Волкова Татьяна Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка» г. Туапсе
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: средний дошкольный возраст.
Цель: Знакомство детей с основами финансовой грамотности в игровой форме.
Задачи приоритетной образовательной области (ОО):
- образовательная:
- Познакомить детей с понятием денег как эквивалента ценности, необходимого для обмена на товары.
- Сформировать представление о том, что деньги можно зарабатывать и использовать для покупки или накопления.
- Научить детей основам счета и оценке стоимости предметов, используя игровые монетки и карточки с "ценами".
- развивающая:
- Развивать элементарные математические способности: навыки счета, сравнения, распределения.
- Стимулировать логическое мышление, чтобы дети могли соотносить количество "монеток" с ценностью выбранного предмета.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений, выполняя задания и манипулируя игровыми предметами (жетонами, карточками, "копилками").
- воспитательная:
- Воспитывать уважение к труду и понимание, что для получения желаемого нужно приложить усилия (выполнить задание, заработать "монетки").
- Способствовать формированию ответственности в выборе: нужно уметь взвешивать, тратить ли деньги сразу или копить.
- Развивать коммуникативные навыки и умение работать вместе, взаимодействуя в процессе обмена "монеток" на "призы".
Задачи ОО в интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность,
Планируемый результат: Дети узнают, что деньги можно "зарабатывать" и "тратить", а также что можно "сберегать" их в копилке для чего-то более ценного.
Словарная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой, познакомить детей с понятием "сбережение", копилка, «банкнота».
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, элементы игровых технологий, исследовательская деятельность.
Форма проведения: групповая
Материалы и оборудование: картинки с изображением разнообразных копилок, керамическая копилка, игровые монеты, призы-картинки, карточки с заданиями, карточки с ценами, банкноты, монеты, коробка с копилкой, картинка «Муха Цокотуха», картинка Муравья, магнитная доска.
|
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
|
Планируемый результат |
|
|||
1. |
Организационно- мотивационный этап (начало) Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? Речь воспитателя: "Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие. Мы с вами поговорим о монетках, которые помогают нам получать разные вещи. Вы знаете, что такое монетки и деньги? Это не просто бумажки и железки. Это как маленькие помощники, с помощью которых мы можем купить то, что нам нравится! Но для того, чтобы у нас были монетки, их нужно сначала заработать. Вопросы для обсуждения: -"Кто видел, как мама или папа покупают что-то в магазине? Они отдают что-то, чтобы что-то получить?" -« А что они отдают?» -"Что можно купить на монетки? Какие у вас идеи?"
|
Формировать у детей среднего дошкольного возраста первичных экономических представлений.
|
Воспитатель объясняет детям, что деньги — это особенные предметы, с помощью которых мы можем получить то, что нам нужно или хочется. Дети узнают, что деньги можно "зарабатывать" и "тратить", а также что можно "сберегать" их в копилке для чего-то более ценного.
|
Словесный, наглядный |
(воспитатель с детьми стоят в кругу) (Ответы детей)
Обсуждают услышанное
(Ответы детей)
(Ответы детей)
(Ответы детей) |
|
|
|||||
|
2. |
Основной этап (ход или процесс)(10–12 минут)
Этап 1. Заработай "монетки" Речь воспитателя: "Теперь мы с вами будем зарабатывать монетки. Я буду давать вам задания, и каждый, кто выполнит задание, получит одну монетку. Посмотрите на задания. Вот, например, нарисовать солнышко — кто хочет попробовать? А кто хочет построить башенку? Давайте начнем!"
Вопросы для обсуждения: -"Трудно ли было заработать монетку?" -"Какие задания понравились больше?" -"Как думаете, кто больше всего монеток заработал?"
|
Показать детям, что монетки нужно зарабатывать, выполняя разные действия. |
Воспитатель раздает детям карточки с простыми заданиями (например, нарисовать солнышко, построить башню из кубиков, собрать мозаику). За каждое выполненное задание ребенок получает одну "монетку".
|
Словесный, наглядный, практический, игровой |
Игра «заработай монетки» Дети возле столов
Ответы детей |
|
|
|
|||
|
2.1 |
Этап 2. Обмен "монеток" на призы Воспитатель предлагает детям выбрать "призы" за заработанные монетки. На столе разложены карточки с картинками игрушек и лакомств, на которых указана их "стоимость" (например, конфета = 2 монеты, яблоко = 1 монета,). Дети могут "купить" что-то, отдав свои монетки. Речь воспитателя: "Молодцы, вы заработали монетки! Теперь мы можем поменять их на призы. Посмотрите, у нас есть картинки с игрушками и вкусностями. У каждой картинки своя цена. Чтобы получить конфетку, нужно отдать две монетки, а чтобы получить игрушку, нужно три монетки. Посчитайте свои монетки и подумайте, что бы вы хотели выбрать!" Вопросы для обсуждения: -"На что бы вы хотели потратить свои монетки? Почему?" -"У всех хватило монеток на то, что хотели?" -"Кто выбрал сохранить монетки? Почему?"
|
Научить детей простому обмену и понятию стоимости.
|
|
Словесный, наглядный, практический |
Дети садятся за столы
Дети меняют монетки на призы
Ответы детей |
|
|
|
|||
|
2.2 |
Этап 3. Игра в копилку Воспитатель: Послушайте загадку. Чтоб хранить свои доходы, На карманные расходы, Штучка требуется мне, Та что с дыркой на спине. (копилка) Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, как и где мы можем копить наши деньги? Правильно, можно использовать копилки. Показ копилки. Давайте рассмотрим копилку. Обратите внимание, от обычной игрушки ее отличает прорезь. Как вы считаете, это бракованная игрушка, или эту прорезь сделали специально? Правильно – это не просто игрушка, это копилка. Копилка считается очень хорошим и полезным подарком. Но пустую копилку дарить не принято, надо обязательно опустить хотя бы одну монетку в прорезь. А новый хозяин копилки кладет туда еще монетку, потом еще одну…
- «Давайте попробуем положить несколько монеток в копилку и подумаем, на что бы мы хотели накопить.» Вопросы для обсуждения: -"Как думаете, зачем люди копят монетки?" -"Что бы вы хотели накопить себе? Почему?" -"Как вы думаете, если каждый день добавлять по одной монетке в копилку, получится ли собрать много?"
|
Формирование умения слушать; Познакомить детей с понятием "сбережение".
|
Воспитатель предлагает детям положить часть монеток в копилку, объясняя, что если копить монетки, то потом можно будет купить что-то более ценное.
|
Словесный, наглядный, практический
Словесный, наглядный, практический
Словесный, наглядный, практический |
Отгадывают загадку
ответы детей
Рассматривание копилки
Ответы детей
Дети рассматривают копилку
ответы детей
Ответы детей |
|
|
||||
|
2.3 |
(закрепление нового знания, повторение) 3. Закрепление и обсуждение 1,5 минут) Речь воспитателя: "Вот мы с вами и поиграли в заработок и копилку. Вам понравилось занятие? Что вы узнали нового? Чем интереснее было заниматься — зарабатывать монетки или их тратить? А может быть, собирать в копилку?" Вопросы для обсуждения: -"Кому понравилось зарабатывать монетки? Почему?" -"Кому больше понравилось тратить их?" -"А кто решил сберечь монетки в копилке? На что бы вы хотели накопить?" 4. Рефлексия и завершение (2–3 минуты) Речь воспитателя: "Теперь вы знаете, что можно зарабатывать монетки, что их можно тратить или копить. Я предлагаю вам попробовать копить монетки дома, например, с мамой и папой. Вы сможете купить что-то особенное, когда накопите много монеток!" Воспитатель. Спасибо, что помогли Мухе разобраться в желаниях, правильно определив самые важные потребности и к чему надо стремиться. |
Обсудить с детьми пройденные темы, закрепить понятия "зарабатывать", "тратить", "копить".
|
Воспитатель подводит итог занятия, спрашивая у детей, чему они научились и что им больше понравилось: зарабатывать, тратить или копить
Подвести итог, поощрить детей к дальнейшему изучению финансовых тем с родителями.
. Дети узнают, что деньги нужно зарабатывать, что их можно тратить на разные вещи, а также копить на что-то более ценное.
|
Словесный
|
Обсуждение
Ответы детей |
|
|
||||
3. |
Заключительный этап (выход из игровой ситуации, итог, рефлексия) Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что если вы не будете бережливыми, будете ломать игрушки, портить новые вещи, то вместо того чтобы класть деньги в копилку, родителям придется покупать новые вещи. В таком случае копить будет очень трудно. Только своим правильным поведением и бережливостью каждый может осуществить свою мечту. Копилка будет хорошей помощницей в этом.
Перейти к публикациям для педагогов в журнале
|
|
Воспитатель предлагает детям продолжить копить монетки дома, например, вместе с родителями, и обсуждает, как это может быть полезно. |
|
Дети стоят в кругу, рефлексия |
|
|
|||||
4. |
Продолжение (Вне занятия) Ребята, я предлагаю вам нарисовать игрушку или другой товар, который вы мечтаете приобрести на деньги из копилки. Дома покажите ваши рисунки родителям. |
|
|
|
(Вне занятия) |
|
|