Коннова Галина Александровна
Педагог-психолог
ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат имени генерал-майора В.В.Усманова»
Курганская область, г.Куртамыш
Цель: Развитие навыков коммуникации, умения решать конфликты и работать в команде.
Задачи:
- Познакомить со способами разрешения конфликтов.
- Формировать умение слушать и понимать друг друга.
- Развивать умение находить компромиссы и решать конфликты.
- Развивать навыки общения и коммуникации.
Описание: Игра подходит для подростков любого возраста и уровня подготовки. Квест проходит в школе или на территории школы. Участники делятся на команды.
Квест-игра «Управляй конфликтом» - это игра, которая поможет подросткам научиться управлять конфликтами и находить решения в сложных ситуациях.
Игра состоит из нескольких этапов, на каждом из которых участники будут сталкиваться с различными ситуациями, требующими решения. Задания могут быть различными: например, найти решение конфликта между учениками, провести переговоры с учителями, разработать правила поведения в школе и т.д.
После прохождения каждого этапа команда получает карточку со словом, из которых на финальном этапе нужно будет составить фразу.
В конце квеста участники обсуждают свои впечатления и делятся своими мыслями о том, как они справились с заданиями.
Вступление
Приветствую вас, юные искатели приключений! Готовы ли вы к захватывающему приключению полному загадок и тайн? Тогда добро пожаловать в мир квестов!
Сегодня мы отправимся в путешествие по миру конфликтов и попробуем разобраться, как правильно решать их. Конфликты - это неизбежная часть жизни, но они могут быть разрушительными, если не уметь правильно реагировать на них.
В нашем квесте мы будем изучать различные ситуации, в которых возникают конфликты, и будем искать способы их разрешения. Мы будем учиться слушать друг друга, понимать точки зрения других людей и находить компромиссы.
И помните, что конфликты - это не только проблема, но и возможность для роста и развития. Поэтому мы будем не только учиться решать конфликты, но и учиться использовать их для своего блага.
Так что пристегните ремни, и вперед! Приключения ждут нас!
Участникам квеста нужно разделиться на две команды и придумать название для своей команды.
Первый этап – «Погружение в тему». Участники знакомятся с понятием конфликта, способами его разрешения. Вариант 1 (для более младших ребят): ведущий рассказывает. Вариант 2 (для старших ребят): изучают самостоятельно. (Приложение 1)
Второй этап – «Соедини». На этом этапе подготовленные ученики из ребят, участвующих в квесте, показывают сценку (Приложение 2).
Задание: соотнести в таблице животное (из сценки) и стиль поведения в конфликте (Приложение 3).
Третий этап – «Конфликтная ситуация». На этом этапе каждая команда записывает 2 конфликтных ситуации, с которыми кто-то из участников лично столкнулся в жизни. Ситуации сдаются ведущему.
Четвёртый̆ этап – «Решение конфликтов». На этом этапе участникам предлагается вытянуть по два способа и при помощи их решить ситуации противоположной команды. А затем предложить свой наиболее оптимальный способ.
Решение обыгрываем, инсценируя ситуацию.
Пятый этап – «Составление правил». На этом этапе участники команд составляют правила, которыми следует пользоваться, чтобы решить конфликт или избежать его.
6 этап – «Составь фразу». На этом этапе команды составляют из слов, полученных на предыдущих этапах, фразы и объясняют их смысл. (Приложение 4).
Заключительное слово.
Вот и подошел к концу наш квест, посвящённый̆ конфликтам. Вы прошли через множество испытаний и узнали много нового о том, как решать конфликты. Я надеюсь, что вы получили удовольствие от прохождения квеста. Желаю вам успешного применения полученных навыков в реальной жизни!
Литература:
1. Хелена Крнелиус, Шошана Фэйр. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты, М., АО Стрингер, 1992 г. – 116с.
Приложение 1.
Конфликт-это столкновение двух или более субъектов, противостояние, вызванное несовместимостью, противоположностью их потребностей, интересов, знаний или системы ценностей.
Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
• конкуренция или соперничество;
• сотрудничество;
• компромисс;
• приспособление;
• игнорирование или уклонение (иногда отсрочка).
Стиль конкуренции или соперничества. Это стремление к одностороннему выигрышу, к
победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои, интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Его также можно использовать, если есть веские аргументы; если нет иного выбора и нечего терять, или если человек находится в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования, принципиальности, настойчивости.
Однако следует иметь в виду, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.
Этот стиль не может быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения он больше ничего вызвать не может.
Стиль сотрудничества. Сотрудничество – наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем он наиболее эффективен для разрешении конфликтных ситуаций.
Преимущество его в том, что находится наиболее приемлемое для обеих сторон решение и оппоненты превращаются в партнеров. Сотрудничество означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех.
Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фразы: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, как мы оба можем получить то, что хотим», «Я пришел к вам, чтобы решить нашу проблему».
Такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».
Стиль уклонения или отсрочки. Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения, либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее, или это не те взаимоотношения, которые вам необходимо поддерживать.
Стиль приспособления. Стиль приспособления означает, что человек не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. Но это не означает, что человек отказывается от своих интересов, он просто должен как бы отставить их на некоторое время, а потом в более благоприятной обстановке вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны оппонента или каким-либо иным образом.
Ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них, и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Приложение 2.
Сценка «Праздничный пирог»
Голос за сценой: «Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвала гостей. Испекла огромный праздничный пирог».
(У стола, на котором расположился муляж пирога, стоит черепаха и любуется.
Дверь распахивается, и с радостными возгласами «Поздравляю! С днем рождения! Дорогая подруга! Счастья тебе!» входят гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости обращают внимание на пирог.)
Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!
Гости (хором). Да-а-а!
Черепаха. Вот только не знаю, как его разрезать?
Акула (хватает кухонный нож и становится в начальственную позу). Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, — это я!
Лиса (останавливая акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!
Акула. Еще чего! Этот мне!
Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся.
Медвежонок. Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше...
Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!
Медвежонок (грустно опуская голову) А с другой стороны — о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно.
Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу — она сейчас этот пирог глазами проглотит! (Гости смеются.)
Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна… (направляется к выходу).
Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?
Гости. Согласны!
Сова. Так давайте поделим его поровну!
Приложение 3.
Акула Медвежонок Лиса Сова Черепаха
Уход, уклонение Приспособление Сотрудничество Компромисс Конкуренция, соперничество
Приложение 4.
«Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого»
доброе слово не требует затрат, а ценится дорого
«Лучший способ решить конфликт — избежать его»
лучший способ решить конфликт — избежать его