Ушакова Е.Ю.
ГБПОУ Златоустовский педагогический колледж
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу внедрения коучингового подхода в процесс подготовки будущих учителей в рамках междисциплинарного курса «Способы поиска работы, трудоустройства». Подробно рассмотрена практика работы с целеполаганием студентов выпускных групп.
Ключевые слова. Коучинг, педагогический коучинг, карьерный коучинг, целеполагание.
В современном образовательном пространстве в последнее время все чаще можно встретить понятие «Коучинговый подход». Что это: дань моде или же необходимость?
Прежде всего это исходит из того, что основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, при котором основной акцент делается на формировании компетентностей личности, осуществляемой по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющееся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности Такой подход призван обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и формирование их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.[7, с. 18]
Вполне очевидно, что в рамках компетентностного подхода должна меняться и функция учителя: не столько передавать знания и накопленный опыт, но прежде всего способствовать достижению целей ученика.
Механизмом реализации системно-деятельностного подхода являются современные образовательные технологии, среди которых нашли признание и коучинговые, как эффективные, апробированные на практике приёмы развивающего взаимодействия.
В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань.
Основоположник данного подхода, Джон Уитмор определял коучинг (от англ. coaching – тренерство) как профессиональную помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей.
Коучинг – это методика раскрытия потенциала человека и повышения его способности жить активно в современном мире. [2, с. 16]
Коучинг — это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата. [5, с. 10]
Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески [5, с. 10].
Итак, коучинг можно рассматривают и как науку, и как искусство (в создании доверительных отношений), и как процесс, и как технологию, и как метод, и как новый тип мышления.
В современной России коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций учителя, что позволяет уже говорить о таком понятии, как педагогический коучинг.
Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. Это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования. [4, с. 20]
Готовы ли современные студенты педагогических вузов и колледжей - будущие учителя - к новому формату обучения?
Пример работы Златоустовского педагогического колледжа показывает, что выпускники обладают необходимыми современными общими и профессиональными компетенциями: они проходят ряд практик в школах и детских оздоровительных лагерях, проходят дополнительную подготовку по актуальным программам, у студентов развита игротехническая компетентность, коммуникативные навыки.
Однако более глубоко с понятием «коучинг» и коучинговыми технологиями студенты знакомятся в рамках междисциплинарного курса «Способы поиска работы, трудоустройства». Результатом освоения программы данного профессионального модуля является овладение обучающимися рядом профессиональных и общих компетенций, в частности:
ПК 4.1 Использовать технологии трудоустройства и применять правила поиска работы.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Данную дисциплину студенты изучают на 4 курсе (7 семестр). К этому времени они уже имеют прочные знания по педагогике, психологии и методике, поэтому готовы к теоретическому освоению основ коучинга. Они прошли ряд практик на базе школ и детских лагерей, и знают специфику будущей профессии «изнутри». И главное, что уже волнует студентов в это время – «жизнь после диплома»: куда и как устраиваться на работу? Или получать высшее образование – если да, то какое? Или совмещать работу или учёбу? Или открывать свой бизнес? Вопросов возникает много, и на помощь приходит карьерный коучинг.
Карьерный коучинг представляет собой построение долгосрочных (от одного года до пяти лет) построение карьерных целей. При этом он, в отличие от традиционных методов обучения, не обучает тому, как правильно что-то делать, разрешить какую-то ситуацию, а базируется на умении человека осознавать свою уникальность, грамотно оценивать собственные ресурсы, восполнять при необходимости их недостаток, планировать собственную деятельность и идти к поставленным целям.
Коуч-преподаватель в данной парадигме должен помочь студентам:
- осознать собственные желания, выявить таланты и способности,
- сформировать краткосрочные и долгосрочные карьерные цели,
- составить пошаговый план их воплощения,
- научиться анализировать рынок труда,
- научиться правильно себя позиционировать на рынке труда,
- осознать важность самодисциплины и самоконтроля, получить инструменты для встраивания этих навыков в собственную личность,
- научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.
Классическая модель коучинга имеет нескольких четко определенных этапов:
1. Постановка цели и осознание её реальности.
2. Анализ необходимых составляющих успеха.
3. Анализ имеющихся возможностей.
4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Однако при внедрении коучинга в преподавании дисциплины «Основы трудоустройства» необходимо этот порядок необходимо немного изменить: начинать с актуализации вопроса и профессиональной мотивации, затем через диагностику интересов, склонностей, особенностей личности и возможностей переходить к вопросам целеполагания.
Более подробно рассмотрим, как это выглядит на практике.
На первом этапе – актуализации – редко кто из студентов ещё осознаёт, что через год уже будут в новом статусе. Поэтому первое задание – это написать эссе «Зачем нужна работа?» Также проводится упражнение «Шаги к работе моей мечты» с использованием карточек «Установки: работа», оно помогает осознать то, как конструктивные и деструктивные установки влияют на нашу успешность. В индивидуальном порядке проводится анализ с метафорическими картами: используются наборы «Дерево как образ человека» (две карты, показывающие позиции «я безработный» и «я работающий») и «Дороги, которые мы выбираем» (карта показывает путь из одного статуса в другой).
В завершении этого этапа студенты анализируют себя по технике «Система координат»: «я имею – я хочу» - то, что нужно ценить, сохранить, приумножать, «я имею – я не хочу» - то, от чего нужно избавляться, «я не имею – я не хочу» - в этом квадрате находятся чужие ценности, на них не нужно ориентироваться, «я не имею – я хочу» - вот здесь и находится истинная профессиональная цель.
Второй этап – диагностический, в основу его берём классическую триаду профориентации «хочу-могу-надо». Студенты во время занятий и самостоятельной работы оценивают себя по нескольким тестам:
- дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (несмотря на то, что он имеет ряд недостатков, его чаще всего применяют в школах, и не исключено, что в будущей профессиональной деятельности студенты с ним ещё столкнутся, поэтому должны понимать нюансы применения данного теста);
- анкета «Ориентация» И.Л. Соломина (методика похожа на тест Климова, но имеет преимущества, такие как добавление характера видов деятельности - «творческая» и «исполнительская» - и выход на списки профессий);
- тест Говарда Гарднера «Тип интеллекта»;
- тест В.И. Гарбузова «Доминирующий инстинкт»;
- тесты на определение социотипа (после их прохождения студентам даются подробные характеристики, включающие рекомендуемый вид деятельности, условия для работы, характеристику типа личности как подчинённого и как руководителя);
- тест мотивационной структуры Ф. Герцберга;
- тест оценки мотивации В. Герчикова.
После этого студенты знакомятся с коучинговым методом SMART, примерами работы по этой технике, пробуют коллективно анализировать простейшие цели (например, «получить права», «победить в конкурсе»).
И третий этап – собственно работа с целью. Студенты выполняют практическое задание:
1. На основании изучения теоретического материала, упражнений и диагностических методик делают вывод, какая работа им оптимально подходит.
2. Ставят себе профессиональную цель на ближайший год (чаще всего это – устроиться на определённую работу или поступить в высшее учебное заведение).
3. Анализируют цель по технике SMART и записывают её второй вариант, откорректированный.
4. Составляют подробный план по достижению цели.
На следующих занятиях студенты уже узнают, где и как искать работу, как составлять резюме, как готовиться к собеседованию, как адаптироваться на новом рабочем месте, а на практике по трудоустройству закрепляют эти навыки. И далее знакомство студентов к коучинговыми техниками продолжается уже во втором семестре, в рамках изучения основ бизнеса.
Таким образом, внедряя методы и технологии коучинга в подготовку будущих учителей, мы добиваемся нескольких целей:
- повышения уровня осознанности и профессиональной мотивации выпускников колледжа;
- умения студентов проектировать индивидуальный маршрут достижения своих профессиональных целей, максимально раскрывающий их потенциал;
- осознания студентами потребности в использовании данного подхода в современной школе, готовность применять его в своей деятельности.
Так коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Литература
1. Дмитриева Е.Н., Тренькаева Н.А. Возможности использования методов и приемов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов. / Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькаева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3(4). С. 144-147.
2. Дубиненкова, Е.Н. Коучинг: учебно-методическое пособие / Е.Н. Дубиненкова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2018 — 40 с.
3. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
4. Коротаева Л.А., Миннибаев И.И. Коучинг в построении методического сопровождения при подготовке к введению ФГОС в основной школе. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – с 50. Челябинск: Два комсомольца, 2014. – vi, 192 с
5. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 272 с.
6 Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
7 Системно-деятельностный подход как основа преемственности требований стандартов общего и среднего профессионального образования при подготовке будущих педагогов / Т.Н. Гущина, М.Е. Лавров, В.Е. Смирнов, Е.В. Виноградова, Н.А. Колесова, Н.В. Быкова, Е.С. Лунева, О.А. Петрова, М.М. Ермолаева, Т.А. Соболева, Ю.А. Шелоумова, О.В. Ольнева, Д.А. Лермонтова / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль : Канцлер, 2021. – 166 с.