ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Основская Ирина Сергеевна

Педагог-психолог
МБОУ «СОШ №1 имени Героя России С. А. Кислова»
Россия, Челябинская область, Коркинский муниципальный округ, город Коркино


Цель предложенного материала: исследование и доказательство эффективности применения метафорических ассоциативных карт (МАК) в процессе семейного консультирования, а также анализа их воздействия на динамику взаимоотношений и коммуникацию между членами семьи.

Задачи:
1. Анализ методов работы с МАК.
2. Рассмотреть, как использование МАК может улучшить взаимопонимание и коммуникацию между членами семьи.
3. Предложить практические рекомендации педагогам и психотерапевтам по внедрению МАК в свою практику.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) являются мощным инструментом в процессе семейного консультирования. Они помогают клиентам выразить свои чувства, осознать скрытые переживания и улучшить коммуникацию между членами семьи. В данной статье приведены примеры применения МАК и рекомендации по выбору колод.
Ценность использования метафорических карт в том, что не всегда человек может обозначить свою проблему, или даже порой не догадывается в чем дело. Глядя на изображение карт, возникают ассоциации, определенные эмоции, которые помогают человеку раскрыться, рефлексировать и найти собственные ресурсы.
Каждая карта – это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творчеству, креативному началу.

Правила работы с метафорическими ассоциативными картами:

1. Работа с картами может проходить «в открытую» (ВО, рубашкой вниз) и «в закрытую» (ВЗ, рубашкой вверх). Хороши оба способа, и они успешно применяются в работе с одинаковой частотой.
2. Нет «хорошей» и «плохой» интерпретации, «правильной» и «неправильной», человек может говорить все, что связывает с картой. Иногда самые нелепые мысли и приводят к разрешению проблемы.
3. Человек может ничего не говорить о картинке, если это вызывает у него сопротивление.
4. В работе с картами нет строгих правил, их можно варьировать исходя из ситуации и запроса.
5. При ответе на вопрос необязательно брать только одну карту, можно взять 3-5(7). Если взять больше, внимание разбежится и можно запутаться.
6. Никто не должен поправлять Вас и говорить: «Нет, так неправильно, на карте совсем другое!». Пока карта у Вас в руках – она ваша и интерпретацию можете дать только Вы сами.
Практически в любом упражнении можно применить вопросы, относящиеся к базовым. Когда же наловчитесь работать с картами, вопросы у Вас будут всплывать сами, автоматически.

Список базовых вопросов:
- опишите карту
- что вы чувствуете, глядя на карту?
- есть ли Вы на карте или нет?
- какие ощущения в теле возникают, глядя на карту?
- опишите, что положительного и отрицательного есть на карте?
- как эта карта относится к запросу?
- что чувствует человек (предмет), изображенный на карте?
И другие.

Примеры использования МАК:

1. Выявление эмоций членов семьи
- Метод: Каждый член семьи выбирает карту, которая отражает его текущее состояние или чувство.
- Цель: Позволить участникам выразить свои эмоции и понять, как они видят друг друга.

2. Построение семейной генограммы
- Метод: Использовать карты для визуализации отношений между членами семьи. Члены могут выбрать карты, представляющие каждого члена семьи и их связи.
- Цель: Определить динамику взаимоотношений и выявить паттерны.

3. Поиск ресурсов и решений
- Метод: Семья выбирает карты, представляющие ресурсы или качества, которые помогут им справиться с трудностями.
- Цель: Сфокусироваться на возможностях и подойти к проблеме с другой стороны.

4. Ролевые игры и сценарии
- Метод: Использовать карты для создания сцен, где члены семьи могут разыграть свои роли.
- Цель: Позволить увидеть ситуацию со стороны другого человека и улучшить понимание.

5. Поддержка в изменениях
- Метод: Выбор карт, символизирующих изменения, которые семья хотела бы внедрить.
- Цель: Способствовать обсуждению изменений и планированию шагов к ним.

Рекомендуемые колоды МАК:

1. Семейные метафоры
- Описание: Колода, специально разработанная для работы с семьями. Она включает образы, отражающие разнообразие семейных отношений.

2. "Трансформационные карты"
- Описание: Колода, сосредоточенная на изменении и развитии, помогает выявить ресурсы для преодоления семейных конфликтов.

3. "Ассоциативные карты" от Елены Радченко
- Описание: Универсальные карты, обеспечивающие широкий спектр интерпретаций и подходящие для разных возрастных групп.

4. "Карта развития"
- Описание: Отлично подходит для работы над личностным ростом и семейными отношениями. Инструмент для обнаружения путей восстановления отношений.

5. "Карты желаний"
- Описание: Помогают семьям определять желания каждого члена и находить общие точки соприкосновения.

Использование метафорических ассоциативных карт в семейном консультировании позволяет создать безопасное пространство для обсуждения сложных тем и способствует более глубокому пониманию чувств и переживаний членов семьи. Правильный выбор колоды также играет ключевую роль в успешности процесса.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.