ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Прошина Елена Вадимовна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 9
Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки, село Ломовка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, возникла необходимость создание коррекционно-развивающей программы так как, ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы воспитанников 5-9классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 5 лет, на основе документов регламентирующих работу с детьми ОВЗ:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспита¬ния в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа рассчитана на 5 лет (850 учебных часов.)
Длительность занятий:20-30 минут.
Основной целью создания данной программы является:
формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития ,повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
Задачи:
Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.
развитие пространственного восприятия;
коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
развитие мелкой моторики;
развитие памяти (зрительной, слуховой);
опосредованного запоминания
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие мышления.
развитие мыслительных операций;
развитие понятийного мышления;
развитие воображения;
Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися получит возможность научиться:
эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
чувство единства, умение действовать согласованно;
готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
целостная психолого-педагогическая культура;
учебные мотивы;
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
нравственно-моральные качества:
повышение уровня развития психических функций;
улучшение социальной адаптации;
преодоление моторной неловкости;
расширение зоны ближайшего развития ребенка;
формирование и закрепление познавательных интересов
развитие любознательности,
сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
выбирать наиболее эффективный способ решения;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные
применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий
В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:
методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.
Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум.
Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог.
Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе.
Традиционные обучающие приемы;
Ритуалы знакомства, представления, прощания;
Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
Техники релаксации;
Психотехники самооценки и взаимооценки;
Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
Экспрессивные техники (приемы самовыражения);
Развивающие — тренировочные упражнения.
Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.
Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
Формы контроля.
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Текущий:
- прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, т.е. контроль, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящий в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом.
Итоговый
- Тестирование
- Практические задания
- Творческие работы учащихся
В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.

В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 5класс (170часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов

1 Вводное занятие Понятия: психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).Диагностика на выявление уровня тревожного состояния(по Филлипсу) 1 час
2 Общение Понимание контекстной речи.
Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).«Знакомство»; «Общаемся играя»; «Учимся общаться»; «Страна эмоций»; « Почему люди ссорятся» ; « Что такое дружба?» «Учимся дружить»; «Хорошо ли мы знаем друг друга»;
«Взаимопомощь и сотрудничество»; «Объединяемся играя»; «Мы –единая команда»!Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Общение с собеседником с учётом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Предметы, которые окружают тебя в комнате. Понимание обобщающих понятий. Прослушивание аудиокниг. Звуки природы. Игра - имитация «Теремок» (имитация движений, звукоподражание)
Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко», «Травка зеленеет», «Весна-красна…».
Игра инсценировка: «Кто сказал – мяу» (имитация движений, звукоподражания) Общение без слов. Как понять животных? Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. Мир полон звуков. Звуки в природе. Звукоподражание. «В мире животных». «Улыбка» в жизни ребёнка. 36 ч.
3 Развитие речи Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость. «Составление рассказа по сюжетным картинкам»; «Составление рассказа по картине»; « Составление предложений из заданных слов». «Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия»; «Карлсон сказал»; «Комплимент».Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия. Составление рассказа по сюжетным картинкам 31ч.
4 Внимание
Понятия Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. «Устойчивость внимания»; «Переключение внимания»; «Распределение внимания»; « Объем внимания».: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек .
Устойчивость внимания. Переключение внимания. Распределение внимания. Объем внимания 31ч.
5 Мышление Развитие наглядно-образного мышления.
Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»;«Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»;«Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»;«Продолжи слово». «Развитие наглядно-действенного мышления»; «Развитие элементов логического мышления»; «Развитие наглядно-образного мышления». Развитие элементов логического мышления.
31ч.
6 Мои достижения Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;«Отгадай слово»; «Найди пару».
9 ч.
7 Всего 170часов

Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 6 класс( 170 часов)

№ Разделы Тематика Всего количество часов

1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . Как люди воспринимают друг друга? Особенности восприятия человека детьми и взрослыми. Как общаются разные люди? Виды общения. Общение и отношения. Общение и понимание людьми друг друга. Особенности понимания человека детьми и взрослыми. Я живу среди людей.
27 часов
3 Ощущение и восприятие Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие .Сенсорное развитие. Кинестетическое восприятие. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Восприятие запаха. Восприятие вкуса. Сенсорное развитие .Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. Таблица Шульте. Игра «Как это можно использовать?» 30 часов
4 Внимание
Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", Упражнение «Будь внимателен!»,"Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. Упражнение «Спрятанные имена». Упражнение «Снежный ком»; Графический диктант, Упражнение «Скопируй Узор»; Корректурная проба, Упражнение «Снежный ком» ; Упражнение «Будь внимателен!»; Словесный диктант «Квадрат».
32 часа
5 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)
Отсроченное воспроизведение запоминаемого. Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».
Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
30 часов
6 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения.
Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»;
«Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»;
«Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»;
«Продолжи слово». Игра " Упражнения для развития мышления». «Игра "Как это можно использовать". Упражнение «Спрятанные имена»
30 часов
7 Мои достижения Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;
«Отгадай слово»; «Найди пару».
20 часов
8 Всего 170 часов


Тематическое планирование занятий
коррекции познавательной деятельности 7 класс( 170 часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов

1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Ощущение и восприятие Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
«Слуховое восприятие»«Тук-тук-тук» «Что гудит?» «Как звучит погремушка?» «Как звучит колокольчик?» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин) Прослушивание музыкальных произведений «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных)
«Кинестетическое восприятие»Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего
28 часов
3 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . «Познакомимся поближе.» «Потребности и мотивация». «Сотрудничество». «Сплоченность». «Самооценка». «Конфликт». «Конфликт – неэффективное общение». «Мой мир». «Я и мой внутренний мир. Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие». «Умение слушать». «Работа с “Я-образом”». «Наши особенности». «Я — это я, и это замечательно!». «Почувствуй себя любимым». «Доверие в жизни человека». «Я тебе доверяю». «Наши ресурсы».
30 часов
4 Воля
Понятия: воля, цель, выбор и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек.
Текстовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с
усложняющимся содержанием ("Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии" и др.)
24 часа
5 Развитие речи Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»). Общение как коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация. Язык тела. Общение в контексте взаимодействия людей. Общение в контексте взаимодействия людей.
20 часов
6 Внимание Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. Диагностика познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Диагностика эмоционально-волевой сферы. Диагностика уровня внимания.
Упражнение на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант и т. д. «Числовые ряды»,игра«Анаграммы»,«Пиктограммы»,
«Запрещенная буква»,«Спрятанное слово»,«Исключение лишнего»,«Составь предложение»,
«Четвертый лишний»,«Необычное применение».
24 часа
7 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;
«Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»;
«Запомни картинку»; «Угадай по голосу»; Беседа о значении памяти в жизни человека
Предоставление информации о видах памяти. Упражнение «Вспомни движения»
Обсуждение результатов диагностики памяти.
26часов
8 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое
Мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;
«Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово». Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. Упражнения на развитие сенсомоторики. Лепка. Упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.
30часов
9 Всего 170 часов

Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 8 класс(170 часов)
№ Разделы Тематика Всего количество часов

1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Ощущение и восприятие Как мы получаем информацию о человеке. Учимся понимать жесты и позы. Мимика. Жесты. Понятие ощущения. Схема возникновения ощущения. Виды ощущений. Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
25 часов
3 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.
24 часа
4 Развитие речи
Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).
24 часа
5 Внимание Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
32 часа
6 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности;
понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;
«Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»;
«Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;
24 часа
7 Кем быть Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности.
24 часа
8 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое
Мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;
«Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
8 часов
9 Мои достижения Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;
«Отгадай слово»; «Найди пару».
8 часов

Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 9 класс ( 170часов)

№ Разделы Тематика Всего количество часов

1 Вводное занятие Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
1 час
2 Ощущение и восприятие Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
30 часов
3 Общение Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. .Вербальное и невербальное общение; составление рассказа по картинкам; приемы выразительного чтения; закрепление навыков конструктивного общения; понимание системы взглядов и интересов другого.
30 часов
4 Развитие речи
Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).

24 часа
5 Внимание Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.

32 часа
6 Память Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Что такое память?
Какие виды памяти уже вам известны?
Как можно улучшить память, ускорить запоминание?
Двигательная память; образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память.
22 часа
7 Мышление Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое
Мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;
«Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
28 часов
8 Мои достижения «Мое творчество» ; « Мой мир»; « Диагностика ВПФ».
3 часа

Список литературы
Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕТР, 2009 г.
Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕТР, 2002.
Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Опубликовано 17.08.17 в 20:42 в группе «Педагоги-психологи»

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.