Солтыс Инна Валентиновна
учитель – логопед
Муниципальное Дошкольное
Образовательное Учреждение № 17
города Нерюнгри Нерюнгринского района
Новые формы работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ посредством игрового набора «Дары Фребеля.
Презентация методических приемов.У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Развитие речи ребенка во многом зависит от полноценного общения, так как в современном мире дети большую часть своего времени проводят в образовательных учреждениях, важно грамотно содействовать речевому развитию в разных видах детской деятельности.
Исходя из этого, перед логопедом встает вопрос: какие приемы и методы эффективней использовать в работе с детьми с речевыми нарушениями. В своей я работе я решила применить игровой набор «Дары Фребеля».
Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
Применение наборов повышает познавательную активность детей с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.
Данный набор обладает рядом преимуществ:
• не имеет привязки к предметам и сюжету, поскольку основу его составляют различного цвета и величины плоскостные и объёмные геометрические формы, что позволяет детям свободно оперировать образами героев;
• позволяет развивать не только конструктивные, но и речевые, социально-коммуникативные навыки дошкольников, образное мышление и творческое воображение при ознакомлении с произведениями и их героями;
• является хорошей наглядной опорой для дошкольников при составлении связного высказывания, удержания в памяти логики развития событий или действий героев художественного произведения;
• позволяет одновременно эффективно включать в образовательную деятельность большое количество детей, варьируя при этом сложность заданий, осуществляя тем самым индивидуализацию образовательного процесса;
• может использоваться педагогом в зависимости от задач на разных этапах образовательной деятельности (мотивационном, основном или заключительном).
В коррекционно-развивающей работе игровой набор «Дары Фрёбеля» дает возможность в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия решать задачи по всем направлениям речевого развития.
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с нарушениями речи, я учитываю не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а так же их желания и интересы.
«Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми.
Для каждого ребенка возникает стремление создать ситуацию успеха, чтобы каждый обучающийся смог испытать радость от познания нового, от осознания собственных возможностей и выявления личностных ресурсов. Ощущение собственной успешности способствует повышению образовательной мотивации дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Для более эффективной работы по использованию игрового пособия «Дары Фребеля» я систематизировала игры и упражнения по развитию речи. Теперь удобно это пособие использовать в своей работе с детьми с ОВЗ.
Так же в своей работе я применяю карточки, с помощью которых можно развивать: связную речь, словарный запас, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, автоматизировать поставленные звуки, так же артикуляционную моторику.
А сейчас, предлагаю вашему вниманию видиофрагмент наших игр с «Дарами Фребеля» с детьми с ОВЗ.
Перейти к конкурсам для учителей - логопедов
Список использованной литературы
1. Васильева Е. А. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми, имеющими речевые нарушения// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2018. – №67.
2. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. : Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО», 2019 г.
3. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. : Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие», 2019 г.
4. Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 2, ноябрь 2021. – с. 46.
5. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : Учеб. пос. / С. Н. Сазонова. - М. : Академия, 2012. - 144 с.
6. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение игр детей / О. В. Солнцева. - СПб. : Речь, 2010. - 176 с.