Прошина Елена Вадимовна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 9
Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки, село Ломовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, возникла необходимость создание коррекционно-развивающей программы так как, ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы воспитанников 5-9классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 5 лет, на основе документов регламентирующих работу с детьми ОВЗ:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспита¬ния в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа рассчитана на 5 лет (850 учебных часов.)
Длительность занятий:20-30 минут.
Основной целью создания данной программы является:
формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития ,повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
Задачи:
Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.
развитие пространственного восприятия;
коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
развитие мелкой моторики;
развитие памяти (зрительной, слуховой);
опосредованного запоминания
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие мышления.
развитие мыслительных операций;
развитие понятийного мышления;
развитие воображения;
Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися получит возможность научиться:
эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
чувство единства, умение действовать согласованно;
готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
целостная психолого-педагогическая культура;
учебные мотивы;
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
нравственно-моральные качества:
повышение уровня развития психических функций;
улучшение социальной адаптации;
преодоление моторной неловкости;
расширение зоны ближайшего развития ребенка;
формирование и закрепление познавательных интересов
развитие любознательности,
сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
выбирать наиболее эффективный способ решения;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные
применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий
В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:
методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.
Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум.
Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог.
Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе.
Традиционные обучающие приемы;
Ритуалы знакомства, представления, прощания;
Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
Техники релаксации;
Психотехники самооценки и взаимооценки;
Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
Экспрессивные техники (приемы самовыражения);
Развивающие — тренировочные упражнения.
Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.
Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
Формы контроля.
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Текущий:
- прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, т.е. контроль, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящий в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом.
Итоговый
- Тестирование
- Практические задания
- Творческие работы учащихся
В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 5класс (170часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов
1 Вводное занятие Понятия: психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).Диагностика на выявление уровня тревожного состояния(по Филлипсу) 1 час
2 Общение Понимание контекстной речи.
Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).«Знакомство»; «Общаемся играя»; «Учимся общаться»; «Страна эмоций»; « Почему люди ссорятся» ; « Что такое дружба?» «Учимся дружить»; «Хорошо ли мы знаем друг друга»;
«Взаимопомощь и сотрудничество»; «Объединяемся играя»; «Мы –единая команда»!Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Общение с собеседником с учётом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Предметы, которые окружают тебя в комнате. Понимание обобщающих понятий. Прослушивание аудиокниг. Звуки природы. Игра - имитация «Теремок» (имитация движений, звукоподражание)
Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко», «Травка зеленеет», «Весна-красна…».
Игра инсценировка: «Кто сказал – мяу» (имитация движений, звукоподражания) Общение без слов. Как понять животных? Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. Мир полон звуков. Звуки в природе. Звукоподражание. «В мире животных». «Улыбка» в жизни ребёнка. 36 ч.
3 Развитие речи Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость. «Составление рассказа по сюжетным картинкам»; «Составление рассказа по картине»; « Составление предложений из заданных слов». «Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия»; «Карлсон сказал»; «Комплимент».Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия. Составление рассказа по сюжетным картинкам 31ч.
4 Внимание
Понятия Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. «Устойчивость внимания»; «Переключение внимания»; «Распределение внимания»; « Объем внимания».: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек .
Устойчивость внимания. Переключение внимания. Распределение внимания. Объем внимания 31ч.
5 Мышление Развитие наглядно-образного мышления.
Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»;«Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»;«Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»;«Продолжи слово». «Развитие наглядно-действенного мышления»; «Развитие элементов логического мышления»; «Развитие наглядно-образного мышления». Развитие элементов логического мышления.
31ч.
6 Мои достижения Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;«Отгадай слово»; «Найди пару».
9 ч.
7 Всего 170часов
Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 6 класс( 170 часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов
1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . Как люди воспринимают друг друга? Особенности восприятия человека детьми и взрослыми. Как общаются разные люди? Виды общения. Общение и отношения. Общение и понимание людьми друг друга. Особенности понимания человека детьми и взрослыми. Я живу среди людей.
27 часов
3 Ощущение и восприятие Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие .Сенсорное развитие. Кинестетическое восприятие. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Восприятие запаха. Восприятие вкуса. Сенсорное развитие .Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. Таблица Шульте. Игра «Как это можно использовать?» 30 часов
4 Внимание
Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", Упражнение «Будь внимателен!»,"Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. Упражнение «Спрятанные имена». Упражнение «Снежный ком»; Графический диктант, Упражнение «Скопируй Узор»; Корректурная проба, Упражнение «Снежный ком» ; Упражнение «Будь внимателен!»; Словесный диктант «Квадрат».
32 часа
5 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)
Отсроченное воспроизведение запоминаемого. Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».
Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
30 часов
6 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения.
Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»;
«Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»;
«Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»;
«Продолжи слово». Игра " Упражнения для развития мышления». «Игра "Как это можно использовать". Упражнение «Спрятанные имена»
30 часов
7 Мои достижения Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;
«Отгадай слово»; «Найди пару».
20 часов
8 Всего 170 часов
Тематическое планирование занятий
коррекции познавательной деятельности 7 класс( 170 часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов
1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Ощущение и восприятие Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
«Слуховое восприятие»«Тук-тук-тук» «Что гудит?» «Как звучит погремушка?» «Как звучит колокольчик?» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин) Прослушивание музыкальных произведений «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных)
«Кинестетическое восприятие»Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего
28 часов
3 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . «Познакомимся поближе.» «Потребности и мотивация». «Сотрудничество». «Сплоченность». «Самооценка». «Конфликт». «Конфликт – неэффективное общение». «Мой мир». «Я и мой внутренний мир. Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие». «Умение слушать». «Работа с “Я-образом”». «Наши особенности». «Я — это я, и это замечательно!». «Почувствуй себя любимым». «Доверие в жизни человека». «Я тебе доверяю». «Наши ресурсы».
30 часов
4 Воля
Понятия: воля, цель, выбор и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек.
Текстовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с
усложняющимся содержанием ("Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии" и др.)
24 часа
5 Развитие речи Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»). Общение как коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация. Язык тела. Общение в контексте взаимодействия людей. Общение в контексте взаимодействия людей.
20 часов
6 Внимание Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. Диагностика познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Диагностика эмоционально-волевой сферы. Диагностика уровня внимания.
Упражнение на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант и т. д. «Числовые ряды»,игра«Анаграммы»,«Пиктограммы»,
«Запрещенная буква»,«Спрятанное слово»,«Исключение лишнего»,«Составь предложение»,
«Четвертый лишний»,«Необычное применение».
24 часа
7 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;
«Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»;
«Запомни картинку»; «Угадай по голосу»; Беседа о значении памяти в жизни человека
Предоставление информации о видах памяти. Упражнение «Вспомни движения»
Обсуждение результатов диагностики памяти.
26часов
8 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое
Мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;
«Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово». Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. Упражнения на развитие сенсомоторики. Лепка. Упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.
30часов
9 Всего 170 часов
Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 8 класс(170 часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов
1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Ощущение и восприятие Как мы получаем информацию о человеке. Учимся понимать жесты и позы. Мимика. Жесты. Понятие ощущения. Схема возникновения ощущения. Виды ощущений. Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
25 часов
3 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.
24 часа
4 Развитие речи
Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).
24 часа
5 Внимание Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
32 часа
6 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности;
понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;
«Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»;
«Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;
24 часа
7 Кем быть Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности.
24 часа
8 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое
Мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;
«Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
8 часов
9 Мои достижения Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;
«Отгадай слово»; «Найди пару».
8 часов
Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 9 класс ( 170часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов
1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Ощущение и восприятие Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
30 часов
3 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. .Вербальное и невербальное общение; составление рассказа по картинкам; приемы выразительного чтения; закрепление навыков конструктивного общения; понимание системы взглядов и интересов другого.
30 часов
4 Развитие речи
Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).
24 часа
5 Внимание Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
32 часа
6 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Что такое память?
Какие виды памяти уже вам известны?
Как можно улучшить память, ускорить запоминание?
Двигательная память; образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память.
22 часа
7 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое
Мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;
«Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
28 часов
8 Мои достижения «Мое творчество» ; « Мой мир»; « Диагностика ВПФ».
3 часа
Список литературы
Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕТР, 2009 г.
Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕТР, 2002.
Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Опубликовано 17.08.17 в 20:42 в группе «Педагоги-психологи»