Основская Ирина Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ «СОШ №1 имени Героя России С. А. Кислова»
Россия, Челябинская область, Коркинский муниципальный округ, город Коркино
Цель предложенного материала: исследование и доказательство эффективности применения метафорических ассоциативных карт (МАК) в процессе семейного консультирования, а также анализа их воздействия на динамику взаимоотношений и коммуникацию между членами семьи.
Задачи:
1. Анализ методов работы с МАК.
2. Рассмотреть, как использование МАК может улучшить взаимопонимание и коммуникацию между членами семьи.
3. Предложить практические рекомендации педагогам и психотерапевтам по внедрению МАК в свою практику.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) являются мощным инструментом в процессе семейного консультирования. Они помогают клиентам выразить свои чувства, осознать скрытые переживания и улучшить коммуникацию между членами семьи. В данной статье приведены примеры применения МАК и рекомендации по выбору колод.
Ценность использования метафорических карт в том, что не всегда человек может обозначить свою проблему, или даже порой не догадывается в чем дело. Глядя на изображение карт, возникают ассоциации, определенные эмоции, которые помогают человеку раскрыться, рефлексировать и найти собственные ресурсы.
Каждая карта – это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творчеству, креативному началу.
Правила работы с метафорическими ассоциативными картами:
1. Работа с картами может проходить «в открытую» (ВО, рубашкой вниз) и «в закрытую» (ВЗ, рубашкой вверх). Хороши оба способа, и они успешно применяются в работе с одинаковой частотой.
2. Нет «хорошей» и «плохой» интерпретации, «правильной» и «неправильной», человек может говорить все, что связывает с картой. Иногда самые нелепые мысли и приводят к разрешению проблемы.
3. Человек может ничего не говорить о картинке, если это вызывает у него сопротивление.
4. В работе с картами нет строгих правил, их можно варьировать исходя из ситуации и запроса.
5. При ответе на вопрос необязательно брать только одну карту, можно взять 3-5(7). Если взять больше, внимание разбежится и можно запутаться.
6. Никто не должен поправлять Вас и говорить: «Нет, так неправильно, на карте совсем другое!». Пока карта у Вас в руках – она ваша и интерпретацию можете дать только Вы сами.
Практически в любом упражнении можно применить вопросы, относящиеся к базовым. Когда же наловчитесь работать с картами, вопросы у Вас будут всплывать сами, автоматически.
Список базовых вопросов:
- опишите карту
- что вы чувствуете, глядя на карту?
- есть ли Вы на карте или нет?
- какие ощущения в теле возникают, глядя на карту?
- опишите, что положительного и отрицательного есть на карте?
- как эта карта относится к запросу?
- что чувствует человек (предмет), изображенный на карте?
И другие.
Примеры использования МАК:
1. Выявление эмоций членов семьи
- Метод: Каждый член семьи выбирает карту, которая отражает его текущее состояние или чувство.
- Цель: Позволить участникам выразить свои эмоции и понять, как они видят друг друга.
2. Построение семейной генограммы
- Метод: Использовать карты для визуализации отношений между членами семьи. Члены могут выбрать карты, представляющие каждого члена семьи и их связи.
- Цель: Определить динамику взаимоотношений и выявить паттерны.
3. Поиск ресурсов и решений
- Метод: Семья выбирает карты, представляющие ресурсы или качества, которые помогут им справиться с трудностями.
- Цель: Сфокусироваться на возможностях и подойти к проблеме с другой стороны.
4. Ролевые игры и сценарии
- Метод: Использовать карты для создания сцен, где члены семьи могут разыграть свои роли.
- Цель: Позволить увидеть ситуацию со стороны другого человека и улучшить понимание.
5. Поддержка в изменениях
- Метод: Выбор карт, символизирующих изменения, которые семья хотела бы внедрить.
- Цель: Способствовать обсуждению изменений и планированию шагов к ним.
Рекомендуемые колоды МАК:
1. Семейные метафоры
- Описание: Колода, специально разработанная для работы с семьями. Она включает образы, отражающие разнообразие семейных отношений.
2. "Трансформационные карты"
- Описание: Колода, сосредоточенная на изменении и развитии, помогает выявить ресурсы для преодоления семейных конфликтов.
3. "Ассоциативные карты" от Елены Радченко
- Описание: Универсальные карты, обеспечивающие широкий спектр интерпретаций и подходящие для разных возрастных групп.
4. "Карта развития"
- Описание: Отлично подходит для работы над личностным ростом и семейными отношениями. Инструмент для обнаружения путей восстановления отношений.
5. "Карты желаний"
- Описание: Помогают семьям определять желания каждого члена и находить общие точки соприкосновения.
Использование метафорических ассоциативных карт в семейном консультировании позволяет создать безопасное пространство для обсуждения сложных тем и способствует более глубокому пониманию чувств и переживаний членов семьи. Правильный выбор колоды также играет ключевую роль в успешности процесса.