ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»
преподаватель информатики
Татьяна Владимировна Кобозева
г. Ставрополь
«Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер» Сидни Дж. Харрис.
Интернет – зависимость у детей дошкольного возраста и студентов
Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов. Количество пользователей Интернета увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России.
Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета.
По данным последнего пресс-релиза Международного союза электросвязи (МСЭ) от 27 ноября 2024 года, в 2024 году к интернету будут подключены 5,5 миллиарда человек.
В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета.
Проблема зависимости от сети Интернет достаточно молодая. В России она затрагивается в трудах таких учёных, как Жичкина А. (шкала Интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший Интернет-зависимость, и многих других.
Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются не только молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет, но и дети дошкольного возраста. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и (или) получения удовольствия. Поэтому профилактика Интернет - зависимости у детей дошкольного возраста и студентов становится особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет - зависимых.
К симптомам Интернет – зависимости относятся:
- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете;
- постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW);
- нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
На примере проведенного исследования среди студентов ГБПОУ СК «Ставропольского базового медицинского колледжа» в 2023-2024уч. году было выявлено, что 13% студентов относятся к группе «Независимые от сети Internet», 23% студентов относятся к группе «Начальная стадия зависимости от сети Internet» и 64% студентов «Зависимые от сети Internet». По сравнению с 2017-2018 годом «Независимые от сети Internet» - на 20% увеличилось, «Начальная стадия зависимости от сети Internet» - снизилось на 7%, «Зависимые от сети Internet» - на 27% увеличилось.
Для лечения компьютерной зависимости нет единственно верной методики, что усугубляет искоренение этой проблемы. Поэтому, для снижения количества интернет-зависимых старшего поколения, следует, прежде всего, обратить внимание на детей.
На примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №58 г.Ставрополя была проведена исследовательская работа среди детей 3-4х лет и 6-7 лет, в результате чего было выявлено, что практически у всех исследуемых детей есть в семье компьютер/планшет/ноутбук/телефон с чего они имеют доступ в Internet. На вопрос «как долго они проводят время в Internet», дети 3-4лет ответили: «много времени» -61%, «мало времени» - 39%. Дети 6-7 лет смогли ответить более точно: «До 30 минут в день» – 44%, «Целый день» – 44%, «1 раз в неделю» – 6% и «Не проводят время в Internet» – 6%.
Итак, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отмечается интернет-зависимость как социально-психологическая проблема современности, и имеет свои социальные источники и причины, характеристики и свойства.
Своевременное выявление Интернет – зависимых детей позволит предупредить изменение их личности.
Поэтому, для уменьшения последствий в подростковом и студенческом возрасте необходимо своевременно проводить профилактику уже в дошкольном возрасте.