картами: используются наборы «Дерево как образ человека» (две карты, показывающие позиции «я безработный» и «я работающий») и «Дороги, которые мы выбираем» (карта показывает путь из одного статуса в другой).
В завершении этого этапа студенты анализируют себя по технике «Система координат»: «я имею – я хочу» - то, что нужно ценить, сохранить, приумножать, «я имею – я не хочу» - то, от чего нужно избавляться, «я не имею – я не хочу» - в этом квадрате находятся чужие ценности, на них не нужно ориентироваться, «я не имею – я хочу» - вот здесь и находится истинная профессиональная цель.
Второй этап – диагностический, в основу его берём классическую триаду профориентации «хочу-могу-надо». Студенты во время занятий и самостоятельной работы оценивают себя по нескольким тестам:
- дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (несмотря на то, что он имеет ряд недостатков, его чаще всего применяют в школах, и не исключено, что в будущей профессиональной деятельности студенты с ним ещё столкнутся, поэтому должны понимать нюансы применения данного теста);
- анкета «Ориентация» И.Л. Соломина (методика похожа на тест Климова, но имеет преимущества, такие как добавление характера видов деятельности - «творческая» и «исполнительская» - и выход на списки профессий);
- тест Говарда Гарднера «Тип интеллекта»;
- тест В.И. Гарбузова «Доминирующий инстинкт»;
- тесты на определение социотипа (после их прохождения студентам даются подробные характеристики, включающие рекомендуемый вид деятельности, условия для работы, характеристику типа личности как подчинённого и как руководителя);
- тест мотивационной структуры Ф. Герцберга;
- тест оценки мотивации В. Герчикова.
После этого студенты знакомятся с коучинговым методом SMART, примерами работы по этой технике, пробуют коллективно анализировать простейшие цели (например, «получить права», «победить в конкурсе»).
И третий этап – собственно работа с целью. Студенты выполняют практическое задание:
1. На основании изучения теоретического материала, упражнений и диагностических методик делают вывод, какая работа им оптимально подходит.
2. Ставят себе профессиональную цель на ближайший год (чаще всего это – устроиться на определённую работу или поступить в высшее учебное заведение).
3. Анализируют цель по технике SMART и записывают её второй вариант, откорректированный.
4. Составляют подробный план по достижению цели.
На следующих занятиях студенты уже узнают, где и как искать работу, как составлять резюме, как готовиться к собеседованию, как адаптироваться на новом рабочем месте, а на практике по трудоустройству закрепляют эти навыки. И далее знакомство студентов к коучинговыми техниками продолжается уже во втором семестре, в рамках изучения основ бизнеса.
Таким образом, внедряя методы и технологии коучинга в подготовку будущих учителей, мы добиваемся нескольких целей:
- повышения уровня осознанности и профессиональной мотивации выпускников колледжа;
- умения студентов проектировать индивидуальный маршрут достижения своих профессиональных целей, максимально раскрывающий их потенциал;
- осознания студентами потребности в использовании данного подхода в современной школе, готовность применять его в своей деятельности.
Так коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Литература
1. Дмитриева Е.Н., Тренькаева Н.А. Возможности использования методов и приемов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов. / Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькаева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3(4). С. 144-147.
2. Дубиненкова, Е.Н. Коучинг: учебно-методическое пособие / Е.Н. Дубиненкова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2018 — 40 с.
3. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
4. Коротаева Л.А., Миннибаев И.И. Коучинг в построении методического сопровождения при подготовке к введению ФГОС в основной школе. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – с 50. Челябинск: Два комсомольца, 2014. – vi, 192 с
5. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 272 с.
6 Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
7 Системно-деятельностный подход как основа преемственности требований стандартов общего и среднего профессионального образования при подготовке будущих педагогов / Т.Н. Гущина, М.Е. Лавров, В.Е. Смирнов, Е.В. Виноградова, Н.А. Колесова, Н.В. Быкова, Е.С. Лунева, О.А. Петрова, М.М. Ермолаева, Т.А. Соболева, Ю.А. Шелоумова, О.В. Ольнева, Д.А. Лермонтова / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль : Канцлер, 2021. – 166 с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.